Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как условие реализации комплексного подхода и повышения качества коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
Жернова Н.В., учитель-логопед
МДОУ детского сада
комбинированного вида №55,
город Новочеркасска,
Ростовской области
В Ростовской области (по данным Министерства общего и профессионального образования Ростовской области) в группах с нарушениями речи обучается 6214 детей и с каждым годом эта цифра неуклонно растет, как и усложняются диагнозы детей.
Поэтому оказание коррекционно-педагогической помощи детям с речевой патологией требует высокой профессиональной подготовленности, где залог успешности логопедического воздействия зависит не только от логопеда, но и всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи, тем самым обеспечивая комплексность коррекционного воздействия.
Проведенный мною анализ практической деятельности в нашем детском саду, позволил выделить ряд факторов, которые подтверждают актуальность данной темы:
• дистанцирование родителей от детского учреждения;
• недостаточное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс;
• неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей;
• «децелерация» современных детей, которая заключается в замедленном темпе роста и развития детей.
Вышеизложенное, потребовало от меня пересмотра коррекционно-педагогической работы с родителями, что способствовало выстраиванию вариативного взаимодействия с семьей, где новизна моей работы заключается:
во-первых, в индивидуализации и учете особенностей различных типов семей, для этого разработала структуру работы с семьями разных типов;
во-вторых, в проведении дифференцированной работы с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно-педагогической подготовки родителей;
в-третьих, в проведении индивидуальной работы, означающей ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, поэтому разработала содержание работы с родителями детей, имеющих различные речевые нарушения.
в-четвертых, в реализации совместных проектов с родителями;
в-пятых, в использовании анкет для родителей детей, имеющих речевые нарушения, но дифференцированно с учетом тяжести речевого дефекта (ФФНР и ОНР), где анкета является продуктом моей практической деятельности.
Сложность и актуальность выбранной темы потребовала чёткого определения направлений работы, постановку целей и задач и их реализацию по трём основным этапам.
Целью моей работы стало использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и семьи как способа повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса.
Для достижения поставленной цели определила и решила следующие задачи:
1. Разработать и внедрить в практику работы модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей воспитанников в коррекционно-педагогическом процессе.
2. Систематизировать практический материал по работе с семьей.
Работа по реализации задач проводилась в три этапа: организационный, основной и заключительный.
Основным содержанием организационного этапа стало формирование у родителей:
информационной готовности к логопедической работе с детьми, установление доверительных отношений и сотрудничества в качестве наиболее продуктивного стиля взаимодействия;
фокусировки внимания взрослых на речевых или иных трудностях каждого ребенка, на необходимости оказания ему своевременной помощи;
также:
ориентирование родителей в видах и причинах речевых нарушений;
знакомство с индивидуальными коррекционно-логопедическими программами, коррекционными программами и тематическими планами работы на год.
Для этого проводила индивидуальные беседы, сбор анамнестических данных, анкетирование родителей, что способствовало:
• изучению особенностей родителей воспитанников логопедической группы, уровня их педагогической подготовленности;
• определению внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка;
• определению типа семьи.
Последующий анализ, проведенной работы способствовал разработке
структуры работы с семьями различных типов и их участия в коррекционно-педагогической работе по преодолению речевых нарушений у ребенка, согласно которой:
благополучная семья, с адекватной позицией по отношению к ребенку и его речевому дефекту - активные участники процесса;
• учитель-логопед устанавливает партнерские отношения, активно
взаимодействует в коррекционной работе, что обеспечивает качественные условия речевого и общего развития ребенка;
неблагополучная семья,
-с неадекватной позицией по отношению к ребенку и его речевому дефекту (дефект может быть преодолен в ходе спонтанного речевого развития ребенка) - пассивные участники процесса;
• учитель-логопед убеждает родителей в важности логопедической работы, вовлекает родителей в коррекционною работу, обеспечивает заинтересованность родителей в ее результатах, вооружает их простыми и эффективными средствами организации речевой среды, педагогической помощи ребенку в семье;
-с неадекватной позицией, с гиперрефлексией на дефект ребенка, формирующей у ребенка «речевой негативизм» - негативная роль родителей в процессе по преодолению речевых нарушений у ребенка;
• учитель-логопед разъясняет родителям, что прогноз коррекции может быть весьма благоприятным, если ребенок почувствует себя спокойно, поверит в свои силы;
группа риска (опекуны) могут занимать как адекватную, так и
неадекватную позицию;
• учитель-логопед объединяет усилия для преодоления речевого дефекта
ребенка, вовлекает в коррекционную работу.
Итогом работы на организационном этапе стало:
1. Составление перспективного поэтапного плана работы с родителями, (приложение 1).
2. Разработка структуры работы с семьями разных типов (приложение 2).
3. Составление алгоритма работы учителя-логопеда ДОУ и семьи в диагностическом, консультативном, просветительском направлении и совместной деятельности (приложение 3).
Согласно алгоритма работы учителя-логопеда и семьи, на организационном этапе полностью проходит реализация диагностического направления.
На основном этапе осуществляла практическое включение родителей в коррекционно-педагогический процесс, где обсуждала способы достижения коррекционных задач в интересах каждого ребенка и помогала им овладеть конкретными приемами коррекционно-речевой работы.
Следуя алгоритму работы учителя-логопеда и семьи, проводила деятельность в консультативном, просветительском направлении и совместной деятельности.
Реализуя консультативное направление, с целью помощи родителям в овладении элементарными знаниями по теории и практике коррекции звукопроизношения и развития речи, проводила:
консультации (индивидуальные, подгрупповые) о речевом развитии ребенка, о заикании, причинах возникновения, профилактике;
практические тренинги и рекомендации по массажу пальцев рук, выполнению артикуляционной и дыхательной гимнастики;
«родительские пятиминутки» (еженедельно, ежемесячно по четвергам), где знакомила родителей с успехами и затруднениями их ребенка, давала квалифицированные советы и задания по закреплению, дифференциации поставленных звуков.
В просветительском направлении делала акцент на повышение
педагогической грамотности родителей по разделу речевое развитие, используя для этой цели:
родительские собрания – использовала, как важный элемент стратегии общения с семьей, на которых закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников;
- собрания проводила как традиционно, так и нетрадиционно, так в конце учебного года подводя итоги коррекционной работы, знакомила с результатами диагностики связной речи, где каждый родитель мог прочесть запись рассказов составленных его ребенком, что способствовало осознанию существующих проблем речевого развития ребенка и их дальнейшей коррекции;
открытые логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) -
одна из эффективных форм выявления динамики развития ребенка, поэтому при проведении занятий знакомила родителей с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения, помогающими им использовать увиденные методы и приемы работы в домашних условиях для устранения дефекта звукопроизношения, развития связной речи, увидеть своего ребенка с «другой стороны», способствующие более ответственному отношению родителей к закреплению речевого материала.
памятки-рекомендации, буклеты;
наглядно-текстовую (стендовую) информацию по лексическим темам, звуко-буквенном анализе, гласных звуках и буквах;
папки-передвижки;
выставки книг и оборудования (к родительским собраниям и отрытым занятиям);
Совместная деятельность учителя-логопеда и семьи, направлена на создание условий для включения родителей в совместную практическую деятельность с детьми, через:
• совместные проекты «Семейный грамотей» по обучению грамоте; «Моя родословная» (с воспитателем) по составлению рассказов из личного опыта «Моя мама», «Моя семья»;
• участие родителей в организации предметно-развивающей среды
группового помещения - касса букв настенная, индивидуальные кассы букв, дидактические, настольные игры и игрушки, где родители, приобрели практический опыт использования дома игр и игрушек для коррекционно-речевой работы;
• работу по индивидуальной тетради по за¬креплению материала по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.
Проводя дифференцированную работу с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно-педагогической подготовки родителей, а также индивидуальную работу, ориентируясь на культурный и образовательный ценз семьи, разработала содержание работы с родителями детей, имеющими различные речевые нарушения, авторская наработка (приложение 4).
Например, при логопедическом заключении у ребенка – заикание невротическое
• учитель-логопед
-направляет на консультацию к психологу и врачам-специалистам (невролог, психиатр);
тренинги, выставки книг, наглядно-текстовая информация по формированию, развитию и коррекции;
• родители
o консультируют ребенка у
-психолога + занятия;
-невролога + медикаментозное лечение;
-психиатра + медикаментозное лечение;
Обязательно довожу до сведения родителей, что чем раньше начато лечение, тем лучше результаты!
o соблюдают речевой режим дома + режим сна + режим дня + единые требования к ребенку;
o выполняют дыхательную гимнастику;
o выполняют рекомендации по коррекции речевого дыхания;
o выполняют рекомендации по развитию артикуляционной моторики
Результатом основного этапа стало участие родителей в коррекционной работе по:
1. Созданию в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.
2. Овладению элементарными знаниями по теории и практике коррекции звукопроизношения и развития речи.
3. Освоению конкретными методами, приемами коррекционно-речевой работы для использования их в домашних условиях.
4. Овладению практическими навыками по развитию артикуляционной моторики, ручного праксиса, непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков.
5. Повышению педагогической компетентности, степени участия родителей, их заинтересованности, осознанности и качества выполнения рекомендаций учителя-логопеда.
На заключительном этапе коррекционно-педагогической работы определяла эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения.
Для ее выполнения выбрала анкетный способ получения информации с помощью специального вопросника (анкеты) для родителей детей имеющих речевые нарушения, но дифференцированно с учетом тяжести речевого дефекта (ФФНР и ОНР). Анкета является продуктом моей практической деятельности.
Результаты анкетирования:
92% родителей считают, что проведение медикаментозного лечения способствовало устранению речевого дефекта ребенка;
84% родителей овладели простыми и эффективными средствами коррекционно-педагогической помощи ребенку;
100% родителей довольны подготовкой к овладению грамотой детей.
На данном этапе систематизировала практический материал по работе с семьей, составила модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей в коррекционно-педагогическом процессе, которая включает всю предшествующую работу с семьей. В ней прослеживаются задачи, формы, методы, требования к работе с родителями, с учетом дифференцированного подхода в работе с семьями разных типов и тяжести речевого нарушения ребенка.
Результатом заключительного этапа стало:
1. Систематизация практического материала по работе с семьей.
2. Составление модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей в коррекционно-педагогическом процессе, с учетом дифференцированного подхода в работе с семьями разных типов и тяжести речевого нарушения ребенка.
Выводы
Полученные результаты убедили меня в правильности выбранного пути по взаимодействию учителя-логопеда и родителей как условия реализации комплексного подхода как в организационном, так и содержательном плане и повышения качества коррекционной работы с детьми имеющими речевые нарушения и способствовало:
• сближению интересов родителей и детского учреждения в осуществлении необходимой коррекции недостатков развития ребенка;
• достаточному включению родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс;
• осознанному восприятию проблем речевого развития детей и выполнению рекомендаций ПМПК и ПМПк;
• проведению целенаправленной, систематической, комплексной работы по общему, речевому развитию детей;
• созданию в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.
Перспективой своей работы считаю разработку рекомендаций для воспитателей и педагогов-специалистов по вариативным формам взаимодействия с родителями воспитанников, имеющих различные речевые нарушения.Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как условие реализации комплексного подхода и повышения качества коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения Жернова Н.В., учитель-логопед МДОУ детского сада комбинированного вида №55, город Новочеркасска, Ростовской области В Ростовской области (по данным Министерства общего и профессионального образования Ростовской области) в группах с нарушениями речи обучается 6214 детей и с каждым годом эта цифра неуклонно растет, как и усложняются диагнозы детей. Поэтому оказание коррекционно-педагогической помощи детям с речевой патологией требует высокой профессиональной подготовленности, где залог успешности логопедического воздействия зависит не только от логопеда, но и всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи, тем самым обеспечивая комплексность коррекционного воздействия. Проведенный мною анализ практической деятельности в нашем детском саду, позволил выделить ряд факторов, которые подтверждают актуальность данной темы: • дистанцирование родителей от детского учреждения; • недостаточное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс; • неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей; • «децелерация» современных детей, которая заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Вышеизложенное, потребовало от меня пересмотра коррекционно-педагогической работы с родителями, что способствовало выстраиванию вариативного взаимодействия с семьей, где новизна моей работы заключается: во-первых, в индивидуализации и учете особенностей различных типов семей, для этого разработала структуру работы с семьями разных типов; во-вторых, в проведении дифференцированной работы с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно-педагогической подготовки родителей; в-третьих, в проведении индивидуальной работы, означающей ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, поэтому разработала содержание работы с родителями детей, имеющих различные речевые нарушения. в-четвертых, в реализации совместных проектов с родителями; в-пятых, в использовании анкет для родителей детей, имеющих речевые нарушения, но дифференцированно с учетом тяжести речевого дефекта (ФФНР и ОНР), где анкета является продуктом моей практической деятельности. Сложность и актуальность выбранной темы потребовала чёткого определения направлений работы, постановку целей и задач и их реализацию по трём основным этапам. Целью моей работы стало использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и семьи как способа повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса. Для достижения поставленной цели определила и решила следующие задачи: 1. Разработать и внедрить в практику работы модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей воспитанников в коррекционно-педагогическом процессе. 2. Систематизировать практический материал по работе с семьей. Работа по реализации задач проводилась в три этапа: организационный, основной и заключительный. Основным содержанием организационного этапа стало формирование у родителей: информационной готовности к логопедической работе с детьми, установление доверительных отношений и сотрудничества в качестве наиболее продуктивного стиля взаимодействия; фокусировки внимания взрослых на речевых или иных трудностях каждого ребенка, на необходимости оказания ему своевременной помощи; также: ориентирование родителей в видах и причинах речевых нарушений; знакомство с индивидуальными коррекционно-логопедическими программами, коррекционными программами и тематическими планами работы на год. Для этого проводила индивидуальные беседы, сбор анамнестических данных, анкетирование родителей, что способствовало: • изучению особенностей родителей воспитанников логопедической группы, уровня их педагогической подготовленности; • определению внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка; • определению типа семьи. Последующий анализ, проведенной работы способствовал разработке структуры работы с семьями различных типов и их участия в коррекционно-педагогической работе по преодолению речевых нарушений у ребенка, согласно которой: благополучная семья, с адекватной позицией по отношению к ребенку и его речевому дефекту - активные участники процесса; • учитель-логопед устанавливает партнерские отношения, активно взаимодействует в коррекционной работе, что обеспечивает качественные условия речевого и общего развития ребенка; неблагополучная семья, -с неадекватной позицией по отношению к ребенку и его речевому дефекту (дефект может быть преодолен в ходе спонтанного речевого развития ребенка) - пассивные участники процесса; • учитель-логопед убеждает родителей в важности логопедической работы, вовлекает родителей в коррекционною работу, обеспечивает заинтересованность родителей в ее результатах, вооружает их простыми и эффективными средствами организации речевой среды, педагогической помощи ребенку в семье; -с неадекватной позицией, с гиперрефлексией на дефект ребенка, формирующей у ребенка «речевой негативизм» - негативная роль родителей в процессе по преодолению речевых нарушений у ребенка; • учитель-логопед разъясняет родителям, что прогноз коррекции может быть весьма благоприятным, если ребенок почувствует себя спокойно, поверит в свои силы; группа риска (опекуны) могут занимать как адекватную, так и неадекватную позицию; • учитель-логопед объединяет усилия для преодоления речевого дефекта ребенка, вовлекает в коррекционную работу. Итогом работы на организационном этапе стало: 1. Составление перспективного поэтапного плана работы с родителями, (приложение 1). 2. Разработка структуры работы с семьями разных типов (приложение 2). 3. Составление алгоритма работы учителя-логопеда ДОУ и семьи в диагностическом, консультативном, просветительском направлении и совместной деятельности (приложение 3). Согласно алгоритма работы учителя-логопеда и семьи, на организационном этапе полностью проходит реализация диагностического направления. На основном этапе осуществляла практическое включение родителей в коррекционно-педагогический процесс, где обсуждала способы достижения коррекционных задач в интересах каждого ребенка и помогала им овладеть конкретными приемами коррекционно-речевой работы. Следуя алгоритму работы учителя-логопеда и семьи, проводила деятельность в консультативном, просветительском направлении и совместной деятельности. Реализуя консультативное направление, с целью помощи родителям в овладении элементарными знаниями по теории и практике коррекции звукопроизношения и развития речи, проводила: консультации (индивидуальные, подгрупповые) о речевом развитии ребенка, о заикании, причинах возникновения, профилактике; практические тренинги и рекомендации по массажу пальцев рук, выполнению артикуляционной и дыхательной гимнастики; «родительские пятиминутки» (еженедельно, ежемесячно по четвергам), где знакомила родителей с успехами и затруднениями их ребенка, давала квалифицированные советы и задания по закреплению, дифференциации поставленных звуков. В просветительском направлении делала акцент на повышение педагогической грамотности родителей по разделу речевое развитие, используя для этой цели: родительские собрания – использовала, как важный элемент стратегии общения с семьей, на которых закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников; - собрания проводила как традиционно, так и нетрадиционно, так в конце учебного года подводя итоги коррекционной работы, знакомила с результатами диагностики связной речи, где каждый родитель мог прочесть запись рассказов составленных его ребенком, что способствовало осознанию существующих проблем речевого развития ребенка и их дальнейшей коррекции; открытые логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) - одна из эффективных форм выявления динамики развития ребенка, поэтому при проведении занятий знакомила родителей с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения, помогающими им использовать увиденные методы и приемы работы в домашних условиях для устранения дефекта звукопроизношения, развития связной речи, увидеть своего ребенка с «другой стороны», способствующие более ответственному отношению родителей к закреплению речевого материала. памятки-рекомендации, буклеты; наглядно-текстовую (стендовую) информацию по лексическим темам, звуко-буквенном анализе, гласных звуках и буквах; папки-передвижки; выставки книг и оборудования (к родительским собраниям и отрытым занятиям); фотостенды «Говори правильно», «Артикуляционная гимнастика». Совместная деятельность учителя-логопеда и семьи, направлена на создание условий для включения родителей в совместную практическую деятельность с детьми, через: • совместные проекты «Семейный грамотей» по обучению грамоте; «Моя родословная» (с воспитателем) по составлению рассказов из личного опыта «Моя мама», «Моя семья»; • участие родителей в организации предметно-развивающей среды группового помещения - касса букв настенная, индивидуальные кассы букв, дидактические, настольные игры и игрушки, где родители, приобрели практический опыт использования дома игр и игрушек для коррекционно-речевой работы; • работу по индивидуальной тетради по за¬креплению материала по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой. Проводя дифференцированную работу с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно-педагогической подготовки родителей, а также индивидуальную работу, ориентируясь на культурный и образовательный ценз семьи, разработала содержание работы с родителями детей, имеющими различные речевые нарушения, авторская наработка (приложение 4). Например, при логопедическом заключении у ребенка – заикание невротическое • учитель-логопед -направляет на консультацию к психологу и врачам-специалистам (невролог, психиатр); -проводит беседы, консультации, рекомендации, практические тренинги, выставки книг, наглядно-текстовая информация по формированию, развитию и коррекции; • родители o консультируют ребенка у -психолога + занятия; -невролога + медикаментозное лечение; -психиатра + медикаментозное лечение; Обязательно довожу до сведения родителей, что чем раньше начато лечение, тем лучше результаты! o соблюдают речевой режим дома + режим сна + режим дня + единые требования к ребенку; o выполняют дыхательную гимнастику; o выполняют рекомендации по коррекции речевого дыхания; o выполняют рекомендации по развитию артикуляционной моторики Результатом основного этапа стало участие родителей в коррекционной работе по: 1. Созданию в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей. 2. Овладению элементарными знаниями по теории и практике коррекции звукопроизношения и развития речи. 3. Освоению конкретными методами, приемами коррекционно-речевой работы для использования их в домашних условиях. 4. Овладению практическими навыками по развитию артикуляционной моторики, ручного праксиса, непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков. 5. Повышению педагогической компетентности, степени участия родителей, их заинтересованности, осознанности и качества выполнения рекомендаций учителя-логопеда. На заключительном этапе коррекционно-педагогической работы определяла эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения. Для ее выполнения выбрала анкетный способ получения информации с помощью специального вопросника (анкеты) для родителей детей имеющих речевые нарушения, но дифференцированно с учетом тяжести речевого дефекта (ФФНР и ОНР). Анкета является продуктом моей практической деятельности. Результаты анкетирования: 92% родителей считают, что проведение медикаментозного лечения способствовало устранению речевого дефекта ребенка; 84% родителей овладели простыми и эффективными средствами коррекционно-педагогической помощи ребенку; 100% родителей довольны подготовкой к овладению грамотой детей. На данном этапе систематизировала практический материал по работе с семьей, составила модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей в коррекционно-педагогическом процессе, которая включает всю предшествующую работу с семьей. В ней прослеживаются задачи, формы, методы, требования к работе с родителями, с учетом дифференцированного подхода в работе с семьями разных типов и тяжести речевого нарушения ребенка. Результатом заключительного этапа стало: 1. Систематизация практического материала по работе с семьей. 2. Составление модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей в коррекционно-педагогическом процессе, с учетом дифференцированного подхода в работе с семьями разных типов и тяжести речевого нарушения ребенка. Выводы Полученные результаты убедили меня в правильности выбранного пути по взаимодействию учителя-логопеда и родителей как условия реализации комплексного подхода как в организационном, так и содержательном плане и повышения качества коррекционной работы с детьми имеющими речевые нарушения и способствовало: • сближению интересов родителей и детского учреждения в осуществлении необходимой коррекции недостатков развития ребенка; • достаточному включению родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс; • осознанному восприятию проблем речевого развития детей и выполнению рекомендаций ПМПК и ПМПк; • проведению целенаправленной, систематической, комплексной работы по общему, речевому развитию детей; • повышению педагогической компетентности родителей; • созданию в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей. Перспективой своей работы считаю разработку рекомендаций для воспитателей и педагогов-специалистов по вариативным формам взаимодействия с родителями воспитанников, имеющих различные речевые нарушения.
Комментарии пользователей