«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ» (ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ)
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ» (ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ)
Опубликовано: 26 ноября 2024 Автор:
Тугова Л.М.,
учитель-логопед МКОУ «Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» с. Газ-Сале, Тазовский район, ЯНАО
Профилактика является неотъемлимой частью работы специалиста в рамках службы сопровождения. Целенаправленная работа по профилактике вредных привычек, борьба за здорового человека должна начинаться с детства, когда дети начинают формировать свои понятия о курении, культуре употребления алкоголя и последствиях злоупотребления им и другими наркотическими средствами.
Предупреждение алкоголизма, табакокурения и пристрастия к наркотикам среди детей и подростков – одна из важнейших задач воспитания в работе детского дома. Эта работа должна вестись постоянно, её главная цель – формирование установки на ведение здорового образа жизни у воспитанников детского дома всех возрастных категорий.
Занятие по развитию речи, направленное на формирование осознанного отношения к собственному здоровью. Оно нестандартное, проявлен творческий подход в построении его компонентов. Применено оптимальное сочетание нескольких методов и приемов.
Наглядность, атрибуты и ритуалы применены целесообразно, на достаточном уровне. Дидактический материал доступный, системный, он использовался в последовательности этапов занятия.
Данная тематика рассматривалась нами как "пища" для ума, речи, социально-эмоционального поведения. Именно в процессе отработки бытовой лексики (Например, «Человек – часть природы», «Как я познаю окружающий мир», «Охрана здоровья», «Наше питание», «Наш сон» и др.), когда речь идет о знакомых предметах и уже сформированных бытовых навыках и умениях (одеваться-раздеваться, чистить зубы, мыть посуду, убираться в комнате и т.п.) для учащихся VII-VIII вида с СНР, появляется реальная основа для развития умения планировать свою речь, отбирать содержание, руководствуясь логикой совершаемых действий. Ученики осваивают навык построения высказывания, руководствуясь последовательностью совершаемых действий. В 3 - 4 классах появляется возможность развития механизмов связной речи путем формирования ассоциативных связей между мыслями говорящего, предметностью ее содержания и адекватностью речевого оформления. Учащиеся уже имеют определенный уровень сформированности психических процессов, накоплен жизненный и языковой опыт, основное внимание уделяем развитию связной диалогической и монологической речи. На занятии закрепляем умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, просить, подавать реплики), пользуясь разнообразными языковыми средствами.
Физкультминутка – на наших занятиях почти всегда сопровождается стихами по теме. Предлагаем педагогу учить учащихся запоминать стихи с первого раза: сначала – по одной - две строчки, потом – 4 строчки и т.д. Сначала ученики слушают стихотворение и смотрят, какие движения делать; затем вместе с учителем повторяют это несколько раз.
С целью профилактики переутомления учащихся на занятии предусмотрена смена видов деятельности.
Для закрепления полученных знаний на занятии детям предлагается выполнить «Домашнее задание» - ответить на вопросы викторины.
Интеграция с воспитателем группы позволяет добиться значительных результатов, сформировать мотивацию на изучение темы детьми, выработать единые требования.
Занятие способствует формированию у учащихся социально-значимых мотивов поведения и установки на ведение здорового образа жизни. Оно может быть использовано воспитателями детских домов, воспитателями школ-интернатов, учителями коррекционных классов и учителями-логопедами для детей младшего школьного возраста.
Цель занятия: Формирование осознанного отношения к собственному здоровью.
Задачи занятия:
Уточнение и расширение представления о «здоровом образе жизни».
Формирование навыка речевой коммуникации в реальной ситуации.
Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни; формирование стремления у воспитанников чувства самосохранения и умения противостоять негативным воздействиям окружающей среды.
Предполагаемые результаты: данное занятие позволит сформировать привлекательность здорового образа жизни для воспитанников детского дома и, как следствие, обеспечит в будущем здоровое и активное поколение; закрепит умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, просить, подавать реплики), пользуясь разнообразными языковыми средствами.
Возрастной состав: 10-11 лет
Количественный состав: 8-12 учащихся VII -VIII в.
Продолжительность занятия: 1 час
Условия для проведения занятия):
- достаточная оснащенность дидактическим материалом;
- санитарно-гигиенические требования, соответствующие СанПиН (наличие посадочных мест, достаточная освещенность, соответствие материала занятия возрасту и уровню психофизического развития учащихся и др.)
- методическая и психологическая подготовленность педагога;
- подготовленность детей к занятию.
Перечень необходимого реквизита и оборудования:
Плакаты, рисунки, тематические стенгазеты «Мы за здоровый образ жизни». Картинки здорового и больного человека. Предметные картинки: мяч, велосипед, гол, мыло, волейбол, расческа, водопровод, зубная щетка. Интерактивная доска. К сценке: ширма, стулья, журнальный столик, костюмы (сына - младенца, отца, сына-подростка), соска, баночки из-под пива, пачка сигарет, спички, тарелка с нарезанной колбасой.
Оформление помещения: по периметру групповой комнаты развешаны плакаты по теме, оформлен стенд – выставка детского рисунка «Мы за здоровый образ жизни».
Место проведения: просторная светлая групповая комната, где удобно, полукругом могут расположиться воспитанники (8-12 чел); часть помещения свободна для выступлений и проведения подвижных игровых моментов занятия.
Предварительная работа: заучивание загадок о спорте и о здоровье; разучивание сценки с воспитанниками, в нашем случае - это досуговый клуб «Затейник», руководителем творческого клуба, либо воспитателем; оформление помещения; рисование рисунков детьми, плакатов по теме занятия.
Ход занятия в приложении
Комментарии пользователей