БОКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД ШКОЛЫ № 322
г. САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
ЦЕЛЬ: Дифференциация букв «ы – и» в слогах, словах.
ЗАДАЧИ:
1. Уточнить произносительный и слуховой образ звуков [ы-и], их артикуляцию.
2. Совершенствовать процессы языкового анализа и синтеза.
3. Уточнить знания детей об единственном и множественном числе имени существительного.
4. Развивать психические функции (память, внимание).
5. Активизировать словарь по теме «зима».
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки, таблица гласных, зеркала, мяч, элементы букв, пособие «Снеговички», карточки, тетради, ручки.
План и ход занятия.
1. Организация начала урока.
2. Беседа о зиме.
- Ребята, какое сегодня число? Какой день недели? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Перечислите названия зимних месяцев. Какой сейчас период зимы? Назовите приметы зимы.
3. Загадки о зиме.
а). Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня… (зима). Логопед выставляет картинку – отгадку.
Звуковой и слоговой анализ слова.
-Назовите гласные в этом слове? Сколько слогов в этом слове? Почему? Назовите первый звук в этом слове. Сколько звуков в слове «зима»?
-Определите число имени существительного «зима». А как будет во множественном числе?
б). Две новые кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставил две ноги –
И по большим снегам беги. (лыжи) Логопед выставляет картинку – отгадку.
Звуковой и слоговой анализ слова.
-Назовите гласные в этом слове? Какое правило Вы знаете? Сколько слогов в этом слове? Почему? Назовите третий звук в этом слове.
-Определите число имени существительного «лыжи».
в). Есть ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих
Вот какие это кони! (коньки) Логопед выставляет картинку – отгадку.
Звуковой и слоговой анализ слова.
-Назовите гласные. Сколько слогов в этом слове? Почему? Назовите четвёртый звук в этом слове.
-Определите число имени существительного «коньки».
г). Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы. (санки) Логопед выставляет картинку – отгадку.
Звуковой и слоговой анализ слова.
-Назовите первый звук? (гласный или согласный?) Назовите гласные. Сколько слогов в этом слове?
-Определите число имени существительного «санки».
д). Снег с берёзы повалился,
На Андрюшку комом – хлоп!
Из Андрюшки получился
Замечательный … (сугроб). Логопед выставляет картинку – отгадку.
Звуковой и слоговой анализ слова.
-Назовите гласные. Сколько слогов в этом слове? Почему? Назовите соседей звука [р] .
-Определите число имени существительного «сугроб». А как будет во множественном числе?
е). Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка) Логопед выставляет картинку – отгадку.
Звуковой и слоговой анализ слова.
-Какие правила встретились в этом слове? Подберите проверочные слова. Назовите гласные. Сколько слогов в этом слове? Почему? Назовите второй звук в этом слове.
-Определите число имени существительного «снежинка». А как будет во множественном числе?
4. Игра: «Что изменилось?»
-Ещё раз назовите слова – отгадки. Внимательно посмотрите на картинки и запомните в какой последовательности они расположены. Затем закройте глаза, а когда их откроите то должны вспомнить как они стояли. Логопед сначала переставляет 1 картинку, затем 2 картинки, потом 3 картинки.
5. Таблица «Парные гласные».
-Назовите гласные первого ряда. Назовите гласные второго ряда. Назовите гласные парами.
6. Сообщение логопедической темы.
-Тема нашего занятия гласные «ы – и». Посмотрите и назовите в каких словах – отгадках есть эти гласные.
7. Работа над артикуляцией гласных звуков [ы – и] .
Звук [и]: Губы растянуты в улыбку; верхние и нижние зубы на расстоянии 1 – 2 мл. друг от друга; плоский кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края языка касаются верхних коренных зубов, язык поднят, выгнут, напряжён; голосовые связки сомкнуты и вибрируют; ощущение тёплой струи воздуха у тыльной стороны ладони, поднесённой ко рту.
-Повторим все вместе.
Звук [ы]: Губы не напряжены; верхние и нижние зубы на расстоянии 2 – 3 мл. друг от друга; кончик языка оттянут от нижних зубов, а корень языка поднят к середине нёба; голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
-Повторим все вместе.
Игра: «Отгадай слоги».
-Какой слог я загадала? Логопед согласный звук произносит, а гласный - показывает артикуляцию.
8. Конструирование гласных букв «ы – и» из элементов.
-Назовите, из каких элементов состоит буква «ы»? Пропишите в воздухе эту букву.
-Назовите, из каких элементов состоит буква «и»? Пропишите в воздухе эту букву.
-Возьмите конверты и составьте буквы «ы – и» из их элементов.
9. Физкультурная минутка.
Игра с мячом на парные гласные.
10. Работа в тетрадях.
-Откройте тетради, запишите число и тему урока.
-Запишите слоги в 2 столбика, в первый столбик – с буквой «ы», во второй столбик с буквой «и». Проверка.
11. Игра: «Снеговички».
-У каждого в конверте снеговичок, но он рассыпался, если правильно его составите, то получится слово.
Проверка. – Назовите слова и запишите все в тетрадь. Определите число имён существительных.
12. Работа по карточкам.
-Прочитайте слова, определите число имён существительных, запишите слова парами, в единственном и множественном числе.
Проверка.
13. Домашнее задание.
-Составьте предложения о зиме.
14. Организация окончания урока.
-На следующем уроке мы продолжим работу по этой теме.
-Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Над какими буквами мы работали?
-Работали все хорошо.
-Урок окончен.
Комментарии пользователей