Наглядное пособие , как средство формирования фонематических процессов и слоговой структуры слова.
Наглядное пособие , как средство формирования фонематических процессов и слоговой структуры слова.
Опубликовано: 25 декабря 2024 Автор:
Щинова В.В учитель-логопед г. Екатеринбург
В настоящее время одной из основных задач логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми-логопатами. Однако в процессе внедрения предлагаемых в литературе методов и приемов логопед может испытывать определенные трудности, связанные в основном с восприятием детьми этих приемов. Если, например, задание дается в виде монотонной инструкции , у ребенка быстро рассевается внимание , теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата.
Игра - основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности.
Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.
Данное наглядно-игровое средство применяется на логопедических занятиях по разным направлениям работы (Формирование фонематического восприятия, слоговой структуры слова, обучение грамоте).
Целями данного пособия является:
- Формирование навыка определения места согласного в слове;
- Формирование навыка определения первого звука в слове;
- Развитие фонематического восприятия – дифференциация звуков по твердости мягкости;
- Формирование навыка работы со словами разной слоговой структуры.
Пособие «Чудо-поезд» представляет собой картинку с изображением поезда (либо вырезанный по контуру поезд): паровоз и два вагона. Паровоз изображен красным цветом с одним окошком (гласный звук, один слог в слове), первый вагон - синего цвета с двумя окошками (согласный твердый звук, два слога в слове), второй вагон – зеленого цвета с тремя окошками (согласный мягкий звук, три слога в слове) при необходимости к поезду можно прицепить третий вагон нейтрального цвета с четырьмя вагонами (четыре слога в слове). Так же в пособие входят предметные картинки на изучаемый звук и картинки разной слоговой структуры.
Данное пособие поможет определить:
• наличие места звука в слове (начало слова - паровоз, середина слова – первый вагон, конец слова – второй вагон);
• определение твердости, мягкости звука, например, если в слове звук твердый предметную картинку кладем под первый вагон, если звук – мягкий то, под второй вагон;
• Определение гласного, согласного звука в слове;
• Работа над словами разной слоговой структуры, например, необходимо назвать картинку, определить сколько в слове слогов, произнести слово по слогам и положить картинку под нужный вагончик.
Предлагаемое игровое средство дает возможность дошкольникам наглядно представить конкретную ситуацию для порождения определенного речевого высказывания.
Таким образом, содержание наглядно-игрового пособия «Чудо-поезд» способствует решению максимального количества образовательных и воспитательных задач, развитию всех высших психических функций (памяти, мышления, речи).
Комментарии пользователей