Развитие внимания и памяти на индивидуальных логопедических занятиях
Развитие внимания и памяти на индивидуальных логопедических занятиях
Опубликовано: 25 декабря 2024 Автор:
Развитие внимания и памяти на индивидуальных логопедических занятиях
Рогожина О.А.,
учитель- логопед первой квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида», г. Жуковский
В педагогической литературе, посвящённой коррекции речевых нарушений, отмечается, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо наличие у ребёнка сохранного физиологического слуха, подготовленной артикуляции, а также умения слышать и различать речевые звуки.
Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо работать не только над постановкой и автоматизацией звуков, но и одновременно над развитием фонематического восприятия, слухового внимания и памяти.
В книге «Логопедическая работа в детском саду» Т. Б. Филичева и Г. В.Чиркина предлагают начинать исправление недостатков звукопроизношения с развития фонематического восприятия. «Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произнесение. Развитие фонематического восприятия проводится в игровой форме. Начинается эта работа с материала неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми, и те, которые вновь ставятся. Кроме того, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия. Ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной» [1]
Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия
В данной статье предлагаются игровые упражнения для развития фонематического восприятия слухового внимания и памяти, которые можно включать в различные этапы работы над звуком, начиная от постановки и заканчивая дифференциацией.
На начальном этапе работы над звуком используются игры на различение неречевых и речевых звуков
Игры на различение неречевых звуков
Для проведения игр вам потребуются непрозрачные коробочки от «киндер-сюрпризов», наполненные на выбор крупами (манкой, гречкой, горохом, фасолью), солью, речным пеком, бисером или пуговицами. У вас должно получиться два одинаковых комплекта «звучащих» коробочек (всего 10-12 штук).
Игра «Найди пару».
Ребёнку предлагается два комплекта «звучащих» коробочек, даётся задание найти одинаковые коробочки и разложить их по парам.
Игра «Найди нужную коробочку».
Для игры используется один комплект коробочек. Ребенку предлагается послушать, как звучит коробочка, например, с манкой. Затем она смешивается с остальными. Ребёнку даётся задание найти коробочку с манкой.
Игра «Какая коробочка звучит?».
Для игры используются три коробочки. Ребёнку предлагается послушать, как звучит коробочка с речным песком, бисером, пуговицами. Затем они перемешиваются. Ребенку предлагается выбрать одну, послушать, как звучит и отгадать, что в ней находится. Для проверки дети любят использовать зрительный контроль.
На начальном этапе обучения в играх принимают участие логопед и ребенок. В дальнейшем дети могут играть друг с другом в небольших подгруппах или самостоятельно.
Игры на различение речевых звуков
Задача ребёнка на данном этапе обучения услышать заданный звук и показать логопеду сигналом, что он этот звук услышал. Звук может выделяться среди других звуков, слогов, слов.
Рассмотрим игровые упражнения по развитию слухового внимания и памяти на этапе работы над звуком «С».
Игра «Колокольчик»
Ребенку предлагается позвенеть в колокольчик, когда он услышит нужный звук среди других звуков. Сначала для работы используются звуки, несхожие с заданным, затем близкие по звучанию.
Игра «Молоточек»
Ребенку предлагается постучать молоточком, когда он услышит заданный звук в слогах. Используются слоги прямые, обратные и со стечением согласных.
Игра «Сигнализация»
Ребенку предлагается нажимать на кнопочку игрушечного телефона, когда он услышит заданный звук в словах. Ребенку предлагается услышать звук в начале, конце, середине слова.
Использование игровых приемов на уровне слога, слова.
Эти четыре игры вы можете использовать для любого звука, который на данный момент автоматизируете в слогах или словах. Возможно использование этих игр и на этапе дифференциации.
Игра «Скажи наоборот»
Логопед произносит цепочку из двух слогов: са- со и предлагает ребенку поменять слоги местами: со-са. Играть можно и со словами: сапоги- санки—санки- сапоги.
Если возникают затруднения при выполнении задания, вы можете показать, как его выполнить на предметном материале, используя игрушки или картинки или дать ребёнку образец речи.
Игра «Какое слово добавилось?»
Логопед называет два слова и сообщает ребёнку, что к ним добавится третье. Задача ребёнка - запомнить и назвать это слово. Практика показывает, что сначала слово лучше добавлять в конец цепочки, затем в начало и середину.
суп-сок—суп-сок-сон
сумка -сапоги— самокат- сумка -сапоги
сом- сон—сом- сосны- сон
Игра «Какого слова не стало?»
Логопед называет три слова и предупреждает ребенка, что при повторе одно из слов исчезнет. Задача ребёнка запомнить и назвать это слово. В этой игре сначала убираем первое слово, последнее, затем из середины цепочки.
квас- ананас- компас—ананас- компас
вкус-укус-кокос—вкус-укус
насос-пёс- овёс—насос- овёс
Игра «Друг за другом повтори»
Логопед называет цепочки из трёх слов, каждый раз заменяя первое.
весы- осы- носы
осы- носы- косы
носы- косы- усы
Игру можно усложнить, используя цепочку из четырёх-пяти слогов или слов.
Использование игровых приемов на уровне предложения
Игра «У соседа в сундуке»
Задача ребёнка каждый раз наращивать предложение, добавляя новые слова со звуком с. Например: У соседа в сундуке ананас. У соседа в сундуке ананас и кокос. У соседа в сундуке ананас, кокос и компас. Важным является точное воспроизведение цепочки слов.
Дополнительно на этапе автоматизации или дифференциации звуков возможна работа над развитием зрительного внимания и памяти с использованием картинок. Детям предлагаются следующие виды игр
Игра «Ступени»
Ребёнок выкладывает 3-4 картинки, в названии которых есть автоматизируемый звук, лесенкой. Называет их и закрывает глаза. Логопед меняет положение картинок. Задача ребёнка- вновь построить ступени для лестницы.
Игра «Кто в домике живёт?»
Из картинок ребёнок строит пятиэтажный дом. Называет картинки, которые «живут» в этом доме и закрывает глаза. Логопед заменяет картинку. Задача ребёнка- угадать нового «жильца».
Игра «Поезд»
В вагончики нарисованного поезда ребёнок выкладывает картинки. Называет их и закрывает глаза. Логопед убирает картинку. Задача ребёнка- назвать, какой картинки не стало.
Игра «Волшебный сундучок».
Из игрушечного сундучка ребёнок достает 3-4-5 картинок. Называет их, закрывает глаза. Логопед смешивает эти картинки с дополнительными. Задача ребёнка- убрать в сундучок картинки, которые там были.
Игра «Разноцветные камешки»
Под разноцветные «камешки», вырезанные из картона ребёнок кладёт картинки, проговаривая слова, с автоматизируемым звуком. Затем закрывает глаза. Логопед меняем картинки. Задача ребёнка- вернуть картинку под нужный камешек.
Важно помнить, что дошкольники любят играть. И чем больше игровых приемов использует на своём занятии логопед, тем охотнее дети бегут в его кабинет и успешнее итог коррекционной работы.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду.-М. Просвещение,1987.
Комментарии пользователей