Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью
Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью
Опубликовано: 25 декабря 2024 Автор:
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные cформированием письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Это вызывает необходимость поиска направлений и приемов коррекционно-логопедической работы по предупреждению у детей дошкольного возраста возможных нарушений письменной речи.
Целью моего исследования является поиск наиболее эффективных путей и приемов коррекционно–логопедической работы по формированию письменной речи у дошкольников с ОНР.
Объектом исследования являлось состояние разных сторон устной речи, психических функций и процессов, обеспечивающих формирование письменной речи у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования- комплексы приемов коррекционно – логопедической работы, направленных на формирование письменной речи у дошкольников с ОНР.
Гипотеза.Специально организованная коррекционно-логопедическая работа, включающая взаимосвязанное развитие устной речи, психических и сенсомоторных компонентов в дошкольном возрасте может способствовать своевременному и эффективному формированию письменной речи и предупреждению нарушений чтения и письма у детей с ОНР.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
• изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;
• разработать комплекс методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование письменной речи у детей с ОНР.
Исследование проводилось на базе МДОУ № 37 «Журавлик» комбинированного вида г. Дрезна Орехово – Зуевского района Московской области. Сроки проведения исследования с сентября 2008 г. по март 2009г.
В эксперименте принимали участие: воспитатели, логопед, музыкальный работник, психолог, а также 20 детей в возрасте 6 лет, у всех детей имелось логопедическое заключение ОНР IIIуровня (ПМПК).
Экспериментальная часть нашего исследования состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
На этапе констатирующего эксперимента нашей целью было выявление особенностей состояния слуховых, зрительно-пространственных функций и языковых навыков, необходимых для овладения письменной речью.
Методика исследования основывалась на методических разработках: А. Р. Лурии, Р.И. Лалаевой, Д.Б. Эльконина, Л. А. Венгер, Н.С.Жуковой, В.П. Глухова, А.Н. Корнева, Л.С. Волковой, Г.В. Чиркиной Л.Ф., Спировой А.В, Ястребовой, Н.В.Серебряковой, М.А. Поваляевой, Т. Фотековой, Т. Ахутиной, Е.Н. Российской и др.
Перед началом мы изучили анамнестические данные детей. Процедура проведения эксперимента состояла из нескольких заданий, необходимых нам для изучения параметров: уровня сформированности фонематического слуха, уровня сформированности языкового анализа и синтеза, моторно - двигательного развития, речезрительиой анализаторной системы, способности ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги.
Критерии оценок:
Высокий уровень – правильное, самостоятельное выполнение задания, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу.
Средний уровень– ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, многократных повторов со стороны экспериментатора.
Низкий уровень– неправильное выполнение задания, задание недоступно даже после развернутой помощи экспериментатора, отказ от выполнения заданий.
По итогам констатирующего эксперименте было выявлено следующее:
У детей имелся ряд трудностей: в процессе различения сходных фонем, в отстукивании ритма. В повторении ряда слогов и слов наблюдались замены согласных по глухости – звонкости; в дифференциации звуков по бинарным оппозициям дети не дифференцировали согласные звуки по глухости – звонкости и мягкости – твердости. При дифференциации свистящих и шипящих звуков допускалось большее количество ошибок.
Также выявились особенности языкового анализа и синтеза. Дети ошибались в выделении согласного из закрытого слога в начале слова, первого согласного при стечении в начале слова, и второго согласного при стечении в конце слова. Также допускались ошибки выделения гласного в закрытом слоге, в конце слова.
При определении позиции звука в слове дети выделяли звук, имеющий более сильную позицию. Операции звукового анализа и синтеза оказалась для детей затруднительными. Посчитать количество звуков в слове и сложить слова из четырех и более звуков дети смогли с трудом.
В процессе эксперимента мы выяснили, что дети не знают какие звуки называются: гласными и согласными, чем они отличаются. Чем отличаются звук и буква. Что такое слог. Не все дети могут посчитать слова в предложении, слоги в слове. Очень маленький процент детей знают буквы.
У детей неплохо развита мелкая моторика, они могут ориентироваться в окружающем пространстве, некоторые дети путают право и лево. Графические диктанты дети никогда не писали, поэтому это задание вызвало очень большие трудности.
Полученные нами данные были занесены в протокол и виде диаграмм представлены в раздаточном материале.
Проанализировав полученные данные мы пришли к выводу о том, что необходимо провести обучение детей по этим параметрам с целью начала формирования у них письменной речи.
С этой целью мы разделили исследуемый контингент детей на две группы. Экспериментальная группа проходила обучение по нашему варианту коррекционной работы, контрольная группа проходила обучение по стандартной программе обучения ДОУ.
Разработанный нами комплекс заданий был построен на основе методик: Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., Чиркиной Г. В., Филичевой, Ткаченко, Т. А, Селиверстова В. И., Лопухиной И.С., Крупенчук О.И, Каше Г.А., Ефименковой Л.Н.
Во время обучения мы обращали внимание на формирование всех видов речи во всех видах деятельности детей.
Занятия проводились с октября по март.
Задачипо формированию письменной речи решались логопедом, воспитателем, психологом, музыкальным руководителем в процессе фронтальных и подгрупповых занятий, во время режимных моментов, путем участия в коллективной деятельности с развивающим содержанием, в запланированных занятиях каждого из специалистов (на основе использования потенциальных возможностей имеющегося программного обеспечения).
Во время обучения мы формировали навыки: слухового внимания и сосредоточения, учились определять направление, различать силу и громкость звука, воспроизводить ритм, слухо-речевую память, зрительное внимание и память, способности ориентироваться в собственном теле; развивали фонематическое восприятия, навык узнавания и различения букв, навыки фонематического анализа и синтеза, умение анализировать предложения на слова, навыки слогового анализа и синтеза, мелкой моторики, способность ориентироваться в окружающем пространстве в речевом плане.
Правильная организация взаимодействия специалистов дошкольного учреждения позволяет преодолеть недостатки и использовать предлагаемые возможности.
Для повышения эффективности образовательного процесса подобрали и систематизировали игры и упражнения, которые использовались логопедом, а также другими специалистами ДОУ и родителями с целью формирования письменной речи у дошкольников
Примерные конспекты проводимых нами занятий и домашних заданий для родителей вы можете посмотреть в раздаточном материале.
По итогам формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент, по методике констатирующего.
Анализ контрольного эксперимента показал: значительное улучшение в языковом анализе и синтезе, развитии речезрительного анализатора и в ориентировке на листе бумаги.
Дети ЭГ выполняли задания самостоятельно, допускали меньше ошибок, тогда как до обучения только часть детей выполняла задание в полном объеме.
Сравнивая показатели констатирующего и контрольного экспериментов, мы можем увидеть, что разница в показателях сформированности фонематического слуха у детей ЭГ и КГ составляет в среднем 8% в пользу экспериментальной группы. Дети четко отстукивали ритм, правильно дифференцировали звуки по глухости и звонкости, твердости и мягкости, правильно дифференцировали шипящие и свистящие звуки.
Способность к звуковому анализу и синтезу улучшилась. Улучшились показатели по определению позиции звука в слове, различению согласных и гласных звуков. Дети правильно считали звуки и слоги в словах, слова в предложениях. Разница в показателях в среднем составила 7% в пользу ЭГ
Из сравнительной диаграммы видно, что разница, между КГ и ЭГ, в моторно-двигательном развитии незначительна и составила в среднем 3 %.
Все дети с большим желанием выполняли предлагаемые задания, и как ранее было отмечено логопед ДОУ, который проводил занятия с КГ, уделяет много времени развитию моторики.
Показатели развития речезрительной анализаторной системы значительно улучшились. Все дети познакомились с буквами. Дети ЭГ овладели техникой послогового чтения. В связи с этим повторное выполнение заданий трудностей у детей ЭГ не вызвало. Разница в показателях между группами составила 10 % в пользу ЭГ .
Сравнивая результаты диагностики развития ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги мы видим, что ЭГ значительно опережает по показателям КГ. Разница составила 13-14%. Это связано с тем, что дети ЭГ научились писать графические диктанты, использовать в активной речи предлоги пространственного значения.
Таким образом, данные результатов контрольного эксперимента позволяют нам считать эффективной приведенную нами коррекционно-логопедическую работу, в процессе которой мы начали формирование письменной речи детей и значительно улучшили их устную речь.
Результаты исследования подтвердили научную гипотезу и показали, что предложенные пути и приемы формирования письменной речи способствуют в целом оптимизации процесса коррекционно-логопедической помощи детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и могут быть использованы в учебно-воспитательной работе с детьми в дальнейшем.
Методика исследования основывалась на методических разработках:
А. Р. Лурии, Р.И. Лалаевой, Д.Б. Эльконина,
Л. А. Венгер, Н.С.Жуковой, В.П. Глухова, А.Н. Корнева, Л.С. Волковой, Г.В. Чиркиной Л.Ф.,
Спировой А.В, Ястребовой, Н.В.Серебряковой, М.А. Поваляевой, Т. Фотековой, Т. Ахутиной, Е.Н.
Российской и др.
Комментарии пользователей