Конспект интегрированной НОД (логопедическое и рисование) в подготовительной группе по теме «Путешествие в космос. Составление рассказа с опорой на графический план».
Конспект интегрированной НОД (логопедическое и рисование) в подготовительной группе по теме «Путешествие в космос. Составление рассказа с опорой на графический план».
Опубликовано: 10 января 2025 Автор:
Интегрированная НОД( логопедическое и рисование) в подготовительной группе
Разработала:
учитель-логопед БДОУ г. Омска
«Детский сад №191 компенсирующего вида»
Ильенко Ирина Леонидовна
Аннотация: данная работа является конкурсной
Вид: формирование лексико – грамматических категорий и связной речи.
Тип: фронтальное.
Тема: День Космонавтики. Составление рассказа с опорой на графический план.
Цель: совершенствовать связную речь.
Задачи:
Образовательная область «Коммуникация»:
· побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
· формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
· совершенствовать умение выполнять коллективную постройку.
Образовательная область «Социализация»:
· воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к окружающему миру;
· формировать умение адекватно оценивать работу товарища;
· совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
· приобщать к словесному искусству через легенды;
· развивать литературную речь (при составлении текста физминутки).
Образовательная область «Здоровье»:
· развивать координацию речи с движением (физминутка);
· формировать умение выполнять самомассаж и глазодвигательную гимнастику;
· развивать мелкую моторику рук.
Образовательная область «Безопасность»:
· воспитывать технику безопасного поведения во время выполнения упражнений;
· формировать умение выстраивать логические цепочки, опираясь на полученные ранее знания.
Образовательная область «Познание»:
· расширить кругозор детей по теме «Космос»;
· закрепить активный словарь по теме;
· формировать умение детей составлять рассказ по сюжетной картинке;
· формировать умение использовать в речи антонимы;
· совершенствовать умение согласовывать существительные с глаголом в единственном и множественном числе;
· развивать внимание, логическое мышление.
Образовательная область «Художественное творчество»:
· формировать умение самостоятельно передавать образы предметов, используя доступные изобразительные средства и различные материалы: краски, восковые мелки, бумагу;
· развивать творческие способности.
Образовательная область «Труд»:
· формировать умение наводить порядок на своем рабочем месте.
Оборудование: предметные картинки, подручные материалы (кубики, стульчики и т.д.), схема графического плана, глобус, мячи, воздушный шар, видеоматериалы, ноутбук, фотографии космонавтов.
Предварительная работа:
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос».
- Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос».
- Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.
- Разучивание стихотворений и загадок по теме.
- Подбор дидактических игр в соответствии с темой.
- Использование в работе восковые мелки и акварельные краски.
Ход нод:
1.Оргмомент
- А давайте-ка, ребята,
Поиграем в космонавтов.
В космос с вами полетим!
Собираемся в полет,
Строим новый звездолет!
- Давайте построим ракету (дети строят из кубиков и стульчиков ракету).
2. Сообщение темы.
Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, лежит на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе (показываю картинку). Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца. В Солнечной системе девять планет. Нас окружают в бесконечном космосе другие вселенные и галактики.
- Ребята, а кто из вас действительно хотел бы отправиться в космос на ракете? (Ответы детей).
- Как называется человек, который летит в космос? (Ответы детей).
- Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете в космос отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка. Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин. Первой женщиной, полетевшей в космос была Валентина Терешкова (показываю фотографии космонавтов).
- А как вы считаете, почему для вас это пока мечта, которую можно исполнить, если очень захотеть?
- Конечно, мы должны еще многое узнать о космосе, чтобы наше путешествие прошло удачно, научиться управлять сложной машиной-ракетой, быть сильными и ловкими. А сейчас, кто за то, чтобы начать подготовку будущих космонавтов и выяснить, что мы знаем о космосе?
3. Игра «Собираемся в полет» (подходят к столу, на котором находятся предметы и рюкзак).
- Мы ракету смастерили,
А багаж собрать забыли.
- На космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нам нужны во время космического полета. Попробуем собрать рюкзак для нашего путешествия. Каждый из вас по очереди подходит и выбирает предмет и объясняет, почему он может пригодиться в нашем путешествии.
4. Игра «Наоборот» (встают в круг).
- Наш экипаж к полету готов! Занимайте свои места! Проверим готовность в игре: взлететь – приземлиться, ярко – тускло, темно – светло, прилететь – улететь, далеко – близко, высоко – низко, большой – маленький, длинный – короткий, вверх – вниз, легкий – тяжелый, горячая – холодная, трусливый – смелый, включать – выключать, медленно – быстро.
5. Игра «Старт ракеты» (Экспериментальная деятельность «в ракете»).
- Кто знает, как называется место, где происходит запуск ракет?
- Это место называется космодром. Наши ракеты запускают на космодроме в Казахстане. Он называется Байконур, который находится в степи и далеко от населенных пунктов. Кто может ответить, почему ученые выбрали именно это место? (направляю ответы детей, по мере необходимости).
- Хотите узнать, как происходит, что ракета взлетает в космос?
- Смотрите, я надуваю воздушный шарик и зажимаю отверстие пальцами. А потом разжимаю пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Вот примерно по такому же принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Посмотрите еще раз на старт ракеты (видео № 2; http://rutube.ru/video/719e9ca82a5b6739beb39edb383cf758/).
6. Физминутка
В тёмном небе звёзды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит.
7. Игра «Космонавты видят …» (игра с мячом).
- Что видят космонавты из ракеты?
- Космонавты видят много звезд, созвездий (планет, гор, метеоритов и т.д.).
8. Самомассаж рук «Земля и Луна» (стоя у стола).
- Ребята, а кто знаете, что такое спутник Земли? (Ответы детей).
- Это небольшая планета, которая вращается вокруг нашей планеты.
- Как называется спутник Земли? (Ответы детей).
- Спутник Земли – Луна. Давайте представим, как Луна вращается вокруг Земли. (Показываю глобус и спутник).
- А теперь вы попробуйте выполнить эти движения с помощью мячей. (Дети берут по два маленьких мяча. Вращают один мяч вокруг другого пальцами одной руки).
Вокруг Земли Луна летает, А для чего - сама не знает.
9. Составление рассказа с опорой на графический план («в ракете»).
Слон, черепаха. (Представления древних людей о Земле.)
Наша Солнечная система. (Как устроена Солнечная система?)
Созвездия. (Назови созвездия.)
Ракета, спутник. (Полет в космос.)
Белка, стрела. (Назови собак-космонавтов.)
Космонавт.(Первый космонавт — Юрий Гагарин.)
КОСМОС
(Примерный рассказ по таблице)
Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, покоится на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе девять планет. Нас окружают в бесконечном космосе другие вселенные и галактики. На небе видны созвездия, я могу найти Большую Медведицу и Малую Медведицу. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете в космос отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка.
Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин.
(Графический план размещаю на доске. Разбираем последовательно пункты плана. Даю образец рассказа, затем слушаем 3-4 рассказа детей).
10. Физминутка с глазодвигательной гимнастикой.
На ракете - вверх взлетели, (выполняют «старт ракеты»)
Только слышен ветра свист.
Взлёт, посадка, снова взлёт, (глазодвигательные упражнения в соответствии с текстом)
И опять наоборот.
11. Игра «Земля» (под музыку за столами).
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!
Я.Аким
- Давайте нарисуем нашу планету такой, кокой ее видят из космоса космонавты. Чтобы работы были более яркими и интересными, рисовать будем восковыми мелками и красками. Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса (показываю иллюстрацию). Почему здесь преобладает голубой цвет?
- Верно, на Земле очень много воды, поэтому нашу планету называют – Голубая планета.
- Как вы считаете, кто из ребят был самым подготовленным космонавтом? Почему? (Оценка детей).
- Вы - молодцы.
Литература:
Бойкова С.В. Развитие лексики грамматического строя у дошкольников: Картотека заданий с усложнением: - СПб,: КАРО.2005.- 32 + 68 с. карточек: ил. (Коррекционная педагогика)
Комментарии пользователей