Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях ДОУ общеразвивающего вида на музыкальных занятиях
Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях ДОУ общеразвивающего вида на музыкальных занятиях
Опубликовано: 26 декабря 2024 Автор:
Рытикова Елена Георгиевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МКДОУ № 19 «Малышок», г. Шелехов
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации заставляет пересмотреть устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание и методы работы с детьми. Необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, привлекательные для детей формы организации деятельности.
Возрастает необходимость комплексного сопровождения детей специалистами ДОУ и в том числе, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.
Осуществляя комплексный подход в сопровождении детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида, тесно взаимодействуя с учителем-логопедом и педагогом – психологом, мы пришли к выводу, что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.
Музыкальные занятия являются огромным потенциалом для преодоления этих проблем. Базируясь на таких видах деятельности ребенка как восприятие, исполнительство и творчество, эти занятия включают не только традиционные виды музыкальной деятельности, но и ряд нестандартных, занимательных упражнений и заданий, направленных на целостное развитие детской личности.
В ДОУ образовательная деятельность осуществляется на основе комплексного календарно-тематического планирования, составляющей частью которого является раздел музыкального развития детей, разработанный в соответствии с требованиями образовательной области «Музыка» с использованием логоритмических, кинезиологических упражнений, с учетом возможностей и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (в данном случае – с различными речевыми нарушениями).
Интегрированные музыкальные занятия с элементами логоритмики позволяют решать художественно-эстетические, коррекционно - развивающие и оздоровительные задачи, дают возможность укрепить и усилить полученный положительный эффект, создают предпосылки для реализации творческого потенциала личности дошкольника и формирование у него интегративных качеств. Эта проблема является на сегодняшний день актуальной, что объясняет выбор темы работы.
Цель работы - помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.
С учетом цели были поставлены следующие задачи:
1. Развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников, формирование у них опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.
2. Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.
3. Развитие в театрализованной деятельности на занятиях всех компонентов устной речи.
4. Воспитание умения ритмично двигаться, сопровождая движения речью.
5. Развитие слухового внимания и памяти.
6. Формирование просодических компонентов речи: речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции на материале фонопедических упражнений, чистоговорок, логопедических распевок, народных закличек.
7. Расширение и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
8. Развитие речи как средства коммуникации, практическое овладение детьми возрастных нормативов речи.
9. Развитие психических процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.
Новизна работы:
- обеспечение комплексного сопровождения детей с ОВЗ на основе принципа интеграции образовательных областей;
- учет принципа комплексно-тематического планирования при подготовке музыкальных занятий;
- использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ общеразвивающего вида;
- вовлечение родителей как активных участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитание у детей интереса и любви к миру музыки.
2.Улучшение результативности в музыкальном и речевом развитии.
3. Организация комплексного сопровождения образовательного процесса.
4. Повышение мотивации педагогов и родителей для совершенствования музыкально-развивающей среды групп, использование музыкального материала в совместной деятельности с детьми, организации режимных моментов.
Проводимые занятия воспитывают эстетические, нравственные, и этические чувства, направлены на развитие творческих способностей, всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов.
Раздел музыкального развития детей разработан на основе программы «Ладушки». Переработан музыкальный репертуар, подобраны упражнения с элементами логоритмики, которые органично встроены в комплекс занятия. Структура плана состоит из двух параллельных направлений, в которых указаны музыкальный материал и элементы логоритмики, соответствующие данной лексической теме. Итоговые комплексные музыкальные занятия и развлечения строятся по сказочным сюжетам, с опорой на лексические темы из комплексно-тематического планирования по возрастным группам. С учетом рекомендаций педагога-психолога и возможностей детей с ОВЗ эмоционально-окрашенные музыкальные занятия строятся с быстрой сменой разных видов музыкальной деятельности, чтобы избежать утомления и усталости. Занятия выступают источником позитивных переживаний ребенка, рождают новые креативные потребности и способствуют развитию коммуникативных качеств.
При помощи речевых игр, фонопедических упражнений, самомассажа дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Пальчиковая гимнастика помогает им расслабиться, отдохнуть. Перед распевкой или пением песен естественно включение чистоговорок, логопедических распевок, народных закличек на основе ритмичного исполнения упражнения под музыку. Материал чистоговорок и другого речевого материала составляется с учетом речевого онтогенеза детей и под контролем учителя-логопеда.
Эффективны в работе упражнения на координацию речи и движений. Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает их незаменимым компонентом занятий.
Включение логоритмических упражнений помогает легче усваивать программное содержание занятий. Идет развитие просодических компонентов речи, совершенствуется пространственная ориентировка, координации движений. У всех детей укрепляется костно-мышечный аппарат, улучшаются моторные функции, что способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
По результатам мониторинга прослеживается стабильная положительная динамика в формировании у детей интереса к музыкальной деятельности, любви к пению, музицированию, осознанию связи музыкального искусства с окружающим миром. Дети и педагоги с огромным желанием ждут занятий в музыкальном зале, с радостью участвуют в праздниках и концертах. Для детей это игра — а значит хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой. Стимулируется игровая, коммуникативная и речевая активность дошкольников, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
Педагоги и родители понимают и осознают необходимость сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей. Активно используют материал из тетради связи в образовательную и совместную деятельность с детьми, совершенствуют музыкальную предметно-развивающую среду группы.
В системе мониторинга достижения детьми старшего дошкольного возраста планируемых результатов освоения программы получены следующие показатели:
Рытикова Елена Георгиевна, музыкальный руководитель высшей категории, стаж работы 32 года
Комментарии пользователей