Отчет по теме самообразования: «Развитие речи. Формирование цветовосприятия и цветоразличения у дошкольников с ОНР».
Отчет по теме самообразования: «Развитие речи. Формирование цветовосприятия и цветоразличения у дошкольников с ОНР».
Опубликовано: 26 ноября 2024 Автор:
Отчет по теме самообразования:
«Развитие речи. Формирование цветовосприятия и цветоразличения у дошкольников с ОНР».
Учитель-логопед: Тугова Людмила Михайловна
МКОУ «Специальный (коррекционный) детский дом
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
В поведении детей - логопатов преобладают эмоциональная неустойчивость, тревожность, протесты, отказы. Кроме того, наблюдения логопедов-практиков говорят о том, что дети, страдающие тяжелыми нарушениями речи, испытывают трудности в определении цвета предметов, не дифференцируют цветовую гамму окружающей действительности.
В начале учебного года было проведено обследование уровня сформированности цветовосприятия и цветоразличения воспитанников разновозрастной старшей - подготовительной к школе группы комбинированной направленности, зачисленных на логопедический пункт при детском доме на 2012-2013 учебный год. Все воспитанники. имеют ТНР (ОНР II уровня. Дизартрические расстройства. С низким уровнем познавательной деятельности.)
Обследование включало:
- исследование цветового гнозиса (восприятие и дифференциация цвета);
- исследование атрибутного словаря (назвать цвет);
- исследование состояния грамматического строя речи (способности словоизменения).
Обследование велось по протоколам, в которых регистрировались все данные о том, как ребенок выполнял каждое задание. Для удобства обработки результатов я вывела балльную систему оценки.
см. Презентацию к отчету в ПРИЛОЖЕНИИ
По результатам диагностики было выявлено, дети дошкольной разновозрастной группы комбинированной направленности:
- не обращают внимания на окраску предметов;
- с ошибками соотносят цвета;
- многие не знают их названия, плохо их дифференцируют;
- они заменяют названия промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, жёлтый, вместо фиолетового – голубой, синий и т.п.), причем перенос этот не является стойким;
- малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние.
см. Презентацию к отчету в ПРИЛОЖЕНИИ
В современном обществе большое внимание уделяется вопросам социальной адаптации детей в процессе их обучения. В связи с этим, актуальной становится проблема формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у воспитанников дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Все это натолкнуло меня на то, что с такими детьми, необходимо проводить специальную работу по развитию цветового восприятия и цветоразличения.
Цель исследования: смоделировать и экспериментально проверить процесс обучения цветовосприятию и цветовоспроизведению на логопедических и интегрированных занятиях, который позволяет обеспечить развитие воспитанников с общим недоразвитием речи, с тем, чтобы обеспечить их полноценное существование и деятельность.
Объектом исследования является процесс цветовосприятия и цветовоспроизведения на логопедических и интегрированных занятиях.
Предмет исследования - процесс формирования цветовосприятия, и цветовоспроизведения у воспитанников разновозрастной группы комбинированной направленности.
Проблема, предмет и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:
Выявить уровень сформированности способностей воспитанников разновозрастной группы комбинированной направленности, к различению локального цвета.
Экспериментально проверить методику обучения, позволяющую корректировать и развивать способности к цветоразличению и цветовоспроизведению на логопедических и интегрированных занятиях.
Разработать рекомендации и собрать материалы в методическое пособие по совершенствованию процесса обучения цветовосприятию и цветоразличению воспитанников дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: совершенствование процесса формирования цветовосприятия у воспитанников возможно, если разработать и внедрить в учебный процесс обучающую методику с гибкой структурой, построенную на следующих основных положениях:
формирование целостного представления о многообразии цвета осуществляется посредством изучения свойств локальных (простых, сложных) цветов и их оттенков при доминантном изучении свойств одного какого-либо цвета на каждом занятии;
реализация взаимосвязи процессов восприятия и цветовоспроизведения достигается посредством разработки и введения специальных комплексных упражнений, обеспечивающих тренировку зрительного, речевого, двигательного аппаратов, и направленных на формирование умений тонкой зрительной дифференцировки цветовых оттенков и овладение техническими приемами воспроизведения их на интегрированных занятиях;
использование разнообразного натурного материала, дидактических игр, упражнений, дидактических материалов, позволяют обеспечить овладение умениями цветовосприятия и цветовоспроизведения.
Изучив специальную литературу, поставила перед собой цель - способствовать развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения для расширения границ общения с миром, творческого воображения и способности фантазировать.
Поставленная мною цель обусловила выбор задач:
Развивать у детей наблюдательность, внимание и зрительную память.
Расширять представления о разных цветах, развивать умения их различать, способность тонко чувствовать цвет.
Развивать и активизировать словарный запас детей, моторную сферу.
Способствовать развитию творческих проявлений детей.
Совершенствовать коммуникативные качества, развивать умение гармонично взаимодействовать с партнерами и предметами.
Критериями оценки ожидаемых результатов являются сравнения диагностических данных детей по заданным параметрам в начале учебного года и в конце учебного года.
Ожидаемый результат. Предполагается, что дети, которые получили комплексную систему коррекционного воздействия, будут обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- умеют дифференцировать цвета;
- знают названия цветов;
- умеют правильно употреблять их в речи.
Восприятие цвета предмета отличается тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок (как, например восприятие формы и величины). Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой. Поэтому систему работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения разделила на три этапа. На каждом этапе предлагались детям развивающие игры с определенным содержанием.
I этап - учить детей различению цветов
На этом этапе воспитанникам предлагаются игры и задания, основанные на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость, при этом, еще не владея восприятием цвета.
Первые игры и упражнения проводились с предметами, резко различными по цвету, что давало детям возможность осуществить выбор по образцу, побуждая их к самостоятельности при выполнении задания, постоянно менялись предметы по цвету, чтобы дети ориентировались не на их форму, а на цвет.
Игры помогли детям выделить цвет как отличительный признак и совершенствовали зрительное восприятие: у детей постепенно формировался устойчивый образ цветового тона.
II этап - формировать умение зрительно соотносить цвета
Зрительное соотнесение цветов происходит не только тогда, когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и их названия. Однако бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого.
Игры и упражнения на этом этапе подбирались так, чтобы дети сначала вычленяли цвет как значимый признак и выполняли задание: "Найди такого же цвета". Только после этого мы называли цвет. Сначала давались названия основных цветов: желтого, красного, зеленого, синего, а также белого и черного, а затем дополнительных цветов и оттенков.
С помощью этих игр я учила детей различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом, причем различение цветовых тонов производилось, только глазами, на расстоянии. Часть игр носила подвижный характер, т.е. решение умственной задачи сочеталось с движением, которое приносило детям радость и служило естественной эмоциональной разрядкой.
III этап - способствовать запоминанию, связанному с представлением о цвете
Игры данного этапа основаны на том, что было усвоено детьми при проведении дидактических игр с использованием цвета на предыдущих этапах. Постепенно у детей формировались представления о цвете, которые закреплялись в слове-названии. Предлагаемые мною игры, помогли научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Кроме того, правильное называние цвета являлось условием игрового общения со сверстниками и взрослыми.
Игры, предложенные в книге Г.С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи".
Расширяя представления воспитанников о цвете, мы использовали опыт логопеда-практика: Н.В.Нищевой, предложенный в книге "Разноцветные сказки" по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения на интегрированных занятиях с воспитателем А.М. Дидковской. Эти занятия позволяют осуществлять преемственность в работе логопеда и воспитателя.
Настоящее пособие содержит конспекты девяти тематических занятий, отражающих систему работы по закреплению у воспитанников умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи.
Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «зазеленеть» и т.п. Более того, они пытаются использовать подобные слова в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь воспитанников, что является одной из важнейших задач, стоящих передо мной. Кроме ведущей цели – развития цветовосприятия и цветоразличения, - в них предусмотрены развитие и активизация словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, мышления и т.д.
Каждый конспект завершается «Домашним заданием», адресованным воспитателям. Такая дополнительная работа с ребёнком необходима для закрепления знаний, полученных на занятии. Ребёнок ещё раз рассмотрит картинки, вспомнит очередную сказку, нарисует и раскрасит картинки, назовёт освоенные им цвета.
На основе проведенного мною повторного обследования я пришла к выводу, что, использование развивающих игр на логопедических и проведение интегрированных занятий значительно повышают уровень сформированности цветовосприятия и цветоразличения воспитанников.
Об этом свидетельствуют данные, занесенные в таблицу . см. Презентацию к отчету в ПРИЛОЖЕНИИ
Сравнивая результаты первого и второго обследования, мы видим, что после проведенной коррекционной работы результаты испытуемых по всем заданиям значительно улучшились.
В результате обучения положительная динамика была отмечена в различных видах деятельности испытуемых (рисовании, речи, игре), в развитии произвольного поведения. Одним из значимых достижений явилось наличие положительных изменений в развитии всех воспитанников.
Об этом свидетельствуют данные, занесенные в таблицу . см. Презентацию к отчету в ПРИЛОЖЕНИИ
Таким образом, использование развивающих игр на логопедических занятиях и проведение интегрированных занятиях привело к формированию у детей устойчивого зрительного образа цветового тона, что позволило им правильно различать и называть цвета предметов в самых разных условиях. "Разноцветные сказки", в свою очередь подарили детям яркие образы, доставили им радость, помогли воспитанию художественного вкуса, формированию эстетических чувств: умения видеть прекрасное и ценить красоту.
Цель – выполнена.
Разработаны контролирующие задания для воспитанников, позволяющие выявить качество усвоения знаний о цвете и сформированность умений цветовоспроизведения (Приложение 1).
Подобран комплекс упражнений и дидактических игр, направленный на формирование и развитие цветовосприятия и цветовоспроизведения у воспитанников разновозрастной группы комбинированной направленности группы;
Экспериментально проверена методика обучения цветовосприятию и цветовоспроизведению на интегрированных занятиях Н.В. Нищевой «Разноцветные сказки», позволяющая повысить эффективность обучения воспитанников разновозрастной группы комбинированной направленности.
Составлены и выданы рекомендации «Альбом. Разноцветные сказки» для воспитателей к проведению индивидуальных занятий, направленных на закрепление знаний, полученных на занятии.
Выступила на педагогическом совете в детском доме с отчетом по теме самообразования (март 2013 года).
Проведено открытое интегрированное занятие на семинаре в детском доме из цикла «Разноцветные сказки» по теме: «Путешествие в «Фиолетовую сказку» (апрель 2013 года).
Проведено заключительное открытое интегрированное занятие по теме: «Путешествие в «Разноцветную сказку» (май 2013 года).
Выступила на РМО учителей-логопедов с отчетом по теме самообразования "Развитие речи. ормирование цветовосприятия и цветоразличения"
Спасибо за внимание! Учитель-логопед: Тугова Л.М.
Комментарии пользователей