Я работаю с детьми с общим нарушением речи в группе компенсирующей направленности на протяжении 11 лет. За время работы мои наблюдения показали, что дети с нарушением речи бывают агрессивные, ранимые, обидчивые, с навязчивым чувством страха, черезчур впечатлительными.
Используя накопленный мною опыт, большое внимание уделяю психическому здоровью, эмоциональной сфере, так как никакое общение, взаимодействие, я считаю, не будет эффективным, если дети не смогут управлять собственными эмоциями и понимать эмоциональное состояние других детей.
Осуществляя работу в данном русле, необходимо преобразовать предметно-развивающую среду, с целью обеспечения максимального психологического комфорта воспитанников, располагающую к взаимному общению. Созданное мною пространство доступно детям: это уголок творчества, природы и экспериментальной деятельности, книжный уголок, уголок коммуникативного общения. Главное место в группе занимает игротека, где находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры и игры, сделанные мною. Это «Корзинка», «Вершки и корешки», «Кто кем был или будет?», «Заполни квадрат», «Посади дерево», «Цветик - семицветик», «Вспомни и назови», «Новоселье», «Кто здесь живет», «Найди ошибку», «Веселый паровозик» и др.
Разработала авторское пособие «Панорама добрых дел», где отражаются накопленные достижения ребенка, которые стимулируют желания дошкольника присоединиться к интересам и деятельности сверстников; и детскую газету «Я и мои друзья», где отмечаются важные и значимые для детей события, будь то календарные праздники, дни рождения, совместная трудовая или групповая деятельность. В изготовленной мною игре «Конструктор эмоций», ребенок конструирует эмоциональные проявления людей. Он «набирает» лицо и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет рассказ о полученном человеке. Игра «Волшебные очки» учит детей ориентироваться на внутренние качества сверстников, умения «разглядеть» положительные качества в детях. Использую в коррекции низкой самооценки детей. Часто применяю в работе игру «Менялки», которая состоит из фишек разного цвета и карточек-образцов. Игра побуждает детей дружески договариваться друг с другом, сотрудничать.
Очень любима детьми игра «Горячая картошка», где создается ситуация, когда дети учатся помогать друг другу.
Изготовила игру «Волшебные превращения», состоящую из карточек с изображением животных или людей в разных эмоциональных состояниях. Она учит детей соотносить свои действия с инструкцией, контролировать активность.
Составила картотеку:
- лингвистических игр;
- игровых упражнений, направленных на знакомство детей друг с другом и создания положительных эмоций в детском коллективе «Снежный ком», «Ласковое имя», «Мое настроение», «Встаньте те, кто…»;
- игр, направленных на достижение положительного самоощущения, умения выражать позитивные эмоции «Волшебный стул», «Солнечный зайчик», «Сороконожки» и др.;
- успокаивающих игр «Волшебное перо», «Клубочек», «Гамак», «Тихий час»;
- подвижных игр на развитие внимания «Запомни ритм», «Шапка – невидимка» и др.
В шумном пространстве игровой комнаты, есть островок тишины и спокойствия – книжный уголок, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Подбираю книги красочные, с яркими иллюстрациями, чтобы привить (привлечь) интерес детей.
В книжном уголке размещены книги по программе и любимые книги для детей: энциклопедии, книги-справочники, книги по интересам детей, книги по истории и культуре русского и др. народов; открытая витрина для книг, на которой располагается сменяющаяся тематическая выставка «Мир сказок», «Корней Чуковский и его книги», «Рассказы о животных». Знакомлю детей с детскими писателями и их произведениями.
Учитывая заинтересованность и любознательность детей организовала подборку журналов о природе, о моде, о транспорте, рассматривание иллюстраций которых способствуют формированию коммуникативных навыков.
В совместной работе с родителями накопила коллекции открыток, картинок, загадок, что тоже является хорошим стимулом к общению.
Одно из любимых занятий у детей – изодеятельность. В группе оборудовала места для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом в свободное от учебной деятельности время. Дети могут выразить свои эмоции, впечатления с помощью различного материала в оборудованной мини-изостудии. Одной из любимых игр является игра «Дизайнер». Дети создают новые модели одежды, оформляют интерьер комнат. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяет новый характер их взаимоотношений со сверстниками.
Мною организован уголок природы и экспериментальной деятельности, в котором знакомлю детей с природными и климатическими особенностями Краснодарского края, России, подобрала с помощью родителей иллюстрированный материал по экологическому воспитанию. Изготовила развивающие игры по экологии: «Вспомни и назови», «Кто кем будет», «Грибы», «Что нельзя делать» и др.; плакаты, календарь природы, лабораторию по экспериментированию ,книги о природе, временах года, животном мире, климатических зонах, энциклопедии.
Занимаясь в лаборатории, дети превращаются в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Дети изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства; экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее вкус, цвет, проводить опыты со снегом, льдом. Лаборатория сделана для развития у детей познавательного интереса, способствует формированию коммуникативных навыков.
В группе созданы оптимальные условия для развития сюжетно-ролевой деятельности, для формирования творческой активности, освоения детьми социальных норм и культурных ценностей. Атрибуты к играм подбираю так, чтобы создать условия для реализации детей в разных видах игр. Особое внимание уделяю эстетичности оформления, учитываю современность материалов, которые вызывают у детей желание играть. Подобранный мной игровой материал с учетом возрастных особенностей позволяет детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Разнообразная развивающая среда обеспечивала положительную динамику развития дошкольника. У детей повышается интерес к разным видам деятельности, возросла потребность в общении и познании окружающего мира. Дошкольники научились сочувствовать, сопереживать, оказывать помощь, стали доверчивее к окружающим людям, добрее и веселее.
Комментарии пользователей