Роль сказки, музыкально-художественной деятельности с использованием логоритмики и пальчиковой гимнастики в развитии и коррекции речевых возможностей детей дошкольного возраста
Роль сказки, музыкально-художественной деятельности с использованием логоритмики и пальчиковой гимнастики в развитии и коррекции речевых возможностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 декабря 2024 Автор:
СКАЗКА – один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры. Поскольку единой научной классификации до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному.
Так Э.В.Померанцева подразделяет их на сказки 1) о животных, 2) волшебные, 3) авантюрно-новеллистические и 4) бытовые, в то время как В.Я.Пропп делит сказки на 1) волшебные, 2) кумулятивные, 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические, 5) небылицы, 6) докучные сказки.
Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки. К главным признакам сказки, по В.Я.Проппу, относятся «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется» (в этом отличие сказки от литературного повествования).
Сказки, и народная, и авторская, активно используется и в других видах искусства. При этом сказка используется и как жанр, и как исходный материал (не обязательно обрабатываемый по сказочным канонам).
Все различные образовательные программы в системе образования РФ направляют педагогов на инновационную деятельность. Одним из способов, который можно отнести к инновациям в программе музыкального воспитания является использование пограничных методов и приёмов (решающих те же методы и приёмы или близкие к задачам музыкального воспитания) дисциплин (физическая культура, ритмика). К таким методам относится логоритмика преследующая задачи: исправление речи, мелкой и общей моторики и т. д. На этих занятиях сказка является подарком для наших детей.
Связь музыки, слова и движения в музыкальной деятельности старших дошкольников дают возможность положительно влиять на все моторные функции организма (как артикуляционные, так и общие движения). К приёмам логоритмики относятся: музицирование, вокальное музицирование, инструментальное музицирование, речедвигательные игры и упражнения, дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика и игровой массаж, речевые игры и ролевые стихи, танцевально-ритмические упражнения, игрогимнастика, игроритмика, эмоционально-волевой тренинг, креативный тренинг.
Многообразие логоритмических приёмов помогают развивать оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, музыкально-волевой сферы и речевой функциональной системы, тактильного гнозиса, творческих способностей.
Развитие названных процессов через сказку обеспечит к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребёнка, который позволит ему быть успешным в обучении по программе начальной школы.
Однако возможности логоритмики, её приёмов использования в музыкально-художественной деятельности мало исследованы, с 2010 года с введением новых Федеральных Государственных требований они были введены в общеобразовательную программу дошкольного образования (образовательная область «Музыка») (Здоровьесберегающие технологии) .
На возможности использования для развития творческого потенциала, многообразных речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста направлены следующие приёмы:
Музицирование – это процесс развития выражения у детей своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании. Служит для развития музыкального слуха, певческого диапазона, координации речи и движений.
[О. М. Кислякова, Р. Л. Бабушкина 2005].
Вокальное музицирование. Оно предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, развивает координацию слуха и голоса, укрепляет голосовые связки, а при пении правильно поставленная поза влияет на глубокое и равномерное дыхание. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Его состояние влияет на общее самочувствие человека, а жизненные силы организма, стимулирует сам процесс пения. Во время пения голос должен литься свободно, естественно, выразительно, без напряжения и крика. Пение побуждает осознавать дошкольника окружающий мир в многообразии его звуков, обогащает эмоционально-чувственный опыт, формирует у дошкольников эстетико-ориентированное мировоспитание. Чем разнообразнее будут песни по своему содержанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий у ребёнка. В этот раздел входят фонопедические упражнения, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпониментом, звукоподражательные игры с пением, игры по развитию голосового аппарата [Г. А. Волкова 2005].
Следующим приёмом логоритмики является инструментальное музицирование, основой которого является формирование ритмических навыков игры на различных инструментах и их заместителях. Этот приём развивает способность дифференцировок на слух, чувство ритма, повышает внимание детей, умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин, скорость реакции. Благодаря этому приёму дошкольники активно приобщаются к искусству, учатся выражать себя в нём, у них формируется способность активной творческой деятельности. В раздел включены игры с музыкальными инструментами, звучащими предметами, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов, озвучивание текста по графическим знакам, партитуре, ритмодекломации с инструментами [Г. А. Волкова].
Речедвигательные игры и упражнения развивают все виды моторики, дыхательную систему, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами, стихов, драматизаций, сказок и подразумевают развитие координационно-регулирующих функций движений и речи. Характерным элементом в подобных играх является переход от общих движений, иногда недостаточно управляемых к тонким, дифференцированным движениям. Это свидетельствует о появлении способностей и выразительности к пластической интерпретации произведений [Г. А. Волкова].
Следующим приёмом логоритмики является дыхательно-артикуляционный тренинг. Он является основой для формирования артикуляционной базы звуков, речевого и неречевого дыхания и используется на каждом уроке. В него входят игровые упражнения и игры, которые выполняются под счёт, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижёрский жест и образец педагога. Сначала проводится дыхательно-артикуляционный тренинг изолированно, затем он используется в ролевых ситуациях [О. М. Кислякова, Р. Л. Бабушкина 2005].
Танцевально-ритмические упражнения развивают чувство ритма и двигательные способности. Они позволяют свободно и красиво выполнять с музыкой задания и игры (в том числе и подвижные, движения. Осознание возможностей своего тела при выполнении различных жестов, поз, движений означает и осознание своих чувств. Способность тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения, активно переживать музыку – понятие динамическое, поэтому, эта способность развиваема при «стороннем» воздействии [Г. А. Волкова].
Следующий приём логоритмики – игрогимнастика, которая позволяет регулировать мышечный тонус и развивает определённые группы мышц. Она включает в себя игры и упражнения для развития пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела, координации. [Г. А. Волкова].
Игроритмика – это ритмические и двигательные комплексы, которые выполняются под специально подобранную музыку. Игроритмика направлена на развитие координации движений, пластики, развития произвольного внимания, чувства темпа и ритма. Разные танцевально-ритмические композиции имеют свою направленность, завершённость и сюжетный характер. При помощи движений рук, выразительности поз, пластических жестов передаётся характеристика музыкального произведения. При исполнении ритмических комплексов используются телодвижения и жесты рук, сопровождающиеся звуком (хлопками, притопываниями, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями). Счётом, музыкой, стихотворными текстами поддерживается временная организация упражнений и игр. Погремушки, трещотки, кубики, ракушки используются в игроритмике для игрового оформления [Е. Макшанцева 1998].
Эмоционально-волевой тренинг – это приём логоритмики, который включает в себя игровые упражнения и игры, целью которых является вербальное и невербальное выражение основных эмоций (печали, радости, горя, страха, удивления спокойствия, злости, интереса) .
Эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие позитивной самооценки путём вовлечения дошкольника в общую игровую деятельность и развитие у него сенситивных способностей (коммуникативных навыков, эмпатии) [Психогимнастика в тренинге, 2001].
Комплекс неполноценности позволяет ребёнку преодолевать успешность выполнения игровых заданий.
Основные признаки комплекса неполноценности:
- неуверенность и страх;
- сверхчувствительность и чрезмерная застенчивость;
- эмоциональная инфантильность.
Для исправления ошибочного представления о себе, коррекции «внутреннего образа», подбираются такие упражнения, при которых ребёнок не стесняется возражать, не боится выражать свои чувства, взаимодействует с коллективом и импровизирует. Через эмоциональную разминку происходит достижение эмоционального раскрепощения, открытости. Опыт экспрессивного реагирования добавляют этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики. Овладеть навыками саморегуляции дошкольникам позволяют релаксационные упражнения, которые позволяют снимать мышечное напряжение и контролировать деструктивные действия и эмоции, а также параллельно развиваются регулирующая и коммуникативная функции речи [Г. А. Волкова].
Креативный тренинг помогает развитию гибкости, оригинальности, беглости мышления [Психогимнастика в тренинге, 2001], умению свою деятельность планировать и организовывать, переходу от мышления наглядно-действенного к наглядно-образному, а также формированию конструктивных представлений. Дети опираясь на музыкальные впечатления, создают словесные, графические и пластические образы. В креативный тренинг вошли задания на создание музыкально-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком, вокальных и инструментальных импровизаций. В ходе креативных игр на свет появляются названия невиданных животных и стран, рождаются невероятные животные. Благодаря креативному тренингу у дошкольников формируются навыки конструктивного выражения эмоций, развиваются способности к естественной коммуникации, познавательная деятельность, всё это играет большую роль в общем психическом развитии ребёнка.
Для соблюдения принципа постепенного усложнения заданий мы полагаем, что практический материал нужно распределять в определённой последовательности:
-ритмическая разминка;
-общеразвивающие упражнения;
-пение;
-музыкально-ритмические упражнения, игры, танцы;
-речевые упражнения;
-слушание музыки.
Игровой массаж служит для снятия умственного напряжения, излишнего мышечного тонуса, утомления и является основой для развития координации движений с речью. Игровой массаж развивает фантазию, артикуляционный аппарат и превращает учебный процесс в увлекательную игру.
Основой для развития просоических компонентов речи: мелодики, ритмичности, интонационной выразительности являются речевые игры и ролевые стихи, которые оказывают благоприятное воздействие на продуктивность запоминания и состояние вербальной памяти. Ритмичная, выразительная речь с движением способствует конкретизации слуховых образов, а также формированию связной речи.
Существует прямая связь между движением рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев руки (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
Анализ философской, психологической и педагогической литературы показал, что логоритмика сочетает в себе музыку, слово и движение и является целостным актом, который положительно влияет на все моторные системы организма, на эмоционально-волевую сферу ребёнка, а также на развитие его творческих способностей.
Каждая логоритмическая деятельность построена с соблюдением тематического принципа планирования, подчинена единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных, так как только в игре у ребенка раннего возраста могут формироваться все психические функции (в том числе и речь). Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам.
Дети любят инсценировать сказки, мы обычно брали народные сказки. Опыт показал, что очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового занятия занимает несколько недель (от трех до пяти). В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам.
Сначала читали сказку, затем фрагментарно обыгрывали ее, делили на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрывались всеми детьми по очереди. Таким образом, сказка активизирует работу детей на логоритмике.
Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминали роли всех героев, их ролевые диалоги. Мы заметили, что детей игра по сказке интересует довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение текста, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и логоритмических упражнений на тему из сказки.
Сказка – неотъемлемая часть логопедической работы. Ведь сказка – это радость для детей. А их счастье в наших руках.
Литература:
1. Соколов Дмитрий "Сказки и сказкотерапия"
2. М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005 г.
3. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
3. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.
4. А.Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
Комментарии пользователей