Консультация для воспитателей: «ЧТО ТАКОЕ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?»
Консультация для воспитателей: «ЧТО ТАКОЕ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?»
Опубликовано: 25 декабря 2024 Автор:
Консультация для воспитателей:
«ЧТО ТАКОЕ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?»
Всем известно, что в норме ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением к пяти - шести годам. К сожалению, практика показывает, что это не так. Становится понятно, что нужна целенаправленная профилактическая работа.
В последнее время появилось много публикаций, посвященных артикуляционной гимнастике. Чаще всего это набор разнообразных упражнений. Иногда они сгруппированы в комплексы, иллюстрированы. Но, к сожалению, воспитатели, пользуясь этими публикациями, не всегда знают, почему те или иные упражнения входят в определенный комплекс. Хотелось бы внести ясность в этот вопрос.
Артикуляционная гимнастика - это набор артикуляционных упражнений, то есть упражнений для органов артикуляции (губ, языка, подъязычной связки и мягкого неба).
Цели артикуляционной гимнастики - развить координированность и подвижность органов артикуляции, сформировать правильный артикуляционный уклад того или иного звука. Артикуляционная гимнастика достигает своих целей только в случае систематических ежедневных тренировок. При выполнении артикуляционных упражнений следует помнить о точности, многократности выполнения упражнения и об определенном напряжении мышц артикуляционного аппарата.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3-5мин. Не следует предлагать детям более двух-трех упражнений. Упражнения выполняются подгруппами из четырех - шести человек.
2. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не вводит новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления педагог придумывает новые игровые приемы.
3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.
4. Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому). Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход. Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удается не совсем, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать эти движения дома (по 2-5мин 2 раза в день - утром и вечером).
Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом. Если они не будут получаться, надо направить его к логопеду. Следует также направлять к логопеду тех детей, у которых при выполнении упражнений долго не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата.
Знакомство с новым упражнением:
1. Рассказ воспитателя.
2. Показ воспитателя.
3. Выполнение упражнения детьми.
4. Проверка правильности.
По мнению М.Ф.Фомичевой, в младшем группе детей в игровой форме знакомят с основными артикуляционными упражнениями. Упражнения направлены на развитие речевого дыхания, выработку направленной и длительной воздушной струи, развитие координированности и подвижности органов артикуляции. Упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.
В среднем возрасте к основным упражнениям добавляется комплекс для свистящих звуков. Для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшем возрасте используют уже все необходимые, в зависимости от нарушений, комплексы. Но при выполнении следят за плавностью и правильностью. Работают над точностью и координированностью движений. Вырабатывают способность быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому можно проводить упражнения в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков воспитатель может закончить артикуляционную гимнастику звукоподражанием на отрабатываемый звук.
В подготовительной группе детям предлагаются упражнения на дифференциацию различных оппозиционных звуков.
При составлении комплексов артикуляционной гимнастики нужно исходить из правильной артикуляции звука. То есть перед составлением комплекса артикуляционной гимнастики стоит проанализировать правильную артикуляцию звука.
Свистящие звуки
Широкий распластанный язык, лежащий на дне рта, упирающийся кончиком в корни передних нижних резцов. По середине языка желобок, по которому проходит воздушная струя. Воздушная струя сильная, холодная. Зубы сближены, губы растянуты в широкую улыбку. Следовательно, в комплекс для свистящих звуков обязательно должны войти следующие упражнения:
• «улыбка» - губы сомкнуты и растянуты в улыбку;
• «заборчик» - губы разомкнуты, растянуты в широкую улыбку при сжатых зубах;
• «лопаточка» - широкий распластанный язык, лежащий на нижней губе;
• «желобок» - боковые края широкого языка подняты вверх, образуя посередине языка желобок;
• почистить кончиком языка нижние зубки вправо - влево;
• «горка» - кончик языка упирается в корни нижних резцов, спинка языка приподнята, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, по середине языка - желобок.
Может в отдельных случаях понадобиться и упражнение для воспитания правильной воздушной струи:
• дутье во флакончик по «желобку»
• «змейка» - дутье по «желобку» на бумажную ленту, приклеенную к кончику языка посередине.
Шипящие звуки
Язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним боковым (жевательным) зубам. Кончик приближен к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами, образует с ними щель. Зубы сближены, губы вытянуты вперед рупором. Воздушная струя, проходящая по «чашечке» вверх, сильная, теплая. Исходя из правильного артикуляционного уклада шипящих звуков, следует подбирать в комплекс следующие упражнения:
• «рупор» - губы разомкнуты и вытянуты вперед при сжатых зубах;
• почистить кончиком языка верхние передние зубы изнутри;
• «чашечка» - кончик широкого языка и боковые края подняты вверх, образуют «чашечку»;
• обхват верхней губы кончиком широкого языка (нижняя губа при этом опущена вниз);
• «вкусное варенье» - движения широкого кончика языка по верхней губе сверху вниз (нижняя губа опущена вниз, не поджимается);
• «фокус» - кончик широкого языка обхватывает верхнюю губу. Подуть по языку вверх, сдувая ватку, лежащую на кончике носа.
Звуки [л, ль]
Язык касается напряженным кончиком бугорков (альвеол) за верхними зубами. При этом воздух проходит в стороны боковых краев языка. Отсюда и подбор артикуляционных упражнений:
• «парус» - узкий кончик напряженного языка поднят вверх, за зубы и прижат к бугоркам (альвеолам);
• «маляр» - движения узкого напряженного кончика языка по небу вперед - назад.
Звуки [р, рь]
Язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, кончик широкого языка приближен к бугоркам за верхними зубами, сильная воздушная струя заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.
• «лошадки» - пощелкать язычком по небу;
• «грибок» - «приклеить» язык к небу и удерживать, раскрыв рот;
• «гармошка» - раскрывать и закрывать рот при «приклеенном» к небу языке;
• «барабанщик» - кончиком широкого языка постучать по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Д-Д-Д». При этом рот открыт, а нижняя челюсть неподвижна - работает только язык, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
• «болтушка» - язык чашечкой поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым (жевательным) зубам, кончик широкого языка движется по бугоркам вперед-назад, производит движения, похожие на то, как кошечка лакает. Во время движения произносится звук [Д];
• «назойливая муха» - язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Кончик широкого языка приближен к бугоркам за верхними зубами, производит «рокот» - нечто среднее между звуками [Д] и [Ж]. Воздушная струя сильная, направлена на кончик языка. Кончику языка обычно бывает щекотно, так как происходит вибрация;
• «балалайка» - во время выполнения упражнения «барабанщик», под язык вводится палочка (ручка чайной ложки) или чистый прямой палец ребенка. Выполняются быстрые короткие движения вправо-влево пальчиком под языком.
Если у ребенка нет грубых нарушений звукопроизношения, а есть лишь физиологическая несформированность, то грамотно организованная и систематически проводящаяся артикуляционная гимнастика может стать профилактикой нарушения звукопроизношения. Результатом целенаправленной совместной деятельности является то, что наши выпускники пойдут в школу с правильным звукопроизношением.
Литература:
1. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. - М.: ООО «Издательство ACT», СПб.: «Дельта», 1997.
2. Правдина О.В. Логопедия. - М.: «Просвещение», 1969.
3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
4. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.
Комментарии пользователей