Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Опубликовано: 13 ноября 2024 Автор:
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Сформированность знаний умений и навыков в области устной и письменной речи ребенка во многом определяет успеваемость в школе, дальнейшее образование и успешность его дальнейшей социализации.
Для современной общеобразовательной школы характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное.
Нарушение письма является самой распространённой речевой патологией у младших школьников.
К началу школьного обучения все дети оказываются на различных уровнях речевой зрелости и готовности к овладению грамотой. Затруднения при обучении письму обусловлены недостаточным развитием мелкой моторики пальцев руки, мышц спины. У детей 6–7 лет не закончилось формирование зрительно-двигательной координации, зрительной памяти, произвольного внимания, аналитического восприятия. Но не только это может стать причиной возникновения большого количества разнообразных ошибок в письме.
Причины уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.
(Презентация. Слайд 2)
Этиология.
1. Патогенные факторы, которые воздействуют на пренатальный, натальный и постнатальный периоды.
2. Наследственные факторы, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нарушений чтения и письма (задержка развития речи).
3. Органические причины: повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессах чтения и письма; запаздывание созревания этих систем головного мозга, нарушения их функционирования.
4. Функциональные повреждения: внутренние (например, длительные соматические заболевания) и внешние (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых, неблагоприятная обстановка в семье).
Таким образом, в этиологии нарушений письма участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксии, травмы головного мозга, детские инфекционные заболевания).
Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научится точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». Однако у большинства детей к школьному возрасту не преодолеваются расстройства нарушения произношения, недостатки фонематического восприятия, грамматического оформления высказываний, навыков ведения диалога и монолога. К сожалению, у многих таких детей, уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка дисграфий и дизорфогафия. (Слайд№3)
Дисграфия у детей – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих процесс письма, языковых знаний и умений.
(Слайд№4) Исследования Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Р.И. Лалаевой показали, что около 25% учащихся массовой школы страдают нарушениями письма и чтения при обучении в начальных классах.
Из за разнообразной речевой патологии выделяют виды нарушения письма: (Слайд№5)
Артикуляционно-акустическая дисграфия–(Презентация. Слайд№6) представляет собой отражение в письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так как произносит. На начальных этапах овладения письмом ребенок пишет проговаривая. Опираясь при этом на дефектное произношение звуков, он отражает свое неправильное отражение на письме.
Коррекционная работа при артикуляционно - акустической дисграфии: коррекция звукопроизношения, развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.
Рекомендации учителям начальных классов:
1.Задания на дифференциацию свистящих и шипящих, твердых и мягких согласных: слоговые цепочки, подбор слов с заданным звуком в начале, в середине или в конце слова, соотнесение картинки определенному звуку игра «Лото». Игра «Поймай звук». По картинкам придумать предложения в которых есть слова со звуками например С и Ш, дополнить предложение словом, вставить в предложение пропущенную букв.
(Слайд7) Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов включающих заданные звуки.
Акустическая дисграфия (Слайд8)
Механизмом является неточность слуховой дифференциации звуков, операции выбора фонемы.
Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушениях обозначения мягкости согласных на письме. Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и их компоненты.
Приемы коррекции:
Все задания на развитие звукового анализа и синтеза. Задания на дифференциацию звуков по различным признакам. (Слайд9,10)
Звукобуквенный анализ.
При изучении темы деление слов на слоги можно предложить соотнести схемы с картинками. (Слайд 11) В более старших классах 3 – 4 можно предложить детям ребусы, кроссворды (Слайд12,13,14)
Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза.
(Презентация. Слайд 15)
При данном нарушении ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на слоги и звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной.
Проявляется в искажениях структуры слова и предложения.
На уровне слова:
– пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, вставка лишних букв, перестановки букв, добавление букв , пропуски, добавления, перестановки слогов
На уровне предложения:
– слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами, раздельное написание слов (приставок, корня)
– запись целого предложения в виде одного.
Коррекционная работа:
- развитие слогового анализа и синтеза,
– развитие фонематического анализа и синтеза. Выкладывание слов из разрезной азбуки; запись слова с проговариванием.
Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме (Слайд 9)
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь, вдруг, обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
Коррекционная работа: развитие лексико-грамматического строя речи
Отработка навыков правильного образования форм слов, согласования слов. Работа с деформированными текстами ( составление предложений из слов в начальной форме).
Вставить в предложение слово вместо картинки.
Например: Девочка сорвала
Детям можно предложить поиграть в игру «У кого кто?» ( Слайд 17)
Оптическая дисграфия. (Презентация. Слайд 18)
Механизмом является недоразвитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
– в искажённом воспроизведении букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
– в заменах и смешениях графически сходных букв. (По одному элементу Л-М, П-Т, И-Ш, или состоящие из сходных элементов, но различно расположенных в пространстве В-Д, Э-С).
Рекомендации учителям:
Медленное продвижение по строке в правильном направлении;
Обведение букв, сравнение с неправильно написанными;
Нахождение правильно написанных букв среди неправильных.
Задания (Презентация. Слайд 19,20,21,22,23,24)
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами речевых нарушений, в том числе и дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, необходима применять различные методики коррекционной работы.
Дисграфия не исчезнет сама, ее нужно корригировать и исправлять. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Дисграфию можно скорректировать путем специальных упражнений в письме.
Полностью устранить дисграфию достаточно сложно, а предотвратить ее появление, используя вышесказанные рекомендации в комплексе, можно.
Еще не много и сентябрь у нашего порога
Рассыплет нежных флоксов лепестки
Начнется ваша трудная дорога.
Как говорят - с нетронутой доски.
Труд ваш замечательный и нужный
В этот день отметить я хочу,
И сложная проблема дисграфия
Всем вам будет, знаю, по плечу.
Я желаю вам счастья, терпенья, любви,
Чтоб все планы исполнить смогли.
Чтоб усилий хватало на всех
И сопутствовал всем нам успех
( Слайд 25)
Литература
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика – М .,2001.- С 52-58.
2. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь
3. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Феличева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990
5. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.. 1962.
6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда М.:Владос, 1998.
7. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей» - С-Пб.: № Мим», 1997.
8. Корнев А.Н. Нарушение письменной речи у детей.- М., 1997г.С 77-132.
Комментарии пользователей