«ИГРАЕМ – ЗВУКИ ЗАКРЕПЛЯЕМ!»
Свистунова Оксана Николаевна, город Верхний Уфалей Челябинской области, МБДОУ ЦРР детский сад №17 «Журавлик», учитель-логопед высшей квалификационной категории,
456801 Челябинская область, город Верхний Уфалей, улица Ленина дом 159-А квартира 78, телефон домашний 2-48-49, сотовый 89227022951.
Игра, коррекция звукопроизношения, интеграция, связная речь.
"Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма
и подавления взрослых, мир открытия вытесненных
желаний, мир реализации нереализуемого».
А.С. Спиваковская
Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих нарушения речи, в условиях детского сада создаются специальные логопедические группы, пункты, основной задачей которых является коррекция речевых дефектов. Для решения данной задачи в рамках детского сада осуществляется реализация специальных программ. Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра дошкольников:
• побуждает детей к общению друг с другом;
• способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
• способствует совершенствованию разговорной речи;
• способствует обогащению словаря;
• оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
• помогает автоматизировать поставленные звуки в свободной речи.
Поэтому необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Предлагаю Вашему вниманию интегрированное занятие, проводимое с подгруппой детей в возрасте 6 лет с диагнозом ОНР III уровня. На протяжении всего занятия-игры педагог обязательно следит за процессом автоматизации у детей звуков «с», «ш», «з», «ж», «р», «л».
«ВЕСЁЛЫЕ ГРИБНИКИ»
Задачи: уточнить и закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах, продолжать учить составлять предложения по картинкам и объединять их в рассказ, автоматизировать поставленные звуки в свободной речи, развивать умение выразительно читать стихи, активизировать психические процессы, воспитывать любовь к природе, бережное отношение, любознательность.
Предварительная работа: беседы о грибах, которые растут в наших лесах, заучивание стихов о грибах, загадок, знакомство с буквой «Р», чтение обратных и прямых слогов с этой буквой.
Оборудование: :карточки на каждого ребенка с изображением белочки с корзинкой, предметные картинки с изображением разных грибов, звуковое письмо от Незнайки, магнитофон, серия (5 штук) картинок «Незнайка-грибник», корзинки, шапочки-грибочки.
Ход занятия:
Начало занятия проходит в логопедическом кабинете. Дети входят в кабинет и встают в круг.
I. Организационный момент.
1. Приветствие: каждый ребенок здоровается со всеми, с гостями по-разному: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Приветствую Вас!», «»Рад Вас видеть!», «»Рада встрече с Вами!».
2. Игра «Узнай»: у каждого ребенка по одной карточке с изображением белочки, которая несет корзинку с точечным контуром гриба.
Логопед: - Соедините сплошной линией точки на рисунке и вы узнаете, что несет белочка в корзинке.
Вопросы детям:
- Оля, ты узнала, что несет белочка в корзинке?
- Дима, сколько грибов у твоей белочки?
Дети отвечают полным предложением.
II. Основная часть.
1. Логопед: – Дети, закройте глаза и представьте гриб, который у белочки в корзинке. (Дети закрывают глаза и представляют).
- Откройте глаза и скажите, как называется гриб, который несёт ваша белочка.
(Дети называют знакомые грибы: маслёнок, опёнок, сыроежка, белый гриб, груздь, подберезовик, волнушка…).
2.Загадки о грибах:
Логопед: - Дети, а какие вы знаете загадки о грибах? (загадывание загадок).
1 ребенок: «Я под шапкою цветной 2 ребенок: «Под сосною у дорожки
На ноге стою одной, Кто стоит среди травы?
У меня свои повадки, Ножка есть, но нет сапожек,
Я всегда играю в прятки». Шляпка есть – нет головы».
3 ребенок: «Стоял на крепкой ножке, 4 ребенок: «На одной ножке стоит лепешка.
Теперь лежит в лукошке». Кто мимо пройдет,
Всяк ей поклонится».
5 ребенок: «Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной
Никуда не годный».
3. Письмо от Незнайки.
Раздается стук в дверь и входит почтальон:
- Здравствуйте, дети! Я принес вам необычное письмо. Прослушайте его на магнитофоне, а я с вами прощаюсь. До свидания!»
Включается магнитофон и слушается запись: «Здравствуйте! Пишет вам Незнайка. Я узнал, что сегодня вы говорите о грибах. Поэтому хочу пригласить вас на прогулку в лес, за грибами. Вот только не знаю, как называется человек, который ходит в лес, за грибами. (Дети помогают Незнайке, дают правильный ответ). Теперь я знаю, что я – грибник. – Ребята, а что надо брать с собой в лес (дети отвечают). Высылаю вам свою фотографию и картинки о том, как я однажды ходил в лес, за грибами. Желаю вам набрать много красивых грибов и рассказать мне о том, где вы их насобирали. До свидания».
Логопед: - Ребята, так куда нас пригласил Незнайка? (дети отвечают).
- Тогда возьмите то, с чем ходят в лес за грибами. (дети берут заранее приготовленные корзинки с прорезями).
4. Под легкую музыку логопед читает стихотворение Л.Мезинова «По грибы», а дети ходят по залу и собирают грибы в свои корзинки.
Шел грибник издалека.
И в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка да листочки…
- Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип!-
Показал под ёлкой гриб…
- Я с грибами, - молвил лес, -
А ты с глазами или без?»
Дети садятся на свои места.
5.«Счет грибов».
Логопед: -Достаньте из корзинок грибы и разложите их на столе.
- Сосчитайте, сколько грибов вы нашли. Считать будем так: один гриб-два гриба – три гриба – четыре гриба – пять чего? И т.д.
- Оля, сколько у тебя грибов? (ребенок должен ответить правильно: - У меня шесть грибов).
- А теперь составьте предложение о том, сколько грибов нашли вы и ваш друг.
- Послушайте, как я скажу: - Я нашла пять грибов, а Оля шесть.
Каждый ребенок составляет предложение по образцу.
6. Рассматривание картинок «Незнайка – грибник». Составление по ним предложений и объединение их в рассказ.
1 картинка: Незнайка с корзинкой мухоморов идет по лесу.
2 картинка: Незнайка встретил Карандаша, который смеется.
3 картинка: Незнайка с пустым мешком подходит к мухомору.
4 картинка: Незнайка на спине несёт полный мешок мухоморов.
5 картинка: Смеющийся Незнайка встретил удивленного Карандаша.
Логопед: - Посмотрите на эти картинки и составьте по ним предложения. Тогда у нас получится что? (дети отвечают: рассказ). Дети составляют пять предложений.
- А кто хочет рассказать по всем картинкам? (слушается рассказ одного ребенка).
- Как вы думаете, почему на второй картинке Карандаш смеется? (потому что Незнайка набрал полную корзинку мухоморов и гордится этим).
- А как выдумаете, почему на последней картинке Карандаш не смеется, а удивляется? (потому что Незнайка снова набрал целый мешок ядовитых грибов).
- Ну а что же говорит веселый Незнайка удивленному Карандашу?
- А вот послушайте, что он говорит: «теперь ребята могут спокойно собирать грибы – мухоморов в лесу больше нет».
- А в нашем лесу были ядовитые грибы? (Нет. Наверное Незнайка их тоже успел собрать).
7. Физкультминутка «Грибы». В центре зала стоит макет гриба боровика.
Дети выходят в центр зала и громко читают стихотворение «Грибы» Яна Бжехвы
Мы в лесок пошли (ходят по кругу).
И грибы нашли (присели, смотрят на грибы).
А гриб Боровой (округляют руки над головой).
Покивал нам головой ( наклоны головой вперед-назад).
Логопед: - Это, дети, гриб Король Боровик. Однажды король Боровик объявил мухам ужасную войну. Тогда он обратился к грибам (показ шапочек).
- К каким грибам? (к шампиньону, к рыжику, к груздю, к лисичкам и сморчкам).
Шапочки надеваются на детей.
«Хорошенькое дело – кусать Боровика!
Сломите их, ребята,
А я вам, если надо,
И орден дать могу».
- А вот что ответили грибы Боровику (дети читают заранее заученные стихи):
Шампиньон: «Надеть себе погоны
Не смеют шампиньоны.
Оставьте нас в покое.
Вот если бы в жаркое!».
Груздь: «Медлительные грузди
Для битвы слишком грузны.
В атаку по оврагу
Не сделать нам ни шагу».
Рыжик: «А я - веселый Рыжик.
Я мухи не боюсь.
Я мухи не обижу
Уволь меня, уволь, покусанный Король».
Лисичка: «Лисички - не вояки
Мы не выносим драки.
И в бой идти не станем.
Мы личики румяним».
Сморчок: «Сморчки весною в силе.
Что ж раньше не спросили?
Допел я боевую,
Пора на боковую».
Логопед: - Ребята, а вот мухоморы согласились послужить Королю Боровику и победили мух. Одна муха жужжала: «Меня уже убило отравленной стрелой!». А Король им выдал орден.
Но знайте, что не годен,
Что все равно не годен,
Не годен, нет, не годен
В корзинку мухомор!
III. Подведение итогов.
Сюрприз от Незнайки (педагог выносит корзинку с печеньем «Грибочки», вручает её детям. В группе дети пьют чай с печеньем).
Задание воспитателю: Чтение и драматизация сказки «Грибы» (смотреть ниже);
Нарисовать рисунки о том, как дети ходили в лес за грибами;
Играть в игру «Волшебные грибочки»: соединить шляпку и ножку гриба (на шляпках написаны слоги «РА», «РО», «РУ», «РЫ», «РЕ», «РЯ», а на ножках наклеены картинки, название которых начинается с этих слогов: ракета, рубашка, робот, рыба, ремень, рябина и т.д.
Выучить стихотворение А.Прокофьева «Боровик»:
«По дорожке шли –
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли».
ГРИБЫ
Братца звали Иван, а сестричку - Косичка. Мама у них была строгая. Посадит на лавку и велит молчать. Сидеть скучно, вот и решили дети в лес уйти. Там хоть на голове ходи – никто слова не скажет. Бегают по лесу, на деревья лазают, кувыркаются в траве – никогда ещё веселья такого в лесу не было слышно.
К полудню ребятишки угомонились, устали, захотели есть. Иван говорит:
- Давай, гриб найдём и съедим.
Нашли они под дубом боровик, и только сорвать его нацелились, Косичка зашептала: «А может, грибу больно, если его есть». Иван стал думать, и спрашивает: «Боровик, а боровик, тебе больно, если тебя есть? Отвечает боровик хриплым голосом: «Больно!».
Пошли Иван да Косичка под берёзу, где рос подберёзовик, и спрашивают у него: «А тебе, подберёзовик, если тебя есть, больно?»
«Очень больно», - отвечает подберёзовик. Спросили Иван да Косичка под осиной подосиновика, под сосной – белого, на лугу – рыжика, опёнка, маслёнка, лисичку и сыроежку. «Больно, больно», - пищат грибы.
Расстроился Иван, а Косичка плакать стала.
Вдруг из-под прелых листьев вылезает красный гриб, словно мукой сладкой обсыпан – плотный, красивый. Ахнули Иван да Косичка: «Миленький гриб, можно тебя съесть?» «Можно, детки, можно, с удовольствием», - приятным голосом отвечает им красный гриб, так сам в рот и лезет. Присели над ним Иван да Косичка и только разинули рты, вдруг откуда ни возьмись налетают грибы: боровик и подберёзовик, подосиновик и белый, груздь и опёнок, лисички и сыроежки - и давай красный гриб колотить, колошматить.
«Ах ты, яд, мухомор, чтоб тебе лопнуть, ребятишек травить надумал!» С мухомора только мука летит. «Посмеяться я хотел!» - вопит мухомор. «Мы тебе посмеёмся»,- кричат грибы, и так навалились, что осталось от мухомора мокрое место – лопнул. И где мокро осталось, там даже трава завяла с мухоморьего яда.
«Ну, теперь, ребятишки, раскройте рты по-настоящему»,- сказали грибы. И все грибы до единого к Ивану да Косичке, один за другим, скок в рот – и проглотились. Наелись до отвалу Иван да Косичка и тут же заснули. А к вечеру прибежал заяц и повёл ребятишек домой. Увидела мама Ивана да Косичку, обрадовалась, а зайцу дала капустный лист.
БОРОВИК ПОДБЕРЁЗОВИК СЫРОЕЖКА
РЫЖИК БЕЛЫЕ ГРУЗДИ МУХОМОР
ПОДОСИНОВИК ЛИСИЧКИ МАСЛЁНОК
ОПЯТА ВОЛНУШКА СМОРЧКИ
Литература
Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя /Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991. стр.57
Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы/Авт.-сост.В.Н.Иванкова. – М.:ООО «Аквариум-Принт», 2006. стр. 50-51
Рождественская В.И., Павлова А.И. Игры и упражнения для исправления заикания. Пособие для воспитателей дет.сада. Изд.2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1978. стр.25
Анкета автора журнала «Воспитатель ДОУ»
1. Свистунова Оксана Николаевна.
2. 15.04.1972 год рождения.
3. Челябинская область, город Верхний Уфалей, МБДОУ ЦРР детский сад №17 «Журавлик», учитель-логопед высшей квалификационной категории.
4. 456801 Челябинская областьо, город Верхний Уфалей, улица Ленина дом 159-А, квартира 78, домашний телефон 2-48-49, сотовый 89227022951.
5. Паспорт серия 7504 №216456 выдан ОВД города Верхнего Уфалея Челябинской области 07.05.2004года.
6. ИНН 740200218048
страховое пенсионное свидетельство 026-021-924-06
Комментарии пользователей