Конспект занятия по формированию правильного произношения
Подготовила учитель-логопед 1 кв. категории Буглакова О.Н.
Брянская область, г. Унеча
Цель: Закрепить правильное произношение звука Т; развивать
фонематический слух.
Задачи: - Упражнять детей в произношении слогов, слов, предложений со
звуком Т.
- упражнять в выделении звука Т из ряда других согласных звуков;
- тренировать в опознавании звука в слове;
- развивать умение осуществлять выбор слов со звуком т в конце
слова, договаривать первый звук в слове;
- совершенствовать умение образовывать форму родительного
падежа, мн. числа;
- упражнять в составлении предложений по демонстрации действия
и из опыта;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слова;
-: развивать слуховое внимание, память, мышление.
Оборудование: демонстрационный материал куклы Принцесса и Богатырь, кочки (круги, вырезанные из картона), несколько ёлочек, картинки: танк, туфли, тыква, бант, бинт, билет, лист, автобус, каштан, хвост, халат, самолёт, кот, щётка, газета, лопаты, палатка, столы, труба, мак, колесо, веник, щенок; фломастер, дерево, вырезанное из картона, осенние листья из бумаги, изображение реки, каркас моста, ворота из картона, башня из картона, кубики. Замок из картона с двумя карманами, квадратики синего и красного цвета.
Раздаточный материал: ключики из картона, квадратики красного и синего цвета.
Ход занятия:
Организационный момент: (Играет сказочная музыка) Рассказ логопеда:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. У него была дочь – царевна Тома, прекраснее которой не было на всём белом свете.
Узнал об этом злой волшебник, прилетел и унёс прекрасную царевну. Опечалился царь, никто не мог ему помочь. Но вот однажды пришёл к нему богатырь (показывает куклу «Богатыря»). Он вызвался найти пропавшую царевну. И имя у него было необыкновенно красивое – Пересвет.
1. Ребята путь Пересвету предстоит трудный и долгий, и возможно одному ему не справиться нужна ваша помощь. Вы согласны помогать? (Да).
Тогда для начала вы должны определить последний звук в слове Пересвет (Т). Этот звук будет помогать нам в поисках прекрасной принцессы.
(Даётся характеристика звука т. Ребята выясняют, что он согласный, твёрдый, глухой. На доску выставляются карточки – символы.
2. – Про звук Т мы всё выяснили. Теперь в путь. Богатырь пошёл по дороге и запел песенку… повторите и вы его песню:
ТА-ТО-ТУ ТУ-ТЫ-ТО ТА-ТЭ-ТУ-ТЫ ТО-ТУ-ТЫ-ТА ТА-ТО-ТЭ-ТУ
3. (кукла-богатырь подводится к «болоту»
- Ой! Болото на пути! Как же мне его пройти? Вижу кочки – одиночки, я по ним сейчас пройду. Ну а вы мне помогите, чтобы не попасть в беду – хлопните в ладошки, когда услышите звук т. Это значит, что кочка надёжная, на неё можно наступать, но если вы ошибётесь и хлопнете на другой звук, мне придётся вернуться назад. Поэтому, будьте очень внимательны.
Называются звуки: Т, Л, Н, Т, Д, В, Т, Ж, З, Т. (дети хлопают в ладошки, богатырь перепрыгивает с кочки на кочку.
4. (Играет тревожная музыка). Богатырь оказывается в лесу. (на ёлочках висят картинки со звуком Т в названии и без него). – Богатырь заблудился в лесу, помогите ему выбраться. Вы должны назвать только те картинки, в названии которых есть звук Т, а я соединю фломастером эти картинки и получится тропинка для Пересвета. Дети называют картинки: туфли, тыква, танк… и.т.п.. Богатырь выбирается из леса.
5. Появляется избушка Бабы Яги: « Фу, Фу1 Русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а нынче русский дух сам пришёл! Кто ты такой? «Не сердись бабушка Яга, а лучше помоги мне. Иду я искать прекрасную принцессу Тамару, украл её злой волшебник. А где он живёт я не знаю».
« Ну что ж, эту историю я знаю, я помогу тебе, если ты поможешь мне. Кощей задал мне такую задачу: «Посели говорит эти картинки каждую в свой домик, тогда женюсь на тебе, а я в школах не обучался не знаю я что мне с этими картинками делать?»
- Ребята! А давайте мы поможем. В синий домик нужно поселить картинки с твёрдым звуком Т, а в зелёный со звуком ть. (ребята выполняют задание, баба Яга объясняет дорогу).
6.– Пока Пересвет продолжает своё путешествие в поисках прекрасной Тамары, давайте и мы с вами прогуляемся, возможно найдём что-нибудь интересное. (дети встают со своих мест) – Видите вон тот тополь! Давайте дойдём до него повторяя знакомую вам песенку:
Топали мы топали
До тополя дотопали
До тополя дотопали
Да ноги то оттопали.
- Ребята какие слова со звуком Т вы запомнили в этой песенке. (топали, дотопали, оттопали, тополь)
7. Посмотрите сколько листьев, старый тополь совсем обсыпался. Представьте, что вы лёгкий ветерок, давайте подуем на листочки так, чтобы они разлетелись. (дети дуют на листья, листья разлетаются, а под ними лежит конвертик).
- Ребята смотрите, что это такое? Здесь какая-то записка, только видимо дождик прошёл и смыл некоторые буквы и теперь совсем непонятно послушайте:
Если хотите найти - омару, нужно от -ополя идти по –ропинке. Её вы отыщите в –раве. Идите -уда, куда она ведёт, и -ам вы найдёте принцессу.
- Ребята я поняла кто-то нам хочет помочь, но как же понять что же всё-таки написано в записке. Ой! Я кажется догадалась. Ведь нам поможет звук Т. Я вам сейчас буду называть слова, а вы должны вставить в начало слова звук т и мы поймём что это за слово. Приготовились!
- Амара (Тамара), ополь (тополь), ропинка (тропинка), рава (трава), уда (туда), ам (там). Снова перечитывает записку, уже правильно, помогают богатырю найти тропинку, возвращаются на свои места
8. Богатырь подходит к реке перед замком, « Как же мне перебраться на тот берег? (Слова из магнитофона) « А ты богатырь не спеши, и загадку мою реши)
Я на этом берегу
Я на том берегу
Перебраться через реку я тебе помогу
- Ребята помогите разгадать загадку. (мост)
Богатырь: « Ну конечно же надо построить мост»
- Ребята мост мы будем строить из картинок, но нам понадобятся только те из них , в названии которых звук Т находится в конце слова. (Дети называют картинки, строится мост)
9. Богатырь подходит к воротам замка волшебника, но на воротах замок.
- Ребята. Замок можно открыть с помощью специального кода, для этого вы должны определить сколько звуков я сейчас скажу АТ (2) (далее выполняется звуковой анализ слога АТ, дети выкладывают у себя на столах на замочках цветные квадратики. Замок не открывается. Ещё один секрет. Нужно выложить звуковую схему слова ТАМАРА. Это задание выполняют дети 2 го года обучения. Замок открывается.
10. Богатырь входит в замок, (запись голоса дракона). Вход в башню охраняет дракон, он злой и очень голодный. – Ребята давайте накормим дракона, дадим ему как можно больше еды и тогда быть может он пропустит богатыря. Я вам буду называть один предмет, а вы должны увеличить этот предмет, назвав таким образом: петух – много петухов…
- конфета…, котлета…, салат…, ватрушка…, хлеб…, пирожок…, компот…, апельсин…, яблоко…..
11. Царевна спрятана на самой верхушке башни. Что бы до неё добраться нужно построить ступеньки из кубиков. Но кубик можно будет поставить только тогда, когда вы назовёте, что умеет делать Тамара. Первые два предложения дети составляют по демонстрации действия.
Тома умеет шить. Тома умеет танцевать. Затем дети составляют самостоятельно.
Чтобы открыть дверь нужно повторить такие слова: ТУК-ТУК- дверь отворись, ТУК-ТУК- дверь отопрись.
Дверь открывается (под музыку) появляется принцесса.
Комментарии пользователей