Методические рекомендации логопеда для проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях
Методические рекомендации логопеда для проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях
Опубликовано: 25 ноября 2024 Автор:
Михайлова Ольга Александровна, МДОУ «Детский сад № 251 компенсирующего вида» Советского района г. Казани, учитель – логопед
В статье освещены особенности знакомства родителей с артикуляционными упражнениями, правилами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях, приемами разнообразия домашних занятий с язычком.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы [1, 6].
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков [1, 8].
Проведение артикуляционной гимнастики является неотъемлемой частью работы логопеда над усовершенствованием речи детей. С особенностями этой работы логопед должен ознакомить родителей воспитанников, которые смогли бы продолжать развивать подвижность органов артикуляции детей в домашних условиях. Знакомство родителей с работой логопеда в данном направлении может проходить в форме индивидуальных консультаций или в форме игрового тренинга (фронтально).
Теоретическая часть
В ходе консультации логопед говорит родителям, что правильно произносятся различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов и мышц развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ.
Логопед рассказывает родителям о том, что работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнения, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Логопед знакомит родителей с правилами и необходимыми условиями для проведения артикуляционной гимнастики. Родители узнают, что проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Логопед знакомит родителей с последовательностью работы над подвижностью органов артикуляции, освещает значимые аспекты в проведении артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение[1, 12].
Отдельные артикуляционные упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных позиций губ и языка.
При выполнении упражнений инструкцию надо давать поэтапно, например: растяни губы в улыбке, покажи зубы, приоткрой слегка рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в «бугорки» кончиком языка, произнося звук « д-д-д-д».
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у ребенка не получается какое-то движение, взрослый может помочь ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребёнка. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Практическая часть
Логопед предлагает родителям попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого понадобятся зеркала. Зеркала расположить нужно так, чтобы хорошо была видна нижняя часть лица. При постановке звуков используются общие упражнения и специфические. Родители под руководством логопеда выполняют артикуляционные упражнения.
ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ [1]
Наказать непослушный язык
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.
Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.
Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Лопаточка
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.
Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Почистим зубы
Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ [1]
А) Для постановки звуков С, Сь , З, Зь, Ц
Горка
Цель:
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка опустить за нижние зубы и приподнять среднюю часть языка.
Б) Для постановки звуков Ш, Ж, Ч, Щ
Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.
Чашечка
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и завернуть передний край языка вверх. Язык принимает форму чашечки.
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
В) Для постановки звуков Л, Ль
Качели
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] и [л'] с гласными [а], [ы], [о], [у].
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Г) Для постановки звуков Р, Рь
Грибок
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).
Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Гармошка
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Сделать «Грибок» и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до пяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Это лишь некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Важно понять принцип выполнения упражнений.
Кроме этого, в процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Можно сопровождать гимнастику текстом: сказкой или стихотворением. Например, сказка о Веселом язычке.
Сказка о Весёлом Язычке [7, 112]
Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Улыбка»).
Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Заборчик» (заборчик открывается)).
Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).
Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Лопаточка»).
Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).
Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).
Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).
Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Заборчик»), а затем первую - губы («Трубочка», а затем «Улыбка» с сомкнутыми губами)
Сказка «В зоопарке» [4, 51]
В зоопарк пойдем теперь. Открываем шире дверь.
(Открывать и закрывать рот широко)
Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он.
(«Хоботок»)
Если очень захотеть, можно хоботом вертеть.
(Вращать вытянутыми губами по кругу).
Улыбнулись нам подружки – большеротые лягушки.
(«Улыбка»)
Жираф вытянул вверх шею. Очень он гордиться ею.
(Язычок тянется к носу)
Зебры – резвые лошадки - бойко скачут по площадке.
(«Лошадка»)
Потянула зебра ножку, постояла так немножко.
(«Грибок»)
А у зебры есть полоски. Их рисуем кистью плоской.
(«Маляр»)
Посмотри: хамелеон. Хвост закручивает он.
(Чашечка»)
Вот пантера. Зверь другой. Спину выгнула дугой.
(«Горка»)
Спину выгнула дугой… Язычок, скорей домой!
(Спрятать язычок, закрыть рот)
Сказки о Чупе и Чупсе [2, 231]
Чупс и Чупа изготавливаются из пары перчаток. К внешней стороне прикрепляется по 2 шарика для настольного тенниса, рисуются глазки. Упражнения для язычка выполняются, сопровождаются движениями рук.
При необходимости логопед может предложить родителям выполнять с ребенком простой самомассаж [7, 28 ]:
И опять погладим ласково зубами, А потом похлопаем бережно губами
И в конце погладим ласково губами.
Такой массаж, выполняемый систематически, способствует расслаблению напряженного язычка, подготавливает язычок к более точному выполнению артикуляционных упражнений.
Таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствуют коррекции неверного звучания.
Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой: Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение/ под общ. Ред. Л.С. Вакуленко. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
Крупенчук О.И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб: Издательский дом «Литера», 2010.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство Гном и Д», 2005.
Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста: Выпуск 1/ Сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика:методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.
Комментарии пользователей