Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Опубликовано: 25 декабря 2024 Автор:
Горб Е.Е., учитель - логопед
У большинства современных детей, посещающих логопедические пункты, проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма, у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания логопедического и нелогопедического характера.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией (Г.К. Селевко).
Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
в работе учителя – логопеда.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ: ДИАГНОСТИКА
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:
Работа в Microsoft Works (Например, с таблицами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word).
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
- создание базы данных по итогам диагностики;
- проведение мониторинга работы;
- отслеживание динамики работы;
- составление графиков и диаграмм.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ: ПРОФИЛАКТИКА, КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
- DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);
- специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).
2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:
- игры, презинтации на сайтах www.logozavr.ru, viki.rdf.ru, («Доктор Айболит»).
3. Создание собственных презинтаций, фотоальбомов в Microsoft PowerPoint.
4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
- улучшение речевого продуцирования;
- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);
- повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;
- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:
5.«БОС - Здоровье» (компьютерная программа для дошкольных учреждений).
(«Здоровая Азбука», «Цифры» и др.)
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
- предупреждение нарушений голоса и речи, развития психосоматических заболеваний;
- нормализация речевого дыхания;
- укрепление центральной нервной системы ребенка, оздоровление организма в целом;
- повышение эффективности логопедической работы за счет включения в работу всех анализаторных систем.
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:
6. Кабинет БОС логотерапевтический. Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дислалии, дизартрии, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, речевой тревоге и др.
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
- коррекция и нормализация речевого дыхания;
- автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;
- развитие уверенного речевого поведения с устранением тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;
-снижение заболеваемости и оздоровление организма ребенка, увеличение защитных сил организма, усиление выносливости;
- социальная адаптация дошкольника, развитие волевых качеств личности: активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ: РАБОТА С КОЛЛЕГАМИ
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:
1. Сетевое общение
2. Использование информационных интернет – ресурсов (festival.1september.ru, www.it-n.ru и другие).
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
- обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
-участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;
- обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ: РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ.
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:
1. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.
2. Использование мультимедийных презентаций, фотогаллерей.
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
- нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;
- создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;
- самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения;
- консультирование родителей, педагогов используя возможности Интернета.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:
1. Работа в Microsoft Works (Например, с таблицами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word).
2. Использование информационных интернет – ресурсов:www.iteach.ru, www.logoped.ru, blogs.mail.ru/help, www.blogger.com, narod.yandex.ru и другие.
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
- удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
- создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
- создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Список использованной литературы
Комментарии пользователей