Особенности работы по формированию навыков чтения и письма у детей с нарушениями речи
Особенности работы по формированию навыков чтения и письма у детей с нарушениями речи
Опубликовано: 26 ноября 2024 Автор:
Представлен опыт работы по профилактике нарушений чтения и письма в старшей и подготовительной к школе логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности работы по формированию навыков чтения и письма
у детей с нарушениями речи
Из опыта работы по профилактике нарушений чтения и письма в старшей и подготовительной логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Последние годы учителя начальных классов наблюдают увеличение количества младших школьников, у которых отмечаются нарушения письменной речи. Значительное место среди них занимают дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Как правило, еще в дошкольном возрасте они попадают в специальные логопедические группы. Я работаю в комбинированном детском саду, в состав которого входят логопедические группы для детей с ТНР. У нас обучаются дети с общим недоразвитием речи II-III уровня (ОНР), заиканием, ринолалией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), отягощенным дизартрическим компонентом.
Анализируя особенности комплектования групп, я обратила внимание на то, что у детей имеются:
Наличие неврологической симптоматики, которая зависит от особенностей протекания беременности, родовой деятельности и первого года жизни ребенка.
Заболевания носоглотки.
Особенности формирования стопы.
Частые ОРВИ.
Особенности развития сердечно-сосудистой системы.
Генетические нарушения.
Кроме этого у подавляющего большинства детей отмечается снижение объема памяти и внимания, слабая работоспособность, неустойчивость эмоционального фона.
В логопедической группе, где я работаю в настоящее время, на момент зачисления у 46% детей была зафиксирована задержка речевого развития, у 62% неврологи диагностировали дизартрию.
Перечисленные выше факторы негативно влияют на усвоение детьми программного материала и снижают результативность коррекционно-развивающей и образовательной деятельности учителя-логопеда.
Следовательно, для достижения максимальных положительных результатов от специалиста требуется особый подход к ознакомлению с учебным материалом, его актуализации и закрепления.
Учащихся логопедических групп для детей с тяжелыми нарушениями речи испытывают серьезные затруднения при обучении чтению и письму. А значит, в ходе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности учитель-логопед должен уделить особое внимание разделам работы, связанным с подготовкой к обучению грамоте и творчески подойти к самому процессу обучения чтению и письму.
Цель данной статьи:
показать особенности работы по формированию навыков чтения и письма у детей с ТНР;
определить значение и способы самопроверки при выполнении заданий старшими дошкольниками с нарушениями речи.
Очевидно, что работу по подготовке к обучению грамоте и профилактике ошибок в письменной речи учитель-логопед начинает задолго до самого процесса знакомства с буквами. Занятия по воспитанию правильного звукопроизношения, развитию фонематических процессов, формированию навыков звукового анализа и синтеза закладывают прочный фундамент для правильного чтения и грамотного письма.
В коррекционно-развивающей и образовательной деятельности учителя-логопеда четко определены разделы, которые поэтапно формируют умения и навыки письменной речи. К ним относятся:
Формирование понятия слово
Формирование понятия предложение
Формирование понятия звук
Формирование понятия схема (слога, слова, предложения)
Формирование понятий буква, слог
Овладение навыками чтения
Овладение навыками письма
Основной вид деятельности дошкольника – игра. Игровые технологии призваны облегчить формирование представлений и сделать изучаемый материал доступным и понятным для ребенка.
Работая с детьми с ТНР, учитель-логопед сталкивается с тем, что для прочного усвоения материала не достаточно использования только традиционных методов и приемов. Появляется необходимость в дополнительном инструментарии, который облегчит понимание и закрепление наиболее трудных понятий и представлений в курсе подготовки к обучению грамоте.
Практические рекомендации кинезиологов и эвритмистов помогли мне обратить внимание на возрастающее значение слова, усиленного целенаправленным движением . Я предположила, что рационально и обосновано включить в педагогический процесс обыгранные комбинации движений и слов.
Рассмотрю подробнее содержание обозначенных выше разделов работы с описанием авторских разработок, которые позволяют мне формировать у дошкольников с ТНР устойчивые осознанные умения и навыки, способствующие успешному обучению по программе общеобразовательной школы.
Работа с понятием слово
При формировании понятия «слово» большое внимание уделяю его зрительному образу, которым является знак-символ (горизонтальная прямая линия).
Появление этого знака происходит в ходе совместной деятельности с детьми.
Предлагаю рассмотреть варианты следов, которые оставляют после себя на листе бумаги мокрые ладони, кукольные башмачки, лапки кошки. Затем создается проблемная ситуация: может ли слово оставить след? Для ее решения использую предмет (например, мяч) и картинку с его изображением. В ходе рассуждения помещаю картинку на лист бумаги и подчеркиваю ее нижнюю границу фломастером – остался след. Одна картинка, один след, одно слово. Таким образом, слово-невидимка приобретает для детей четкие границы.
Работа с понятием предложение
При работе с предложением использую иной способ контроля. Тактильное восприятие слова, как самостоятельной единицы в составе предложения, осуществляю через движение кистей рук.
Слова «выезжают» на пальцах из сжатой в кулак ладони. Вместе с каждым пальцем может «выехать» всего лишь одно слово. Таким образом, сколько в предложении слов – столько и пальцев открыто на ладони ребенка. Такой подход помогает воспринимать слово целиком, а не делить его на слоги, как это часто делают дети с ТНР. Так в предложении «Мама купила булку» по мнению ребенка может быть 7 слов ((Ма-ма ку-пи-ла бул-ку ).
Большое значение придаю работе со схемой предложения. Именно она позволяет наглядно увидеть границы предложения, пробелы между словами, познакомиться с его «защитой».
Определение характеристики звука
Понятия гласный звук - согласный звук для дошкольников с ТНР очень близки по звучанию, поэтому у многих детей возникают трудности в их дифференциации. Подбирая сочетания движений и слов, отражающие понятия, характеризующие звуки, я остановилась на движениях рук на уровне лица и груди. В результате получились следующие комбинации:
Пропевание гласных звуков с одновременным разведением ладоней до уровня висков (открылись ГЛАЗки – звук ГЛАСный) опорное слово ГЛАЗКИ
Произнесение согласного звука с одновременным незначительным разведением ладоней в области носа (виден только ноСССС – Согласный звук) опорное слово НОС
Громкое произнесение звука с последующим постукиванием кулака об кулак (ТВЕРДЫЙ, как КАМЕШЕК, звук) опорное слово КАМЕШЕК
Громкое произнесение звука с последующим поглаживанием ладони об ладонь (МЯГКИЙ, как ПЕРЫШКО, звук) опорное слово ПЕРЫШКО
Дети восприняли данные жесты и слова с интересом, легко их запомнили. Процесс определения характеристики звука превратился в игру. Количество ошибок сократилось до минимума. Постепенно от сочетания имитационного движения и называния опорного слова дети стали переходить к движению с обозначением непосредственно характеристики звука по этой позиции.
Наглядные приемы образования слияния звуков. Знакомство с понятием схема.
Для успешного овладения чтением и письмом ребенок должен научиться правильному объединению звуков в слоги, которые потом перенесет на буквенный материал. Объяснить детям принцип слияния звуков и научить использовать его в самостоятельной деятельности мне помогли ЗНАКИ-ПОДСКАЗКИ. Процесс создания этих знаков также проходит в совместной игровой деятельности учителя-логопеда и детей.
Детям предлагается придумать жест, который покажет, что два человека большие друзья. Чаще всего дошкольники сами показывают нужный педагогу жест – кладут руки на плечи друг другу. Это движение рук переносится на графический символ ДУГА. Считаю важным обращать внимание детей на закономерность: обнялись два человека – подружились два звука.
Сразу же начинается работа по определению пары звуков, удобной для слияния:
- рядом стоят два гласных звука;
-рядом стоят гласный и согласный звуки;
-рядом стоят согласный и гласный звуки.
Далее обыгрывается ситуации, когда ребенок еще не нашел себе друга. В итоге появляется еще один знак – ТОЧКА.
Указанные знаки-подсказки помогают детям ориентироваться, когда звуки поются слитно, а в каких случаях их надо произносить отдельно. Это значительно облегчает процесс чтения схем прямых, обратных слогов, а так же слогов со стечением согласных звуков. На данном этапе работы хорошо себя зарекомендовали имитационные картинки для согласных звуков и символы для гласных звуков (методика предложена Т.А.Ткаченко)
Работа с понятиями буква, слог. Овладение навыками чтения
При обучении чтению переносим уже сформированные навыки на печатный текст. Вначале дети учатся читать слоги при помощи знаков-подсказок, обозначенных педагогом. Постепенно переходят к чтению слогов со стечением согласных букв и слов разной степени сложности. Изображение дуги и точки позволяет дошкольникам сориентироваться, какие звуки поются слитно, а какие следует произносить отдельно. За это время ребенок овладевает умением самостоятельно использовать знаки-помощники для деления слов на удобные для чтения части. Затем научается мысленно обозначать символы в процессе чтения слогов, слов и предложений.
Овладение навыками письма
При работе в тетради с первых дней даю детям рациональный способ письма под диктовку. Для этого прибегаю к помощи ладони и подбородка. Дети к этому времени хорошо справляются со слоговым и звуковым анализом слов, самостоятельно разделяя их таким способом на удобные части. Поэтому могут диктовать себе слоги при письме не отдельными звуками, а целиком.
В итоге такого системного подхода педагог вправе ожидать от детей правильного чтения, грамотного письма и минимального количества ошибок.
К сожалению, дети с ТНР не оправдывают этих ожиданий. Слабый самоконтроль, неустойчивое внимание, сниженный уровень развития психических функций мешают им сосредоточиться на задании, проанализировать его и найти способ верного выполнения, а потом самостоятельно оценить результат.
Даже при хорошей динамике в коррекции звукопроизношения и значительном развитии фонематических процессов, учащиеся логопедических групп допускают много ошибок во время самостоятельного чтения и письма.
Типичные ошибки дошкольников с ТНР:
-отсутствие пауз между языковыми единицами при чтении (слова, предложения);
-отсутствие пробелов между языковыми единицами при письме (слоги, слова, предложения);
-пропуск, замена и искажение букв, слогов при чтении слов разной степени сложности;
-пропуск, замена и искажение букв, слогов при написании слов разной степени сложности;
-добавление лишних букв, слогов при чтении слов разной степени сложности;
-добавление лишних букв, слогов при написании слов разной степени сложности;
-опускание заглавной буквы в начале предложения при письме;
-отсутствие точки в конце предложения при письме.
Выход – научить дошкольников с ТНР доступным способам самопроверки, которые сначала помогут находить и исправлять ошибки, а в дальнейшем и предупредят их появление. На мой взгляд, умение самостоятельно обнаруживать ошибки и исправлять их является важным фактором успешной подготовки ребенка к школьному обучению.
«На ошибках учатся», - гласит народная мудрость. Значит, развивая навыки самопроверки, можно и нужно улучшать качество письменных работ дошкольников.
Оказалось, что предыдущие этапы работы сформировали все необходимое для того, чтобы ребенок смог сам себя проверить и при необходимости исправить ошибку. Во время самопроверки детям предлагается использовать уже знакомые им ЗНАКИ-ПОМОЩНИКИ.
При чтении написанного слова ребенок расставляет данные знаки и сразу определяет, правильно ли написано слово. Контроль правильности выполнения задания превращается в игру. И даже если ребенок обнаруживает ошибку, он не испытывает чувства вины, а учится в следующий раз быть внимательнее.
К концу обучения в подготовительной к школе логопедической группе у наших учеников количество ошибок значительно сократилось. В основном их допускают дети, которые пропустили более 1/3 от общего объема учебного времени.
Полученные результаты позволяют говорить о целесообразности применения рассмотренных форм и методов взаимодействия учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.
Литература:
Базовая программа «От рождения до школы. Примерная основная образовательная общераразвивающая программа дошкольного обучения» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Коррекционные программы: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной
«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной
Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников» Раздел «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии»
Л.Е.Белоусова «Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники»
Т.А.Ткаченко «Система коррекции общего недоразвития речи у детей»
Электронные образовательные ресурсы:
Сайт «О детстве» www.o-detstve.ru
Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» www.festival.1september.ru
Комментарии пользователей