В процессе овладения письмом устанавливаются новые связи между слышимым, произносимым и видимым словом. При письме существует непосредственная связь между движениями руки и глаз: движения руки почти полностью контролируются зрением. Одной из психологических предпосылок становления письменной речи является достаточный уровень сформированности пространственного восприятия и представлений. При нарушении зрительного гнозиса и пространственного восприятия, а также при недоразвитии кинестетического и динамического праксиса у детей возникают специфические трудности письма – замена букв, похожих по начертанию. Более выраженными и стойкими у младших школьников являются замены букв: и-у, п-т, б-д,о-а . Эти сходные буквы на старте написания начинаются с одинакового элемента, но на определенном этапе необходимо переключение на движение, продолжающее письмо следующего элемента буквы, который отличается от написания сходной. Эти трудности переключения движений и являются основной причиной оптико-кинетических ошибок.
Замечено, что первоклассники обычно не имеют проблем на уроках письма с различением оптически и кинетически сходных букв, но во втором классе с переходом на усложненные формы письменных заданий (увеличение объема и темпа письма) у них появляется большое количество выраженных ошибок из этой серии. Смешения по кинетическому сходству носят стойкий характер и отмечаются у учеников старших классов и даже студентов, особенно в периоды утомления.
В работе по устранению данного вида дефекта основной целью является формирование у ребенка четкого графического образа буквы.
Работа проводится в следующих направлениях:
- развитие зрительного гнозиса
- уточнение и расширение объема зрительной памяти
-формирование пространственного восприятия и представлений
- развитие зрительного анализа и синтеза
- развитие двигательной сферы: моторики артикуляционного аппарата, кинестетического и динамического праксиса рук
И.Н. Садовникова выработала методику дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство. «При работе с рукописным шрифтом основная задача логопеда – научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки)». Очень важно закрепление связей между фонемой – артикулемой –графемой –кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора: слуховой, двигательный, зрительный, тактильный.
Буквы И-У
Предварительная работа по различению:
1.Называние предметных картинок, выделение начального звука в ударной позиции из слов: иволга, улица
2.Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительный анализатор.
а) упражнение перед зеркалом: «трубочка, улыбка»
б) при произнесении звука И – губы улыбаются
при произнесении звука У – губы собираются в трубочку
3.Сопоставление звуков по артикуляции.
Вопросы логопеда:
«Как наши губы произносят звук У?»
«Как наши губы произносят звук И?»
4.Соотнесение звука с буквой рукописного шрифта.
«Когда мы произносим И – губы улыбаются и растягиваются в стороны и букву И будем писать движением руки в сторону».
«Когда мы произносим У – губы вытянуты, и буква У вытянута вниз.»
5.Введение символов – обозначений букв: У - наклонная палочка ( / )
И – короткая горизонтальная черта (-)
«Букву будем обозначать наклонной палочкой, т.к. у нее есть петелька»
«Букву будем обозначать горизонтальной черточкой, т. к. у нее нет петельки и она широкая»
Примерные виды заданий.
1. Подписываем под буквой обозначение:
у и у и у и у и
/ - / - / - / -
2. Подпиши под обозначением букву.
/ - / - / - / - / - / - / - / - / - /
у и у и у и у и у и у… … …
5. Спиши слоги, вместо палочек напиши буквы у или и.
Прочитай слоги.
/ а - -а п / - п - к / - к - / с - -с
/ у - -у т / - т - г / - г - /з - -з
/ы - -ы б / - б - в / - в - /ш - -ш
/о - -о д / - д - ф/ - ф - /ж - -ж
6. Спиши слоги. Вместо палочек напиши буквы у или и.
Прочитай.
/ т - - т / р - / р - - р ч / - ч / - ч -
/ п - - п / р - - р - / р щ / - щ - - щ /
/ к - - к - л - - л - - л с / - с / - с –
/ ф - -ф - л - / л - - л з - - з/ - з –
Запиши и прочитай сочетания гласных:
а / - а - / у / -
Запиши и прочитай закрытый слог.
п / п п / п п / п
т / п т - т т / п
б / б б - б б - б
7. Спиши слоги. Вместо палочек напиши буквы у или и. Прочитай.
п - п д / д б / б ж - ж к - к г / г
п - т д - д б - б ж / ж к / к г / г
п / т т - т б / б ж - ж к - к г - г
8. Спиши слова. Вместо палочек напиши буквы у или и. Прочитай.
19. Прочитай «перевертыши», запиши в тетрадь печатными буквами.
Подчеркни у, и.
1) Иди искать такси.
2) Ишаку казак сена нес, казаку каши.
3) У лип Леша нашел пилу.
20. Спиши, подчеркни букву У .
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила
А о чем она грустит
Никому не говорит.
(ива)
21.
Спиши , подчеркни букву И.
У Ивашки рубашка
У рубашки кармашки.
22. Контрольное списывание. Этот материал можно использовать как зрительный диктант.
а) Искру туши до пожара
Беду отводи до удара.
б) Умелые руки не знают скуки.
в) Глупый осудит, а умный рассудит.
г) Без муки нет науки.
д) Не учись разрушать, а учись строить.
23. Прочитай текст. В первый столбик выпиши слова с буквой и,
во второй - с буквой у, в третий - с буквами и, у.
Кошке игрушки, а мышке слезки. Ирина испекла для бабушки вкусные ватрушки. Реши трудную задачу. Ивы росли у пруда. Реши трудную задачу. Ивы росли у пруда. По небу плывут облака. Кукушка сидела на суку у дупла белки. Труд кормит, а лень портит. Птицы зимой ищут пищу.
24. Спиши текст, вставляя в слова пропущенные буквы. Прочитай.
а) Сп*ши* б*квы с доск*.
К*п* для бабушк* сл*вы, ватр*шк*, п*рожк* и кр*п*.
Инна с*н*ла б*г*д* в с*мк*.
Ир*на пр*ход*т *тром, б*д*т К*зю, а потом *ход*т на работ*.
Д*ся пр*несла в школ* *тку и *тенка.
На трав*нке в*с*т па*т*нка, а на ней па*к.
Жили-были дед да баба, была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко. Дед бил, бил – не разбил.
Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула.
Яичко упало и разбилось.
Весна.
Пришла весна. Текут ручьи. На дубе надулись почки. Гуля и Дуся посадили на клумбу розу и лилии. Спеши дунуть на одуванчик. Полетят по воздуху его пушинки. Я беру удочки и иду на рыбалку. Буду в пруду ловить щуку и окуня.
Список используемой литературы
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.-М.,1983
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте., - М.,1991
Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Санкт-Петербург., КАРО, 2006
Комментарии пользователей