Организация двигательной активности детей на логопедическом занятии с использованием подвижных игр
Организация двигательной активности детей на логопедическом занятии с использованием подвижных игр
Опубликовано: 25 ноября 2024 Автор:
Митрофанова Светлана Анатольевна, учитель-логопед высшей категории, структурное подразделение «Детский сад» Кораблик» Государственное бюджетное образовательное учреждение основная образовательная школа № 19
Всем известно такое изречение - «Движение- это жизнь». Подвижный человек- активный человек, всё успевает , меньше устаёт. Наша система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитого человека, но ребёнок уже в дошкольном возрасте испытывает вредное воздействие гиподинамии. По мнению психологов: маленький ребёнок- деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Поэтому новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать в занятия подвижных игр. Подвижная игра. Как и любая дидактическая, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.
Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую. Подвижные игры в занятии по развитию речи можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала. В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры- потешки с пальчиками и.т.д. Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.
Предлагаю вам подвижные игры для развития речи : народные, игры с мячом, авторские игры. Народные подвижные игры - вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно перелаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.
Фанты
Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти.
Ведущий говорит : - Вам прислали 100 рублей. Что хотите, то купите, Чёрный, белый не берите, «Да» и «нет» не говорите!
После этих слов приводится такой диалог: -Что продаётся в булочной? ( дети по кругу, говорят ,что может продаваться в булочной) -Хлеб, батон, булки. -Какой хлеб продаётся в булочной ? -Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный.
Для того, чтобы было видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку. Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»
Краски
Цель: активизация словаря существительных , прилагательных по заданной теме, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, развитие впф.
Дети придумывают себе цвет определённой краски (можно придумать определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели , которую поставил перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель он приходит и говорит: -Тук, тук! -Кто там? -Покупатель. - Зачем пришёл? - За краской. - За какой? - За голубой.
Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но она может себя выкупить, если назовёт ( в зависимости от темы) 5 названий одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки.
Почта
Цель: активизация словаря- глаголов по теме, развитие впф.
Игра начинается с переклички водящего с игроками: -Динь-динь-динь. -Кто там ? -Почта! - Откуда? -Из города. Что в городе делают? ( из школы, сада, огорода) Дети по кругу должны сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают… Тот ребёнок, который долго подбирает слово становиться почтальоном.
Иголка, нитка, узелок
Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие впф.
Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок. Нитка, иголка ,узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды ( зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.
Достань шапку
Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие впф, общей моторики.
Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий , например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети, парами двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках.
Молчанка
Цель: развитие слухового восприятия, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Дети встают в круг и произносят певалку: -Первенчики, червенчики, Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе, Там чашки, орешки, Медок, сахарок- Молчок! Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружиться по кругу с закрытыми глазами, перед кем остановился ,этот ребёнок должен его позвать. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.
Челнок
Цель: развивает словарь детей по заданной теме.
Дети делятся на две стенки, они двигаются навстречу друг другу пропевая слова : -Челнок бежит Земля дрожит, Шьёт пошивает . нас потешает. Остальные дети стараются пробежать между челноком, называя слова по теме, о которой заранее договорились.
Невод
Цель: активизировать словарь прилагательных, уметь описывать предмет, по определённым признакам.
Дети выбирают рыбу, этот игрок помещается в круг. Дети встают по кругу, педагог показывает картинку овоща, игрушки, но так , чтобы рыба картинку не видел. К кому рыба подплывает, тот ребёнок ,начинает описывать предмет не называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.
Раю-раю
Цель: активизация словаря, развитие словесной м слуховой памяти.
Для игры выбирают двух детей-ворота; остальные играющие мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят: - Раю-раю, пропускаю, А последних оставляю. Сама мать пройдёт И детей проведёт.
Дети встают паровозиком и идут через воротики, последний ребёнок останавливается у воротиков и называет слово по теме, например: автобус, и встаёт ребёнок к ним. Постепенно все дети становятся воротиками и вспоминают слова , которые называл паровозик.
Жмурки-носильщики
Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия.
На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.
Гаккарис
Цель: развитие словаря, развитие общей моторики, образовывать множественное число существительных.
Дети садятся на корточки в круги, вырезанные и расположенные по кругу. Водящий игрок скачет на одной ноге по кругу, тот игрок около , которого остановился водящий, должен назвать вместо одного предмета- много. Если сидящий ошибается, то он становиться ведущим.
Продаём горшки
Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с числительными.
Дети делятся на пары : продавец и горшок. Дети садятся в круг. У детей горшков предметные картинки по заданной теме. Ведущий подходит к одному их хозяев и начинает разговор: -Эй, дружок, продай горшок! -Покупай. -Сколько дать тебе рублей? -Три отдай.( пять отдай…) Ведущий должен правильно согласовать название картинки с числом , загаданным хозяином: три автобуса, пять вагонов.
Угадай и догони
Цель: развитие фонематического слуха.
Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.
Утушка
Цель: активизировать словарь по теме, уметь образовывать предложения по теме.
Два ребёнка садятся друг напротив друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх. Выбирается утка, остальные дети-утята. Утушка зовёт своих утят скороговоркой: -Быстрей, быстрей, утятки, Быстрей, быстрей, дикие пёрышки. Утята встают друг за другом и проходят перешагивая через мостик, составляя предложения про время года или по определённой теме.
Игры с мячом — очень полезны для развития детей с нарушением речи. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми , нормализует поведение гиперактивных детей.
Большой мяч
Цель: активизировать словарь глаголов, развитие общей моторики и впф.
Дети встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. Ведущий называет слово и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия , которые может совершать предмет , названный ведущим( снег-идёт, падает, тает, хрустит, сверкает).
Мяч бросай – животных называй
Цель : активизировать словарь по данной теме.
Можно выбрать любое другое обобщающее понятие. Ведущий загадывает выбранную им категорию, дети должны перебрасывая мяч называть слова , соответствующие обобщающему понятию.
Мяч
Цель: активизировать словарь по теме, подбирать антонимы к словам.
Играющие делятся на две команды. Одни называют слово –признак: высокий, а другая команда называют противоположный признак: низкий.
Катание мяча
Цель: активизация словаря по теме.
Логопед задаёт задание: например, назвать как можно больше красивых слов про маму( Мама какая?).Дети по очереди катают мяч в обруч , называя прилагательные.
Мяч по кругу
Цель: активизация словаря по теме.
Дети садятся на палас , а водящий становится за кругом и держит мяч. Водящий называет обобщающее понятие и кидает мяч одному из сидящих, игроков. Дети должны как можно быстрее назвать слова , подходящие для данного обобщающего понятия. Тот играющий, кто задержит мяч, становиться ведущим.
Я знаю пять названий
Цель: активизация словаря по заданной теме.
Ход игры: Дети встают по кругу, у логопеда мяч, он начинает задание «Я знаю пять названий фруктов», после этого мяч передаётся по кругу, каждый ребёнок должен назвать по пять фруктов.
Авторские игры
Перепрыгни через ров
Цель: развитие глагольного словаря, развитие общей моторики, учить подбирать антонимы.
На полу выложены две скакалки параллельно друг другу. Дети делятся на две команды. Первый ребенок перепрыгивает через ров, называя глагол, а следующий ребёнок называет противоположный глагол: стоит- идёт, берет-кладёт.
Волшебный круг
Цель: учить придумывать предложения, активизировать глагольную лексику, расширять словарь по заданной теме.
Материал: разноцветный круг, состоящий из секторов разного цвета. Ребята встают по краю разноцветного круга. Логопед предлагает представить , что круг это клумба. Ребёнок загадывает цветок, имеющий цвет любого сектора, называет растение и его цветы перекатывает мячик в соответствующий сектор. Логопед: На клумбе выросла красная роза- мячик перекатывается в красный сектор. Для усложнения используется глагольная лексика: не только произносится название и цвет, но и говорится, что происходит с цветком: вырос, набрал бутон, хорошо пахнет, цветет.
Карусель
Цель: закреплять умение детей составлять короткий рассказ-описание, используя в речи простые и сложные предложения.
Ход игры: Дети встают в два круга. Во внешнем круге два-три человека. Остальные- во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой- против. Внешний круг проговаривает считалку: Карусель, закружись, А потом остановись. Кто словечко угадает, В дружный круг к нам попадает. Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку- описание предмета. Дети из внешнего круга отгадывает загадку, если отгадал , то встаёт во внутренний круг.
Кому что нужно
Цель: активизировать словарь по заданной теме.
Ход игры: У детей в руках карточки с профессией, а на доске выставляются маленькие картинки с изображением инструментов , необходимых для каждой профессии. По команде логопеда ребята должны собрать инструменты для своей профессии.
Покажи, отгадай и повтори
Цель: активизировать словарь по заданной теме, развитие общей моторики, уметь согласовывать движения и речь.
Ход игры: Дети встают в круг, выбирается ведущий он загадывает профессию ( либо какую –либо фрукт , посуду) , но её не называет, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать, тот ребёнок кто первый отгадал становиться ведущим.
Продавец обуви
Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, уметь описывать предмет по основным признакам.
Ход игры: Выбирается продавец обуви у него разная обувь, которая выставляется перед детьми. Ребята запоминают какая обувь продаётся в магазине , потом обувь убирается под прилавок. Продавец спрашивает , сколько сандалий, валенок, сапог было у него в магазине. Затем каждый ребёнок описывает обувь , которую он хочет купить. По описанию продавец, должен правильно продать обувь.
Волшебные следы
Цель: активизировать словарь по теме, учить образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Детям предлагают идти по следам называя, чьи это следы- волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы , то в конце дорожки их ждёт это животное.
Кто ловкий
Цель: активизировать словарь по теме, учить обобщать, классифицировать.
Ход игры: Дети делятся на команды, определяют, кто какую категорию будет собирать. У логопеда на столе расположены предметы разных категорий. О команде педагога по одному участнику от команды подходят к столу и собирают, только те предметы, которые необходимы к его категории.
Летаю, еду, плыву
Цель: развивать общую моторику, активизировать словарь по теме.
Ход игры: Дети встают в круг. Логопед называет транспорт, а дети должны показать , как передвигается транспорт.
Мы в гости пойдём
Цель: активизировать словарь по теме.
Ход игры: Дети выстраиваются в длинную цепочку и идут за педагогом, проговаривая слова « Мы в гости пойдем и друзей собой возьмём. Кто в домике живёт- узнаем. Тук-тук, тук-тук.» Кто в домике живет? В домике живёт человек, который работает на экскаваторе. После вспоминаем , кто жил в каждом домике.
Улитка
Цель: активизировать словарь по теме; согласовывать существительные с числительными.
Ход игры: Перед детьми нарисована улитка- классики от одного до десяти. Логопед предлагает посчитать до десяти какой-либо предмет. Ребёнок прыгает на первую клеточку и считает: один апельсин, два апельсина и т. д.
Цветовой ряд
Цель: согласовывать существительные с прилагательными.
Ход игры: Перед детьми расположены разноцветные фигуры. Логопед называет фрукт, а дети должны сказать какой он по цвету и подбежать к фигуре нужного цвета.
Литература
Инновации в логопедическую практику.// Составитель О.Е Громова Линка- пресс. 2008
Комментарии пользователей