Основываясь на достижениях советского времени, современная коррекционная педагогика внесла значительный вклад в организацию образовательного пространства детей с ОВЗ. Использование специфических методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями способствует комфортной адаптации и приспособлению детей к новым социальным условиям. Вашему вниманию предлагается практический опыт коррекционной службы нашего детского сада: выстроенная система инклюзивных практик, нацеленных на социализацию и поэтапное введение детей в повседневную жизнь. Представлены примеры инклюзивных сообществ, ставших неотъемлемой частью в деятельности детского сада.
Ориентирами специалистов в построении инклюзивного пространства для детей с особыми образовательными потребностями являются создание условий для благополучного взаимодействия ребенка с ОВЗ с близкими взрослыми, поэтапное введение ребенка в социальную жизнь в ДОУ, усиление линии коммуникации, выявление индивидуальных особенностей и избирательной одаренности ребенка с ОВЗ. Всё это было взято за основу создания инклюзии в нашей ДОО, где работают группы компенсирующей, комбинированной направленности, группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Посещение групп возможно с сопровождающим специалистом (тьютором) или без него.
В системе коррекционной работы в процессе обучения нами используется многократная вариативность видов упражнений одного типа, принцип усложнения материала по одному параметру, минимальный размер шага при переходе от одного уровня сложности к другому. Из советского периода развития инклюзии мы переняли систему пролонгации системы обучения и расширение образовательного пространства за пределы учебного заведения.
Содержание инклюзивных практик в сфере дошкольного образования разнообразно, но все они направлены на адаптацию и социализацию в обществе ребенка с особенностями развития. И вне зависимости от выбранной практики всегда будет прослеживаться четкий ориентир: создание условий для поэтапного введения ребенка в социальную жизнь.
Расскажу о наиболее интересных инклюзивных практиках нашего сада. Начну с проекта «Инклюзия поколений».
Перенимая опыт санкт-петербургских коллег, с введением в коррекционную работу системы Дары Фрёбеля, а в данном случае Перврго дара Фрёбеля (мягкие разноцветные шары), возникла необходимость в их изготовлении. Мы обратились к известным в нашем районе Рукодельницам. «Рукодельницы» - это кружок людей пожилого возраста, объединившихся по разным причинах, нуждающихся, как и наши дети, в принимающем социуме. Для наших воспитанников важно, чтобы вокруг были люди, которые знают, что им нужно и как с ними общаться. Эти мудрые женщины, среди которых есть и одинокие, и люди с инвалидностью, как никто другой приняли и почувствовали наших детей. Как проходят встречи? Дети готовят творческие номера для бабушек, вместе поют, танцуют. Завершается теплое общение изготовление сувениров.
Опыт совместного творчества и положительных переживаний переоценить невозможно. В этом году состоялись две встречи: одна прошла в гостях у мастериц в марте, приурочена она была к женскому празднику, вторая - у нас в саду в мае, в преддверии Дня Победы.
Особая роль в нашем образовательном учреждении отводится обратной инклюзии как предотвращение социального исключения для одних и получение нового социального опыта для других. Ребенок с ОВЗ находится в коррекционной группе, в эту группу на время включаются сверстники из общеразвивающих групп. Дети из общеразвивающих групп посещают группы компенсирующего вида от нескольких часов до полного дня пребывания. Этому предшествует подготовительный этап: планирование деятельности воспитателями и дефектологами, информирование родителей и подписание ими согласий. Все ли дети могут стать участниками обратной инклюзии? К сожалению, нет. В обратной инклюзии участвуют только дети с высоким уровнем социализации: чаще это дети из многодетных семей или дети, имеющие младших братьев и сестёр, родственников-инвалидов. Основной этап включает знакомство ребят, мероприятия по плану, игры по желанию с детьми и взрослыми. На заключительном этапе происходит «обратная связь» на стене отзывов, обсуждение динамики детей с ОВЗ на консилиуме, планирование дальнейших перспектив сотрудничества.
Почему обратная инклюзия занимает у нас важное место? Для некоторой категории детей с особыми образовательными потребностями, например, для ребенка с нарушением эмоционально-аффективной сферы, обратная инклюзия, к сожалению, является единственно возможным видом детской инклюзии. И такие воспитанники у нас есть, они постепенно привыкают ко встречам, а некоторые ребята ждут их и радуются совместному времяпровождению.
Все мы понимаем, что адаптация и коррекция детей через взаимодействие в досуговой деятельности наиболее эффективна. К сожалению, досуг семей наших воспитанников не отличается разнообразием. Взрослые работают, занимаются важными делами, а для детей, требующих повышенного внимания, у них не остаётся ни времени, ни сил, ни желания.
Отсюда и родилась идея привлечения семьи. Началась реализация проекта «Школа мастеров», в котором с детьми занимаются папы. В октябре папы с активной жизненной позицией собираются для составления плана мероприятий на полгода. Школу мастеров курирует педагог-психолог. Мероприятия различны: кукольные спектакли, подвижные игры на улице, изготовление подарков для мамы, просто настольные игры.
Хочется отметить, что школа мастеров в нашем детском саду действует с 2020 года, а в 2021 г указом президента в России был объявлен официальный праздник «День Отца». Это подтверждает правильное направление выбранного нами коррекционного маршрута в инклюзивном образовании. Наша коррекционная служба находится в постоянном поиски новых инклюзивных практик, способствующих коммуникации и развитию воспитанников с ОВЗ, обучению навыков социального взаимодействия и общения детей.
Список литературы:
1. Алехина, С. В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве / С. В. Алехина // Инклюзивное образование. Выпуск 1. / Сост. С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина - М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
2. Беленкова, Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии / Л. Ю. Беленкова // Журнал Интеграция образования. – 2011. – № 1.
3. Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. – 2004. – № 7.
4. Зарецкий В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 1.
5. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М.: ВЛАДОС, 2006.
6. Никольская О. С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
7. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010
Комментарии пользователей