Карабецкая Лариса Ивановна, учитель-логопед,МБОУ СОШ №46 г. Сургут
Поступление в школу – ответственный этап в жизни ребенка, к которому необходимо готовиться заранее. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения общего типа.
Выделяют несколько возможных причин неуспеваемости (прямых или косвенных).
В частности, у нормально развивающегося дошкольника, еще до поступления в школу уже сформированы все компоненты речи:
Произношение всех звуков правильное,
Фонематические процессы сформированы (ребенок умеет различать на слух звуки и выполнять простой звуковой анализ и синтез),
Словарный запас богатый, представления об окружающем мире достаточные,
Речь ребенка грамматически верно оформлена,
На достаточном уровне развиты двигательные умения и навыки (дошкольник твердо держит ручку и карандаш, умеет работать ножницами и кистью и т.д.),
Сформированы пространственные представления (т.е. ориентировка в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, во времени, на листе бумаги).
Как показывают психолого-педагогические исследования, с каждым годом среди учащихся, поступающих в школу, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию у них полноценной учебной деятельности и приводит к недостаточному усвоению школьной программы.
Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях обучения. Процесс становления чтения и письма длителен и сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
Речедвигательный, т.е. наше произношение,
Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужного звука,
Зрительный, который подбирает соответствующую букву,
Двигательный, который обеспечивает совокупность движений, необходимых для записи буквы.
Процесс становления письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Если ребенок с трудом овладевает письмом и чтением, значит, в системе слаженной работы анализаторов и деятельности головного мозга произошел сбой, разорвалось звено в цепи.
В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Основными причинами нарушений чтения и письма являются нарушения или задержки в развитии:
Фонематического восприятия (т.е. умения различать на слух звуки речи),
Лексико-грамматических сторон (т.е. наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи),
Звукопроизношения на разных этапах развития.
Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается от мамы или папы недостаточная сформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость.
Выделяют следующие прямые и косвенные причины неуспеваемости учащихся (что должно насторожить родителей):
Если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни,
Если ребенок левша или переученный левша,
Если ребенку ставили общее недоразвитие речи и по речевым показаниям он посещал логопедическую группу,
Если ребенок соматически ослаблен (часто болеет),
Если он слишком рано пошел в школу,
Если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа,
Если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка (неловкие пальчики),
Если в семье говорят на двух и более языках,
Если ребенок имеет вялую артикуляцию (нечеткое произношение),
Если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность,
Если у него есть проблемы с вниманием и памятью.
Первоклассник будет нуждаться в постоянном общении, в положительных эмоциях, помощи и переживаниях со стороны взрослых.
Приготовьтесь к тому, что вам придется заново учиться писать, читать, размышлять о прочитанном, говорить и слушать вместе с вашим ребенком.
Комментарии пользователей