Оптимизация коррекционно-образовательного процесса в ДОУ общеразвивающего вида с логопунктом
Оптимизация коррекционно-образовательного процесса в ДОУ общеразвивающего вида с логопунктом
Опубликовано: 13 ноября 2024 Автор:
Авторы Куркова Л.П., учитель-логопед высшей категории МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 17 "Золотой ключик", Нарцева Т.С., учитель-логопед высшей категории МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 2 "Колосок", Улитенко Е.В., учитель-логопед высшей категории, заместитель заведующего по ВМР МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 19 "Малышок" г. Шелехов, Иркутская область
Оптимизация коррекционно-образовательного процесса в ДОУ общеразвивающего вида с логопунктом “Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш” Сухомлинский В.А. Многолетний опыт учителей-логопедов, работающих на логопунктах в дошкольных учреждениях общеразвивающего и комбинированного вида показал, что количество детей, имеющих различные нарушения в речевом развитии, неуклонно растет. Данные свидетельствуют о проблеме, требующей немедленного и эффективного решения. Оказать коррекционно-педагогическую помощь всем нуждающимся в ней детям в условиях дошкольных учреждений компенсирующего вида нашего города сегодня не представляется возможным в связи с незначительным количеством групп компенсирующей направленности.
В настоящее время в городе функционируют всего восемь групп такого вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, тогда как логопунктов дошкольных учреждений с логопедическим пунктом – 15, при общей наполняемости свыше 2000 детей. Статистика показывает, что только около 30% от общего числа обследованных детей имеют возрастную норму речевого развития. Таким образом, возникла необходимость в пересмотре и изменении организации деятельности учителя-логопеда, работающего на логопункте дошкольного учреждения.
В целях решения данной проблемы мы выстроили модель коррекционно-педагогической работы, которая органично вписалась в воспитательно - образовательный процесс всех возрастных групп дошкольного учреждения. Трудности, с которыми сталкиваются учителя-логопеды при организации коррекционно-образовательного процесса в условиях дошкольного логопедического пункта были связаны прежде всего с отсутствием единого подхода к ведению документации и программно - методического обеспечения по данному направлению.
Существующая «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной предназначена для дошкольников старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Реализовать в полном объеме данную программу в условиях логопедического пункта не представлялось возможным в связи с тем, что учебный план дошкольного учреждения общеразвивающего вида значительно отличается от учебного плана учреждений, имеющих группы компенсирующей направленности. Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте, в отличие от работы в группе компенсирующей направленности, состоит в том, что состав детей не меняется в течение года. Состав детей стабилен: один возраст, идентичные речевые заключения; предельная наполняемость не более 12 детей. На логопункт дети поступают и выбывают в течение всего учебного года, при этом одновременно у специалиста на одну ставку занимаются 20-25 детей и более разного возраста, с различными речевыми заключениями. Необходимо принять во внимание и то обстоятельство, что учитель-логопед сопровождает всех детей дошкольного учреждения, начиная с раннего возраста.
При составлении адаптированного варианта программы мы учитывали тот факт, что жестко регламентировать работу учителя – логопеда в условиях логопедического пункта нецелесообразно, так как данная трактовка приводит к формальности в работе, и не позволяет в полной мере учитывать структуру речевого дефекта, психофизические особенности каждого ребенка. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки приведен в соответствии с нормами СанПиН (п.12.10). Совершенно очевидно, что сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного учреждения возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ. Безусловно, главная роль здесь принадлежит учителю-логопеду, который помогает более органичному выстраиванию целостного образовательного процесса и является организатором, координатором, ведущим специалистом в учреждении по данному направлению.
Функции деятельности логопеда можно представить следующим образом: -диагностическая; -профилактическая; -коррекционно-педагогическая; -координирующая (организационно-методическая); -консультативная; -контрольно-оценочная. Исключение хотя бы одной из функций неизбежно приводит к снижению качества коррекционной работы с детьми в целом. Следует также учитывать немаловажную роль других участников коррекционно-образовательного процесса: - педагогов (воспитатели, младшие воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО, воспитатель ИЗО, руководитель театральной студии и др.); - родителей; -ребенка. Каждый из участников может самым существенным образом влиять на сроки и результативность речевой и коррекционной работы.
Под непосредственным руководством логопеда создается творческая группа, куда входят все узкие специалисты ДОУ, намечаются и решаются задачи по созданию полноценной речевой среды, осуществлению непосредственной образовательной деятельности с едиными требованиями, проводятся совместные мероприятия, досуги, развлечения.
Главенствующую роль играет структурная единица методической системы ДОУ психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), на котором мы приходим к единому мнению в процессе обсуждения особенностей развития воспитанников, их достижений. Важно отметить, что любые планируемые мероприятия с детьми разрабатываются с учетом данных анамнеза ребенка, мнения педагогов, медицинских работников, результатов диагностики. Комплексный подход к обучению и воспитанию необходим для успешной коррекционно-развивающей работы и может осуществляться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей.
В процессе реализации комплексного сопровождения ребенка с речевыми нарушениями, обозначилась проблема недостаточного уровня профессиональной компетентности педагогов и связанной с ней результативности коррекционной речевой работы. На наш взгляд, разрешением данной проблемы явилось организация работы районного методического объединения для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие» учителями-логопедами, где главной целью работы является формирование и развитие эффективного способа организации педагогической деятельности по речевому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида.
Задачи, которые мы реализуем в системе работы методического объединения «Речевое развитие»:
1. Создание оптимальных психолого-педагогических условий правильного языкового и речевого развития воспитанников: - предметно-развивающая среда по развитию речи; - формирование речевой активности и компетентности педагогов; -профилактика речевых нарушений у дошкольников (предупреждение и преодоление); -интеграция полноценной речевой деятельности в жизненное пространство дошкольника в ДОУ; -вовлечение родителей в организацию речевой деятельности.
2. Повышение качества образовательных услуг в ДОУ через инновационные формы методической работы с воспитателями: - повышение профессионального уровня педагогов по разделу «Развитие речи»; - организация комплексного подхода всех участников образовательного процесса при формировании и развитии полноценной речевой среды в ДОУ.
3. Практическая деятельность педагогов.
Анкетирование педагогов, отзывы о работе методического объединения показывают, мы выбрали правильное направление. О результативности работы методического объединения говорят следующие факты: - стабильно высокая посещаемость; - повышение качества проведения педагогами открытых мероприятий, с учетом рекомендаций, полученных на заседаниях методического объединения; - проведение учителями-логопедами мастер - классов и семинаров-практикумов.
Таким образом, организация работы методического объединения воспитателей ДОУ является связующим звеном в системе общей работы по комплексному сопровождению детей. Модель коррекционно-образовательного процесса, выстроенная нами в течение трех лет позволила увидеть следующую результативность работы: - улучшение качества коррекционно-образовательного процесса за счет организации комплексного сопровождения ребенка с нарушением речи через повышение роли и значимости всех его участников; - выстраивание образовательного процесса ДОУ в соответствии с современными требованиями к его организации с учетом принципа интеграции образовательных областей; - повышение роли ПМПк как структурное единицы методической системы ДОУ; - сопровождение детей раннего возраста с первых дней пребывания ребенка в ДОУ, своевременное направление к специалистам детей, требующих углубленного обследования и лечения: психиатр, невролог, сурдолог, ортодонт, стоматолог-хирург, отоларинголог, окулист; - создание оптимальных условий психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей; - обеспечение равных стартовых возможностей всем детям при поступлении в школу. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования. Таким образом, предложенная система работы оправдывает себя и позволяет обеспечить к концу дошкольного детства такой уровень развития ребенка, который поможет ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начальной ступени образования.
Комментарии пользователей