Конспект логопедического занятия "Составление связного рассказа-описания по опорным словам".
Конспект логопедического занятия "Составление связного рассказа-описания по опорным словам".
Опубликовано: 25 декабря 2024 Автор:
Конспект логопедического занятия
во 2 классе для детей с ОНР по теме:
Составление связного рассказа-описания по опорным словам.
При планировании занятия учитывался комплексный подход, который предусматривает:
- общее педагогическое воздействие и собственно логопедическое воздействие с учётом структуры речевого дефекта детей;
- создание полисенсорной образовательной среды с помощью воздействия на различные анализаторы;
- сочетание фронтальных и групповых форм работы;
- использование современных компьютерных технологий;
- применение здоровьесберегающих технологий.
Цель:
Обучить составлению связного рассказа – описания по опорным словам.
Задачи:
I Образовательные:
1. Активизировать словарь по теме «Дикие животные» посредством подбора прилагательных, глаголов.
2. Развивать логическое мышление, операции обобщения, сравнения, абстрагирования, классификации.
3. Совершенствовать навык составления детьми предложений различной глубинно-семантической структуры (субъект-предикат-объект; субъект-предикат-локатив).
4. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза.
II Коррекционно - развивающие:
1. Развивать подвижность артикуляционного аппарата; просодическую и интонационную сторону речи.
2. Продолжить развитие сенсомоторной базы речи: слухового и зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений.
3 Развивать мелкую моторику пальцев рук.
III Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям посредством создания игровой ситуации, использования современных компьютерных технологий.
2. Формировать самоконтроль, самооценку учащихся.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
Оборудование:
Табличка со словом “Медведь», зеркала, дидактические пособия
« Лабиринт», « Какие звери спрятались?», фрагмент фильма о бурых медведях, доска, мел.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
На доске написано: ВОЛКЛИСИЦАМЕДВЕЛЬЗАЯЦБЕЛКАЁЖ
Ребята, здесь зашифрованы какие - то слова. Сядет тот, кто догадается и прочтёт одно из этих слов.
- Давайте отделим слова друг от друга вертикальными линиями.
- Ребята, а как называются волк, лисица, заяц, медведь, белка, ёж?
- Почему этих животных называют дикими?
- Где живут звери, о которых мы говорим?
2. Артикуляционная гимнастика.
Давайте изобразим действия некоторых диких животных.
- как скалится волк;
- а теперь белочка держит орешек зубами;
- белочка грызёт орешек;
- белочка перекатывает орешек во рту от одной щеки к другой .
3. Психогимнастика.
А теперь покажем, как
- волк сердится;
- зайчик испугался волка;
- белочка нашла большой гриб и очень обрадовалась.
- Ребята, представьте себе, что мы находимся с вами не в логопедическом кабинете, а в лесу. Смотрите, а вот и сами обитатели леса!
На экране интерактивной доски появляются наложенные друг на друга контурные изображения диких животных, обитающих в лесах.
- Только вот что-то произошло с их изображениями. Наверное, они решили поиграть с нами в прятки. Давайте отыщем и назовём, кто здесь спрятался
4. Д / И «Звери спрятались»
Цель упражнения: развитие зрительного внимания, восприятия, гнозиса. оптико-пространственных представлений.
Дети узнают изображения зверей среди наложенных друг на друга изображений.
5. Объявление темы занятия
Ребята, как вы думаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии? Да, правильно, о диких животных, жителях леса. Мы будем учиться составлять рассказ – описание животного. А поможет нам в этом лесной зверь. Кто? Догадайтесь сами!
Логопед загадывает детям загадки про медведя.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
- Догадались? Конечно, это - медведь.
На экране интерактивной доски появляется изображение медведя.
- Медведи бывают разные. Живут в разных странах и климатических зонах. Мы будем говорить про бурого медведя. А сейчас давайте посмотрим фрагмент фильма о медведях.
Демонстрируется фрагмент фильма о бурых медведях.
- Итак, кто такой медведь? Почему он так назван?
(Вывешивается табличка со словом “медведь”).
- Слово медведь значит «поедающий мёд»
- Опишите медведя. Как он выглядит?
Какими словами - признаками можно описать медведя? ( большой, сильный, могучий, огромный, громадный, хищный)
6. Самомассаж подушечек пальцев рук.
- А теперь помассажируем с помощью коврика «Травка» подушечки наших пальцев.
Давайте покажем, как медведь шёл к своему жилищу, которое называется …как? Да, берлога, конечно.
Шёл медведь к своей берлоге,
Да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил я на зиму накопил».
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки.
А, наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.
7. Д / И «Лабиринт» (работа с деформированным предложением)
- Медведь шёл к своей берлоге и оставил следы. Давайте пройдём по его следам и составим предложение.
Задание: «Пройти по дорожке медведя», (проследить взглядом) и собрать из слов предложения.
Цель: Развитие языкового анализа и синтеза.
В берлоге
под снежным
сугробом
спит
бурый
медведь
Прочитайте предложение.
Под снежным сугробом спит в берлоге бурый медведь.
- Начертите схему получившегося предложения.
Анализ предложения.
- Сколько слов в предложении?
- Какие слова помогают связать слова в предложении? На каком месте в предложении находятся предлоги? Обозначьте в схеме предлоги с помощью условных знаков.
- О ком говорится в предложении? Что делает медведь? Какой медведь? Где спит медведь?
- Прочитайте предложение с повествовательной, восклицательной, вопросительной интонацией
- Чем образ жизни медведей отличается от образа жизни многих лесных зверей: зайца, волка, белки?
- Теперь, когда мы узнали и вспомнили много информации о медведях, сможем составить рассказ о нём? Я тоже думаю, что сможем.
8. Выявление опорных слов к рассказу-описанию.
- Представьте себе, что вы встретили человека, который никогда не видел медведя. Как бы вы рассказали об этом звере? А чтобы ничего не упустить в рассказе, давайте вместе с вами составим план. В план кратко запишем всё самое главное, что нужно сообщить. Итак, о чём мы будем говорить?
Дети, глядя на изображение бурого медведя на интерактивной доске, называют отличительные особенности медведя.
Опорные слова Форма, величина.
Морда вытянутая, продолговатая
Глаза маленькие, хитрые
Мех. бурый, густой
Хвост короткий
Походка (как передвигается) переваливается
косолапый, неуклюжий,
медлительный
Чем питается? мёд, малина, ягоды, корешки
Где живёт и зимует? лес, берлога
Запись опорных слов в тетрадь
- Ребята, как вы думаете, помогут вам эти опорные слова построить рассказ о медведе?
9. Упражнения в составлении рассказа с помощью опорных слов в парах.
- А теперь приготовьте рассказ о медведе, опираясь на эти слова в парах.
Дети, объединившись парами, составляют рассказ.
- Итак, давайте послушаем, что у вас получилось.
Заслушиваются 2-3 рассказа.
- Ребята, вам понравились прозвучавшие рассказы? Почему? Что именно понравилось вам в рассказах ребят? А о чём бы вы могли сказать по–другому?
А если мы захотим рассказать о другом животном, нам могут пригодиться эти опорные слова? Почему?
10 . Подведение итогов занятия. Оценка.
Чему мы учились сегодня на занятии? Что понравилось? В чём встретились трудности? Как вы оцениваете свою работу на занятии?
11. Домашнее задание.
Составить дома рассказ об одном из диких животных с помощью записанных опорных слов.
Комментарии пользователей