Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы с умственно отсталыми детьми
Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы с умственно отсталыми детьми
Опубликовано: 14 ноября 2024 Автор:
Для успешной коррекционной логопедической работы с умственно отсталыми детьми необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов (учителя на уроке, воспитателя в группе продлённого дня), а также родителей детей, имеющих нарушения речи. Работа с ребенком должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью было решено несколько разнообразить работу с детьми.
Предлагаю вашему вниманию ряд нетрадиционных упражнений для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики, общей координации движений. Упражнения просты и не требуют специальных навыков. Они могут выполняться как логопедом, так учителем, воспитателем и родителями.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Статические артикуляционные упражнения
Упражнения для губ без предмета
Упражнение "Упрямая улыбка". Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрослый "мешает" ему улыбаться, сжимая губы рукой в "Трубочку", преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнение "Упрямая трубочка". Ребенок вытягивает губы трубочкой и удерживает их в таком положении несколько секунд, затем взрослый рукой пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"
Упражнение 1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
Упражнение 2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
Упражнение 3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
(бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25 - 30 см, ширина - 4 - 5 см)
Упражнение 1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.
Упражнение 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
Упражнение 3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т. д. Выполняется 10 раз.
Упражнение 4. В отличие от упражнения 1 бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10 - 15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.
Упражнение 5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
Упражнение 6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10 - 15 секунд. Повторяется до 10 раз.
Упражнение 7. В отличие от упражнения: бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.
Упражнение 8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика"). Далее упражнение выполняется так же, как упражнения 1, 6, 7.
КОМПЛЕКСНЫЕ РАЗМИНКИ
Компенсация задержек в интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сфере - есть процесс трудоемкий, длительный и требующий комплексного подхода различных специалистов как педагогического, так и медицинского блоков.
Предлагается система, состоящая из дыхательных, артикуляционных и координационных упражнений.
Данные упражнениям могут быть предложены как в виде самостоятельных занятий, так и могут быть введены в структуру индивидуальных и малогрупповых логопедических, психологических, дефектологических занятий.
При проведении подобных занятий необходимо учитывать степень нарушений двигательной сферы, объем и точность движений, возраст детей.
Продолжительность занятий не более 25 минут. Необходимо чередовать динамические упражнения (переключение) со статическими (удержание
Комментарии пользователей