Модель взаимодействия учителя – логопеда и родителей воспитанников в условиях ДОУ.
Модель взаимодействия учителя – логопеда и родителей воспитанников в условиях ДОУ.
Опубликовано: 23 ноября 2024 Автор:
Модель взаимодействия
учителя – логопеда и родителей воспитанников в условиях ДОУ.
…воспитание детей – это такое ремесло, где нужно уметь терять время, чтобы его выигрывать.
Ж.- Ж. Руссо.
Развитие речи ребенка – дошкольника – длительный и трудоемкий процесс, требующий и заслуживающий особого внимания, как педагогов – воспитателей, так и родителей. Тенденция к увеличению количества детей с нарушениями речи заставляет практикующих учителей – логопедов задуматься об альтернативных методах и приемах работы по коррекции речевых нарушений, ведь отсутствие нарушений звукопроизношения, развитый фонематический слух, достаточный объем словаря, усвоение грамматического строя языка и способность связно и последовательно излагать свои мысли – непременная составляющая успешности школьного обучения.
Наиболее распространенными трудностями, с которыми дети и родители сталкиваются в процессе подготовки к школе, являются
- несформированность навыка фонематического анализа вследствие нарушений звукопроизношения, расстройств восприятия и внимания;
- трудности в актуализации номинативного и предикативного словаря;
- неумение построить связное развернутое высказывание, передать содержание произведения, события;
- незаконченность усвоения форм словоизменения и словообразования;
- слабо развитая мелкая моторика.
Исходя из личных наблюдений, а также из наблюдений практикующих педагогов можно сделать вывод о том, что существует тенденция к значительному увеличению числа детей, испытывающих трудности при подготовке к школьному обучению, обусловленные несформированностью различных компонентов речевой системы, трудностями перехода от наглядно – образного к словесно – логическому мышлению.
Реалии современности требуют изменения привычной ситуации и выстраивания системы взаимодействия с родителями. Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами». Сложно переоценить роль родителей в коррекционно – воспитательном процессе. Поэтому в целях организации наиболее продуктивной работы в направлении «Развитие речи и коррекция речевых нарушений дошкольников» родителям была предложена анкета следующего содержания:
1. Возраст Вашего ребенка __________________________________________
2. Соответствует ли, по Вашему мнению, речевое развитие Вашего ребенка его возрасту? ______________________________________________________
3. Есть ли у Вас беспокойство по поводу речевого развития Вашего ребенка? Если «да», то что именно
4. Что, по Вашему мнению, включает в себя понятие «Речевые нарушения»?
5. Посещает ли Ваш ребенок занятия логопеда?_________________________
6. Выполняете ли Вы домашние задания логопеда? (подчеркнуть)
всегда изредка никогда
7. Оцените результативность
значительное улучшение улучшение без улучшений
8. Посещаете ли Вы дополнительные занятия для познавательного развития ребенка? __________________________________________________________
9. В чем «существенное отличие» платных дополнительных занятий?
· более ответственные педагоги
· более ответственные родители (потому, что платят «за это»)
· ребенок «чем – то занят»
· другое __________________________________________________________
В анкетировании приняли участие 60 человек – родители воспитанников средней, старшей и подготовительной к школе групп. В результате анализа анкет были сделаны следующие выводы:
- родители имеют недостаточное представление о разнообразии речевых нарушений и их проявлений у детей дошкольного возраста;
- недостаточно критично относятся к оценке речевого развития собственных детей;
- у подавляющего большинства родителей воспитанников средней и старшей возрастных групп вызывают опасения нарушения звукопроизношения, однако при этом родители считают, что речевое развитие их детей все же соответствует возрасту;
- треть принявших участие в анкетировании родителей посещают дополнительные платные коррекционно – развивающие занятия, считая существенным отличием большую (по сравнению с детским садом) ответственность педагогов;
- приблизительно четверть опрошенных (14 человек) признают, что родители становятся более ответственными за результат в коррекционно – воспитательном процессе в том случае, если платят за занятия.
Становится очевидной необходимость повышения педагогической компетенции родителей воспитанников, объединения усилий семьи и детского сада в совместных действиях по коррекции речевых нарушений, профилактике школьной дезадаптации.
Эффективность выбора форм работы зависит от умения выделить наиболее важные проблемы, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения. В рамках организации работы логопедического пункта при дошкольном образовательном учреждении, организации преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного возраста между образовательным учреждением и семьей была создана и начала свою работу «Студия «Звукарик».
Цель работы «Студии»: повышение продуктивности коррекционно – развивающей работы по преодолению речевых нарушений воспитанников в условиях семьи.
Задачи работы «Студии»:
· пропаганда логопедических знаний среди родителей воспитанников;
· активизация педагогического потенциала родителей воспитанников, имеющих речевые нарушения и зачисленных на логопедический пункт;
· повышение эффективности выполнения заданий учителя – логопеда по коррекции речевых нарушений в домашних условиях;
· формирование мотивации к полноценному речевому общению путем организации совместной с детьми деятельности.
Перспективный план работы студии «Звукарик».
Занятие, время проведе
ния
Тема
Форма организации работы
Содержание
I,
сентябрь
Особенности речевого развития детей разных возрастных групп
Выступление (консультация) на родительском собрании.
1. Краткая характеристика возрастных особенностей речевого развития детей данной возрастной группы.
2. Специфические трудности в речевом развитии детей данной возрастной группы.
3. Основные направления и содержание работы по развитию речи детей в домашних условиях.
II,
октябрь
Содержание работы по преодолению речевых нарушений.
Занятие для детей и их родителей.
1. Знакомство с видами речевых нарушений (их краткая характеристика).
2. Содержание работы по преодолению фонетических дефектов на подготовительном этапе и этапе первичных произносительных умений и навыков:
· Развитие артикуляционной моторики и направленной воздушной струи.
· Развитие фонематического восприятия.
· Воспитание правильного произношения звука.
3. Развитие речевого внимания как фактор, повышающий эффективность коррекционно – развивающего процесса.
III,
декабрь
Направления работы на этапе закрепления произносительных умений и навыков.
Деловая игра.
1. Автоматизация звука
· в слогах (проговаривание слогов, составление чистоговорок);
· словах (слова на заданный звук, с заданным звуком);
· предложениях (скороговорки)
2. Активизация и обогащение словаря (игры, задания, упражнения).
3. Развитие связной речи (игры, задания, упражнения).
IV,
февраль
Ребенок на пороге школьной жизни.
Творческая мастерская.
1. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза, навыка слогового анализа (изготовление пособий)
2. Развитие графо – моторных навыков (практическая работа)
3. Активизация и развитие речемыслительной деятельности (логические задачки, упражнения для развития мышления)
V,
май
Итоги работы
за год.
Презентация.
1. Отчет о работе студии «Звукарик» за год.
2. Отзывы родителей и детей.
Дополнительным способом мотивации и повышения активности родителей в работе с детьми по коррекции нарушений речи является документ, который получает каждый ребенок по окончании коррекционных логопедических занятий.
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №9 «Подснежник» г. Шелехов
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
С Е Р Т И Ф И К А Т
Удостоверяет, что воспитанник группы
_______________________
_______________________________
действительно умеет говорить
красиво и правильно.
Учитель – логопед ________________
Заместитель заведующей по ВМР ________________
О достижении цели предложенной системы работы свидетельствует привлечение внимания родителей к проблемам ребенка, организация атмосферы взаимопомощи и сотрудничества, а также общение в совместной с ребенком деятельности.
Комментарии пользователей