Подгрупповое занятие в подготовительной к школе логопедической группе
«Новый год у зверят»
Цель: обобщение представлений о зимних явлениях в природе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
· продолжать активизировать и актуализировать словарь по теме «Зима»
· совершенствовать грамматический строй речи
· упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных
· совершенствовать навык употребления предлогов
· тренировать в подборе антонимов
· формировать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам
· совершенствовать умение выделения в тексте родственных слов
· закреплять умение определять количество слогов в слове
· вырабатывать умение выделять ударение в словах
· закреплять умение изображать буквы
· упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов
· совершенствовать навык звукового анализа слов
· совершенствовать связную речь детей.
Коррекционно-развивающие:
· развивать мыслительные операции
· укреплять органы речевого аппарата
· развивать плавный, длительный выдох
· развивать координацию речи с движением
· развивать тонкую моторику
· развивать общие речевые навыки
· развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
· воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей
· воспитывать понятие о дружбе и взаимопомощи
· продолжать воспитывать навыки сотрудничества, активности и инициативности
· воспитывать интерес к речевым играм.
Оборудование: магнитная доска, ковролинограф, тарелки с песком по количеству детей, магнитные изображения зверей, елки, дерева, куста, сугроба, изображения на липучках зверей и вагонов, верёвочки с восемью узелками по количеству детей, мостик, мячик в виде снежка, изображения подарков от Деда Мороза, изображение Деда Мороза, буквы на магнитах, обозначающие первые звуки названий подарков, большие и маленькие снежинки на магнитах.
Ход занятия:
Организационный момент
Эмоциональная настройка «Давайте порадуемся»
Логопед: Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(машут руками перед собой)
Вот и собрался наш круг.
Руку дал другу друг.
Я дала руку Леше,
А я дал руку Ване…
(про каждого ребенка по кругу)
Вот и собрался наш круг.
(покачать руками вместе)
Основная часть
Логопед: Сегодня, ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла с лесными жителями зимой под самый Новый год.
Собрались волк, медведь, белка, мышь, барсук и ворона перед Новым годом и вместе украсили ёлку в ожидании праздника и подарков. Украсили и стали на неё любоваться. Давайте рассадим всех по разным местам. Подойдите к картине и поставьте животное туда, куда считаете нужным и называйте, где оно находится.
Упражнение «Кто где сидит»
Дети прилепляют животное на липучку к любому месту со второй частью липучки и рассказывают – медведь между деревом и сугробом, белка на дереве, волк – перед кустом и т.д.
Ждут они, ждут, а Дед Мороз все не приходит. Задумались тут звери, что же произошло, где Дед Мороз заблудился? Заглянули под елку и увидели там письмо. Это дедушка писал им, что он еще далеко, потому что в этом году очень много подарков и мешок получился тяжелее обычного. Решили звери не сидеть на месте, а отправиться навстречу Деду Морозу и помочь ему. Для этого им надо было сесть в волшебный поезд. Но никак не могли они определиться, кому, в какой вагон сесть. Давайте им поможем.
Упражнение «Чей след на вагончике»
Дети берут изображение любого животного, сажают в тот вагон, на котором нарисован след этого животного. И проговаривают «Здесь поедет белка, потому что это беличий след», «Здесь поедет волк, потому что это волчий след», «Здесь поедет ворона, потому что это вороний след» и т. д.
Логопед: Пока звери ехали в поезде, они смотрели в окошко и любовались видами.
Артикуляционная гимнастика
Посмотрели все в окно,
А на улице бело! (рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, «Иголочка»)
Справа – снег,
Слева - сугроб («Часики», поочерёдное движение языка вправо-влево)
И вокруг метёт снежок. (язычок облизывает губы по кругу, «Варенье»)
Вот бы взять сейчас лопатку («Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.)
И пойти его кидать. («Качели» движение языка вверх-вниз)
По дорожке поскакать («Лошадка»)
И на горку забежать. («Горка» кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)
И на саночках кататься, (зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)
Веселиться, («Улыбка» показываем зубы)
Улыбаться. («Улыбочка», зубы не видны, кончики губ тянутся к ушам).
Логопед: Весело стало всем, стали звери разговаривать, прошлое вспоминать, какими они были маленькими, а потом выросли и стали большими, такими, что даже Деду Морозу помочь смогут. Давайте и мы с вами покажем, какими большими стали.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Логопед: И тут белочка что-то загрустила. Она стала вспоминать, как было хорошо и тепло дома в дупле. Чтобы её развеселить зверята решили поиграть. Давайте и мы с ними поиграем.
Упражнение «Белка».
Упражнение с веревочкой, на которой завязаны 8 узелков. Дети перебирают веревочки по узелкам ритмично сверху вниз, проговаривая текст.
В сосне дупло, в дупле светло
А кто в дупле живет в тепле?
А живет там белочка, белочка-карелочка,
Непоседа, егоза, словно бусинки глаза.
(А. Прокофьев)
Логопед: Ехали звери уже долго и вот на пути их поезда появился мост. Этот мост соединял два противоположных берега. Чтобы его пересечь друзьям пришлось выполнить задание. На одной стороне моста стоял постовой и каждому проезжающему предлагал закончить его фразу словом-неприятелем.
Давайте же и мы с вами, ребята, выполним это задание, чтобы вместе со зверятами отправиться дальше.
Упражнение «Мост противоположностей»
Детям предлагается закончить предложение, называя антоним. Одно предложение - один шаг. Называя противоположные слова к двум фразам, ребенок переходит мостик.
1 ребенок: Летом день длинный, а зимой…(короткий)
Суп горячий, а компот - … (холодный)
2. Волк летом сытый, а зимой … (голодный)
Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)
3. В городе дороги широкие, в лесу тропинки ... (узкие)
Волшебница добрая, а ведьма … (злая)
4. Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)
Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)
5. Лето далеко, зима ... (близко)
Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)
6. Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)
Лужа мелкая, а река … (глубокая)
(Дети произносят предложения и проходят по мостику)
Логопед: Когда друзья почти доехали до Деда Мороза, поезд остановился, потому что началась метель. Какая бывает метель? (педагог передаёт «снежный» комочек и называет слово, а ребенок должен подобрать к нему признак).
Упражнение «Подбери признаки»
Метель – сильная, свирепая, шумная, грозная
Зима – холодная, морозная, снежная, веселая…
Мороз – сильный, злой, крепкий, слабый…
Снег – белый, пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый…
Снежинка – красивая, ажурная, белая, лёгкая, маленькая, волшебная…
Логопед: Но не испугались звери метели, вышли из поезда и пошли выручать Деда Мороза. Увидели его, обрадовались, взяли у него мешок с подарками, а самого его медведь на плечи посадил. И пошли все дружно обратно. Тут и метель закончилась и с неба тихонько начал падать снег.
Дед Мороз ехал на медведе отдыхал, да стих рассказывал. И вы, ребята, его послушайте и найдите в нём те слова, в которых спряталось слово «снег». То есть родственные слова. Мы помним, что это те слова, которые звучат похоже и связаны друг с другом по смыслу.
Упражнение «Родственные слова»
Тихо-тихо, как во сне,
Падает на землю снег
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые снежинки.
На посёлки, на лужок
Всё снижается снежок.
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки,
Словно в белый пуховик
Нарядился снеговик.
Рядом снежная фигурка –
Это девочка-снегурка.
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил снег.
Логопед: Давайте в наших снежных словах посчитаем слоги и найдем ударение. Слова: снег, снежинки, снегопад, снеговик, снегурка, снегири. (На экране появляются картинки, дети называют их по очереди, делят на слоги и выделяют ударный слог).
Пока звери возвращались на лесную полянку с Дедом Морозом, по дороге они дарили подарки всем, кто их ждал. Они очень помогли дедушке. И он не оставил их без подарков.
Упражнение «Подарки Деда Мороза»
Дед Мороз подарил каждому животному по подарку, а еще по два больших подарка на троих. А вот что это за большие подарки, мы узнаем, определив первые звуки в названиях маленьких подарков. Дети должны голосом выделить первый звук и назвать его. Потом дать характеристику этого звука (гласный-согласный, мягкий – твердый, глухой-звонкий). Дети пишут эти буквы на песке, а логопед записывает на доске, потом дети читают с доски, что получилось.
1 подарок – Малина
2 подарок – Азбука МАК
3 подарок - Конфет
4 подарок – Духи
5 подарок – Обруч ДОМ
6 подарок - Маска
Мак и Дом – подарки в больших коробках.
Логопед: Давайте придумаем предложения с этими словами МАК и ДОМ. Кто готов сказать свое предложение?
Ответы детей: Строители строят дом, мы купили в магазине мак и т.д.
Подведение итогов
Логопед: Вот такую добрую и волшебную сказку мы сегодня с вами послушали. Ребята, как вам кажется, о чем эта сказка была? (о дружбе, о помощи). Правильно! Чтобы у вас все получалось, дети, будьте добры со всеми. Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (подаю детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки).
- Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам? Скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу?
Вы вместе с животными выполняли все задания и отлично справились. Было ли для вас какое-то задание легче остальных, а сложнее? Если вам было все интересно и не сложно, то украсьте лесную елочку большой снежинкой, если были сложности, то маленькой.
Комментарии пользователей