Коррекция лексико-грамматических средств речи у детей
Коррекция лексико-грамматических средств речи у детей
Опубликовано: 25 ноября 2024 Автор:
Введение
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи:
- Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье.
- На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
Наблюдения показывают, что дошкольники с нарушением грамматического строя речи характеризуются более или менее развитым наглядно-действенным мышлением и резким отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. А так же не высокой памятью, низкой концентрацией внимания, недостаточной сформированностью различных видов восприятия.
Формирование практических лексико - грамматических умений осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у дошкольников грамматических закономерностей и обобщений.
Проблема исследования заключается:
в уточнении представлений об уровне развитии речевых и неречевых психических функций у детей дошкольного возраста с ОНР;
в расширении знаний о структуре и проявлении нарушений в речевых и неречевых процессов у данной категории детей;
в определении взаимосвязи состояния неречевых психических процессов и речи;
в обобщении и дополнении содержания дифференцированной логопедической работы по коррекции и развитию восприятия, внимания, памяти, мышления у детей, имеющих недоразвитие речи.
Для коррекции грамматического строя речи проводятся занятия по формированию практических грамматических умений, и это осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у дошкольников грамматических закономерностей и обобщений.
Открытый просмотр комплексного логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств речи для детей старшей группы.
Тема «В лесу» (проводится зимой).
Цель занятия:
Преодоление речевых нарушений путем совершенствования лексико-грамматического строя речи и коррекции двигательной сферы с применением логоритмических упражнений.
Задачи занятия:
Развитие мышления, внимания и памяти
Развивать активный и пассивный словарь
Закреплять названия диких животных и их детенышей
Упражнять в использовании слов-названий животных в родительном и творительном падежах. Закреплять значение предлогов на, под, за, у.
Учить слушать вопрос и в соответствии с ним ставить существительное в нужный падеж.
Развивать зрительное восприятие, гимнастику для глаз.
Ввести в активный словарь слова: петлял, заметала, рыскал, перепрыгивала.
Логоритмические упражнения
Имитация движений животных
Развитие чувства ритма, темпа
Развитие фонематического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
Воспитание личностных качеств: уверенности, грамотности, артистичности и т д.
Оборудование:
Елки, мягкие игрушки, картина-пейзаж зимнего леса, картинки с изображениями диких животных средней полосы и их детенышей, музыкальное оформление.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Звучит песня «В лесу родилась елочка». Затем садятся на стулья:
- Ребята как вы думаете, куда мы с вами пришли?
- В лес!
- Посмотрите, как красиво в лесу!
Все любуются окружающим лесом и его обитателями (опорный материал).
Существительные в родительном падеже.
- Как вы думаете, кого мы можем встретить в лесу?
Дети отвечают
- Медведей, волков, лис, зайцев, белок и т д.
- Как их назвать одним словом?
- Дикие животные.
Игра «Узнай животное».
-А сейчас мы поиграем
-Я дотронусь до вас, а вы превратитесь в разных животных.
(Ребята имитируют движения разных животных)
- Что делает волк? (лиса, заяц, белка и т д)
Дети отвечают полным ответом:
- Волк рыщет в лесу в поисках пищи
- Медведь спит в берлоге
- Белка перепрыгивает с ветки на ветку
- Заяц петляет по лесу
- Лиса заметает своим хвостом следы
Детеныши животных. Употребление существительных в творительном падеже во множественном числе.
- Кем были волки, когда были маленькими?
- Волчатами
Также спрашиваю о зайцах, медведях, белках и лисах.
Отвечают дети: - лисятами,
- бельчатами
- зайчатами
- медвежатами
- А кто хочет рассказать стихотворение о животных, и их детенышах?
Сейчас Катя и Никита расскажут нам стихотворение о белке с бельчатами и о медвежонке.
- Молодцы садитесь!
Притяжательные местоимения
- Чей хвост у лисы?
- Лисий
- Чей хвост у волка?
- Волчий и т д.
Логоритмическое упражнение.
- Сейчас мы представим, что мы зайчата.
- Давайте возьмемся за руки. Зайчата любят слушать музыку, вот и мы будем под нашу песенку изображать зайчат.
Играет музыка. Дети песню сопровождают ритмическими движениями.
Проводится логоритмическая разминка.
«Зайка по лесу скакал
Зайка корм себе искал
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись как стрелки ушки
Прыгнул в бок и обернулся,
И под кустиком свернулся
Дети прыгают
в ритм стихотворения
Дети пальчиками на макушке
показывают «ушки»
Под ритм стихотворения и слова
дети выполняют движения
Употребление предлогов в речи.
Рассматриваем животных, которые находятся на елке, под елкой, за елкой, у елки
Дети составляют предложения с данными предлогами
Изображение лисы. Речь в сочетании с имитационными движениями.
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса павою похаживает
Шубу рыжую поглаживает.
Дети читают стихотворение
с выражением, эмоционально,
артистично изображая лису,
выполняя имитационные
движения
Итог занятия
- Где мы сегодня гуляли?
- В лесу?
- Что вам понравилось в лесу?
- И мне понравилось. А еще мне понравилось, как вы занимались.
- Молодцы!
Оценка результатов
Оценка результатов проводилась на основе вышеназванного принципа по методике Марковской И. Ф. В ее методике оценка потенциальных возможностей ребенка производится на основании следующих факторов:
1) Тяжесть и распространенность нарушений психических функций;
2) Определение ведущего фактора, препятствующего выполнению заданий
3) Восприимчивость ребенка к помощи экспериментатора.
Оценка результатов проводилась по 5-ти балльной шкале:
5 баллов — задание выполняется правильно;
4 балла — правильное выполнение, но замедленное;
ребенок самостоятельно находит средства коррекции;
3 балла — ребенок сначала правильно выполняет задание, но при истощении возникают нестойкие ошибки, которые преодолеваются путем организации внимания и эмоционального подкрепления;
2 балла — наличие выраженных расстройств: персеверации, стойкие эхопраксии, утрата программы действия;
помощь экспериментатора приводит к нестойкой коррекции ошибок;
1 балл — задание недоступно, помощь не эффективна.
Балльные оценки соответствовали уровням выполнения заданий:
высокий (5 б),
выше среднего (4 б),
средний (3 б),
ниже среднего (2 б),
низкий (1 б).
Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, зависят от вовремя проведенной логопедической коррекции.
Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
Комментарии пользователей