Как выбрать загадку для ребёнка?
Зиганшинова Чолпон Худайбергеновна; 11.08.1969; г.Сургут МБДОУ №55 «Улыбка», воспитатель; г.Сургут ул.Пушкина дом.29 квартира.15, индекс: 628418; моб.телефон: 89048787564; e-mail: cholpon.ziganshinova@yandex.ru.
Загадка – это не просто развлечение и игра, а упражнение в рассуждении и доказательстве.
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребёнок их отгадать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос.
Иногда дети затрудняются найти решение, взрослые, уступая их просьбам, сообщают отгадку, сами растолковывая смысл загадки, подгоняя под ответ, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять. Этого не следует делать. Привыкая к тому, что вы думаете вместо них, дети при этом теряют интерес к загадкам. Не следует торопиться с ответом, также не надо рассчитывать на природную сообразительность ребёнка. Детей нужно учить сознательно отгадывать загадки, находить пути решения логической задачи, понимать их содержание, знакомить с приёмами отгадывания, а также учить доказывать правильность отгадки.
Прежде всего, нужно учить ребёнка воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине их связи и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Несколько правил, которые помогут Вам:
Загадывая загадку, повторите её несколько раз, чтобы ребёнок лучше запомнил её и полнее выделил признаки.
Проанализируйте загадку, помогая вопросами обратить внимание ребёнка на признаки и установить связь между ними.
Предложите ребёнку план доказательства, путем последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого может быть длинное ухо? Про кого можно сказать «комочек пуха»? Кто прыгает ловко и любит морковку? Значит, о ком эта загадка?»
Загадки для малышей не должны быть очень подробными, так как большое количество признаков ребёнок не в состоянии запомнить.
Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе для вашего малыша.
Если вашему ребёнку пять лет, то он уже может выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение), сравнивать предметы между собой.
Исходя из этого, детям пятого года жизни предлагается более широкая тематика загадок: о диких и домашних животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.
Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, а сама загадка может выступать как рассказ о предмете:
В квартире нашей новый дом. Живёт посуда в доме том. В нем место есть и для конфет. Он называется… (буфет)
Если Ваш ребёнок – старший дошкольник (шести-семи лет), то ему свойственна большая чуткость
к смысловым оттенкам слова, он начинает понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Дети этого возраста знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за животными, птицами, насекомыми, их повадками, образом жизни; они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды, семена; отмечают изменения погоды в разное время суток. Дети ухаживают за животными и растениями, посильно трудятся в природе и в быту. В процессе этой деятельности и наблюдений они постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.
В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее, протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Учитывая это, можно разнообразить и усложнить тематику загадок.
Научите ребёнка отгадывать загадки!!!
Комментарии пользователей