Региональный компонент в работе учителя — логопеда дошкольного учреждения
Региональный компонент в работе учителя — логопеда дошкольного учреждения
Опубликовано: 25 декабря 2024 Автор:
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном воспитании несомненна. Региональная культура является для ребенка первым шагом в присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Создание «Северной Азбуки» — книге о буквах русского алфавита, растительном и животном мире нашего края, позволило, учитывая специфику работы учителя – логопеда логопедического пункта детского сада, психо - физические особенности детей – логопатов, решить следующие задачи:
- задействовать региональный компонент в работе учителя – логопеда,
- привлечь родителей к активному сотрудничеству, совместной деятельности с детьми и педагогом,
- развивать у детей любознательность и активность, творчество, воображение,
- развивать способы взаимодействия детей с родителями в процессе их совместной работы,
- закреплять графический образ звуков, знания о звуках и буквах,
- развивать умение проводить фонематический анализ,
- развивать связную речь ребят, способность планировать речевое высказывание, овладевать средствами общения со взрослым и сверстниками,
- развивать мелкую моторику рук,
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к природе,
- расширять словарь детей знаниями о богатстве и разнообразии животного и растительного мира родного края
В создании данной книги принимали участие ребята, в возрасте от 5 до 7 лет с различными речевыми нарушениями, обучающиеся на логопедическом пункте детского сада.
На коррекционных занятиях ребята узнавали различные звуки, находили звук в слове, определяли его позицию в слове, запоминали зрительный образ звука. Постепенно, по мере накопления информации о буквах, дети повторяли, в различных формах работы закрепляли, прописывали и под руководством родителей изготавливали объемные буквы из разнообразных материалов. Отсутствие ограничений в использовании материалов для их изготовления, их оригинальность и разнообразие значительно повысили мотивационный аспект учебной деятельности.
Единственное требование, предъявляемое к буквам - их объемность, было выдвинуто необходимостью развития мелкой моторики рук детей, подготовки руки к письму. В результате проведенной работы набралось достаточно материала, чтобы составить книгу - «Северную азбуку» из лучших букв и подходящих по тематике рисунков детей.
Для закрепления навыка звукового анализа, к каждой букве были подобраны представители растительного и животного мира нашего края, названия которых начинаются на соответствующие букве звуки. Так на звук «БЬ» начинаются слова беркут, белка, а на звук «Б» – брусника, бобр. Поэтому иллюстрации этих животных, растений и представлены на странице книги вместе с буквой «Б». К этой букве ребенок сделал интересную работу - «рисунок–аппликацию», где он нарисовал белку, затем вырезал ее и наклеил на рисунок с деревом.
Для того чтобы книга была более функциональной и полной, я посчитала необходимым внести в неё небольшие тексты описательного характера. Через пересказ, ответы на вопросы, решение различных проблемных ситуаций увеличивается словарный запас детей, расширяется их речевая практика, развивается умение работать в группе, взаимодействовать со сверстниками и взрослым, формируется зона ближайшего развития. Например, ребятам предлагается небольшой рассказа о жительнице нашего края, чье название начинается на букву «С» – полярной сове, об ее внешнем виде, образе жизни, о том, что она занесена в Красную книгу Мурманской области. После работы с текстом, для упражнения в подборе слов на определенную букву, ребятам предлагается ответить на вопросы (например, разбившись на команды) - какие еще названия птиц, грибов начинающихся на букву «С» они знают?
Продемонстрировать творческую фантазию детей и их родителей могут буквы «Ъ» и «Ь» знак, выполненные из раскрашенных макаронных изделий в виде звездочек и колечек. Буква «Ы» сделана из спичек, «Ж» – из очистков цветных карандашей, подобранных и расположенных согласно спектру белого цвета – цветам радуги (от красного к фиолетовому). Буква «М» изготовлена из пористого пластилина, который после высыхания отвердевает, «Ш» – из пуговиц, пришитых к кусочку картона, «Щ» – из художественного пластика, украшенного зернышками риса и гречи, который после обжига в духовке становится гладким и прочным. К букве «Г» ребенком была сделана творческая работа, в которой представлены предметы, начинающиеся с этой буквы, сделанные из разнообразных материалов, начиная от разных круп и заканчивая цветными стеклышками, сухими листиками и пр.
Считаю важным результатом этой работы то, что и сама книга и процесс ее создания органично влились в систему коррекционно – развивающей работы, привлекли к совместному сотрудничеству родителей, повысив тем самым эффективность логопедической работы, позволили проявиться детской любознательности, активности, развили мелкую моторику рук детей, создали благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.
Горб Елена Евгеньевна, учитель - логопед
Комментарии пользователей