Индивидуальное занятие «Три поросенка»
Автоматизация звука /Р/ в прямых слогах, словах с этими слогами»(5-6 лет)
Гержина Тамара Ивановна, учитель-логопед первой квалификационной категории,
МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова», г. Сургут Тюменской обл.
Коррекционные задачи:
Автоматизация звук /Р/ в слогах, словах.
Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности, звуко-слогового анализа, закрепление связи звука и буквы.
Обогащение словаря ребёнка словами со звуком /Р/.
Упражнение в образовании относительных прилагательных, в использовании родительного падежа существительных, в составлении предложений по заданным словам.
Развивающие задачи:
Развитие зрительного внимания и восприятия.
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственно-временных представлений.
Воспитательные задачи:
Воспитание эмоционально - волевой и мотивационной сферы с учетом индивидуальных особенностей и коррекционно-образовательных потребностей ребенка.
Предварительная работа:
1. Задания на создание психологической, фонематической (различение речевых и неречевых звуков, выделение звука из потока звуков, выделение звука на фоне слова (слышишь ли ты звук?), выделение звука из состава слова (какой звук я выделяю?), динамический праксис (отбивание ударов с опорой на слух, зрение, по подражанию) и артикуляционной готовности к вызыванию звука.
Постановка звука, его автоматизация в слогах (обратных, со стечением согласных). Рассматривание картинок с изображением строительных инструментов. Разучивание слов к физминутке.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись песни из мультфильма "Три поросёнка", "зашумлённые" картинки с изображением строительных инструментов, мяч, индивидуальные зеркала, схематичное изображение крыльца, картинки (в названии которых находится звук /Р/).
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня мы продолжаем работать над чётким, правильным произношением звука /Р/. Но вначале нам предстоит построить дом, а для кого, - ты сейчас узнаешь. (Звучит аудиозапись песенки из мультфильма "Три поросёнка": "Нам не страшен Серый Волк, Серый Волк, Серый Волк. Где ты бродишь Серый Волк, злой и страшный волк?")
Ты помнишь, из какой сказки эта песня? ("Три поросёнка")
А как звали поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф).
Ты хорошо помнишь эту сказку?
2. Психогимнастика:
- Изобрази сердитого волка.
- А сейчас покажи, как страшно было поросятам.
- Покажи, как они прятались.
- Представь, как волк дул на домики поросят.
- Чем закончилась эта история?
- Правильно, поросята стали жить вместе, в домике брата Наф-Нафа. Но вскоре, поросята подросли, окрепли, им стало тесно жить в маленьком домике, и решили они построить новый, большой, крепкий и надёжный дом. Мы им в этом сегодня поможем? Для этого ты должен быть очень внимательным, старательным. А также правильно произносить звук /Р/. Меня очень радует, когда у тебя всё получается. Если будет нужно, то я обязательно помогу. Ну что, приступим?!
3. Упражнение на развитие зрительного внимания.
- Дом можно построить без инструментов? (Нет).
- Ниф-Ниф нёс ящик с инструментами, очень торопился, упал и уронил его. Все инструменты рассыпались. Помоги ему. Внимательно рассмотри картинку (предлагается "зашумлённая" картинка с изображением строительных инструментов), и найди, какие инструменты спрятаны на ней. Презентация «Строительные инструменты»
4. Образование относительных прилагательных.
- Инструменты собраны. Из чего же поросятам строить дом? Я буду называть материал, а ты будешь называть, каким он будет.
из соломы ? - соломенным; из камня - ... из металла - …, из стекла -..., из стали -..., из железа - …, из глины -...
- Как ты думаешь, из чего будет лучше построить крепкий дом?
5. Артикуляционная гимнастика (с использованием зеркала).
- А мы попробуем построить дом по-своему. Для установки стен взяли молотки. Вот как молоточками стучали.
"Молоточек" - Улыбнуться. Открыть рот. Поднять язык к нёбу. Произносить д-д-д-д.
- В стене они сделали большие, светлые окна. Вот такие.
"Окошко" - Улыбнуться. Открыть широко рот. Удерживать в таком положении.
- Когда стены и потолок были готовы, поросята решили их покрасить. Покрасим потолок.
"Маляр" - Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно.
- А теперь выкрасим окошки.
"Красим окна" - облизать губы.
"Покрасим стены" - языком водить внутри щёк.
- На крыше дома выложили вот такую трубу.
"Труба" - Губы вытянуть широкой трубочкой.
"Вымыли полы" - Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно "почистить" за нижними зубами.
- Когда в доме стало чисто, повесили красивые «Шторы». Вот такие. - Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить за бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении.
6. Автоматизация изолированного звука, развитие мелкой моторики руки.
- К дому мы пристроим вот такое высокое крыльцо (схематичное изображение крыльца). Весело подниматься и спускаться по нему (2 раза подняться и опуститься). «Ходим» указательным и средним пальцами, как ножками, каждый шаг сопровождая произнесением звука /Р/.
7. Анализ артикуляции звука.
- Молодец! Давай вспомним, когда мы произносим звук /Р/, в каком положении наши губы? (Открыты). Зубы? (Разомкнуты). Где находится язык? (Кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, передне-средняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу).
8. Характеристика звука.
-Дай характеристику звука /Р/ (Согласный, звонкий, твёрдый). Найди фишку, обозначающую звук /Р/.
9. Фонематический слух.
- Я буду произносить слоги, а ты поднимай фишку, если услышишь слог со звуком /Р/: ра, ва, ма, ро по, до, ку, ру, ву, ну, мы, ры, вы.
10. Синтез слогов и слов.
- А каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным). Я буду перечислять звуки, а ты внимательно слушай и думай, что получится если произнести их слитно (с ориентировкой на звуковые фишки): р,а (ра), р,о (ро), р,у (ру), р,ы (ры), р,а,к (рак), р,о,г (рог), р,о,в (ров), р,ы,к (рык).
11. Связь звука и буквы.
- Мы сейчас произносили звуки, слышали их, сливали их в слоги, слова, звучала устная речь. Но есть ещё речь письменная.
- А на письме мы звуки чем обозначаем? (Буквами).
- Найди букву Р.
- Напиши букву Р на доске.
- Чем звук отличается от буквы? (Звук мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем).
- Молодец!
Продолжаем строить дом для поросят.
12. Физминутка.
Динь-дон, динь-дон -
Братцы строят новый дом.
Красят стены, крышу, пол,
Прибирают всё кругом.
Мы к ним в гости придём
И подарки принесём.
13. Автоматизация звука /Р/ в слогах. Отхлопывание и одновременное произнесение слогов в заданном ритме.
- Когда домик получился таким красивым, поросята очень обрадовались и стали отстукивать копытцами. Давай поможем поросятам, повторяй за мной:
Ра-ра – ра-ра-ра, ро-ро-ро – ро-ро, ру-ру - ру-ру-ру, ры-ры-ры – ры-ры
14. Автоматизация звука /Р/ в словах.
- Стали поросята вносить в новый дом разные предметы. Назови их.
(Раскладывание и называние картинок со звуком /Р/: розы, рубашка, ручка, рама, расчёска, рыбки…). Какой звук слышится во всех этих словах? Где находится звук /Р/? (В начале).
15. Развитие зрительного восприятия, памяти. Игра "Чего не стало?" - Усвоение родительного падежа существительных.
- Наф-наф предлагает поиграть в прятки. Сейчас ты закроешь глаза, я уберу какую-то картинку, затем ты посмотришь внимательно, и скажешь, какой картинки не стало.
16. Составление предложений с заданными словами.
- Во время переезда из старого маленького, в новый большой дом, всё перепуталось, и слова в предложениях тоже. Помоги составить предложения правильно, чтобы было понятно.
Поросята, дом, стали, в, жить.
Умница! Хорошие предложения составил!
11. Итог.
- Что тебе понравилось на нашем занятии?
- Что было трудно выполнить? Почему?
- Молодец. Благодаря тому, что ты очень старался правильно выполнять все задания, у тебя всё получилось и поросята остались очень довольны замечательным новым дом.
Комментарии пользователей