Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей, страдающих аутизмом
Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей, страдающих аутизмом
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
РДА – диагноз, с которым ежегодно сталкивается все больше семей. Статистика неумолима: по данным Всемирной Организации Здравоохранения на сегодняшний день с диагнозом Аутизм живет 1 ребенок из 150.
Данная статья является результатом обобщения имеющегося опыта работы, основанного на непосредственной работе с детьми и изучении современной и классической литературы по данной проблеме и адресована всем, кому небезразлична проблема аутизма: родителям, педагогам, дефектологам.
Итак, Ранний Детский Аутизм – это вариант психического дизонтогенеза, вид искаженного развития, при котором ведущими являются предельное экстремальное одиночество, нарушение вербальной коммуникации и социального взаимодействия, склонность к стереотипным формам поведения и стереотипным интересам.
Развитие аутичного ребенка отличается с рождения. Однако отсутствие таких показателей эмоционального развития как улыбка, узнавание близких, чрезмерная возбудмость, могут ошибочно расцениваться родителями как проявления «особого характера». Также родители радуются, когда их малыш длительное время прыгает, или заворожено слушает классическую музыку в возрасте 1-1,5 лет, собирает только игрушечных динозавров мелового периода, а про отстраненный взгляд годовалого ребенка гордо говорят «взрослый взгляд». Тревога у родителей возникает, как правило, к концу второго - началу третьего года жизни, они начинают замечать, что с ребенком «что-то не то».
На первых годах жизни диагностика раннего детского аутизма основывается на следующих критериях:
1. Нарушение взаимодействия мать-дитя в форме безразличного отношения к матери и отсутствие эмоциональных реакций при ее приближении или уходе.
2. Отсутствие дифференцированных типов крика-плача и предречевых вокализаций в возрасте 0-6 месяцев, звуко- и слогоподражания, снижение или отсутствие голосовых проявлений.
3. Однообразие поведенческих актов и склонность к стереотипному поведению.
4. Низкий уровень мотивации.
Е.Р. Баенская отмечает, что у аутичных детей уже в раннем возрасте отмечается выраженный дискомфорт, прежде всего повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. Это может выражаться и как непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности, как нелюбовь к тактильному контакту, брезгливость, непереносимость одежды, часто определенного типа, или каких либо игрушек. Возникающие у ребенка неприятные впечатления легко возникают и надолго фиксируются. Родителям, как правило, не удается включиться в действия, поглощающие ребенка. Чем сильнее поглощенность ребенка каким либо занятием, тем активнее он противостоит попыткам взрослого на вмешательство и желание переключить ребенка. Таким образом, если при нормальном эмоциональном развитии удовольствие от сенсорной стимуляции становится важной составляющей контакта ребенка со взрослым, то в случае раннего нарушения эмоционального развития, увлечения малыша начинают поглощать его и отгораживать от взаимодействия с близкими, таким образом препятствуя развитию и усложнению связей с окружающим миром.
При аутизме страдает одна из первых важных адаптивно необходимых форм поведения маленького ребенка – приспособление к рукам матери. Также отмечаются нарушения в принятии антиципирующей позы, т.е. протягивание ручек к наклонившемуся взрослому. Сложности установления глазного контакта, либо его непродолжительность, матери аутичных детей замечают, как правило, достаточно рано.
Отмечаются грубые нарушения формирования привязанности, которые могут проявляться в следующих формах:
1. Формирование сверхсильной привязанности к одному лицу на уровне примитивной симбиотической связи.
2. Раннее выделение матери, по отношению к которой ребенок проявляет сверхсильную положительную эмоциональную реакцию, но очень кратковременную.
3. Длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности.
Родители, узнав о нарушении у ребенка эмоциональной сферы, часто не принимают этот факт, страдают подавленностью, растерянностью, тревожным опасением за будущее. Это вполне естественные, нормальные реакции. Задача специалиста – помочь родителям осознать проблемы своего ребенка, обучить методам воспитания, организации его режима, привития навыков самообслуживания и обучить приемам коррекцонно-развивающей работы. При необходимости возможно проведение семейной психотерапии.
Терапия раннего детского аутизма предполагает комплексное воздействие и постоянное сотрудничество специалистов различного профиля – психиатров, неврологов, психологов, логопедов, педагогов, музыкальных работников и др. Комплексное лечение синдрома включает основные направления:
1. Применение коррекционно-развивающих методик.
2. Психотерапевтическая работа с ребенком.
3. Психофармакотерапия, физиотерапия, массаж.
4. Семейная психотерапия.
В настоящее в нашей стране ведущими для детей с аутизмом остаются учреждения системы Здравоохранения. Однако, по мнению ведущих специалистов, возрастает необходимость большего числа учреждений, в которых возможно сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую помощь. Реабилитационные подходы базируются, прежде всего на том, что в картине РДА основное место принадлежит нарушениям поведения, речи, моторики, задержкам психического развития.
Трудности в обучении, в том числе и социально-бытовым навыкам, связаны с нарушением коммуникации, с грубым нарушением произвольного сосредоточения, а также с разнообразными страхами, которые обязательно присутствуют у каждого ребенка с РДА. Характерно, что многому аутичный ребенок может научиться самостоятельно, при случайных обстоятельствах. При этом овладение навыком бывает прочно связано с конкретной ситуаций и перенос сформированного навыка в другую ситуацию крайне затруднен. Поведение отличается стереотипностью. В связи с нарушением социального взаимодействия трудно организовать ситуацию обучения. Российскими исследователями (В. И. Лебединский) выделяется особый тип психического дизонтогенеза при РДА – искажение психического развития, характеризующееся снижением психического тонуса и выраженным снижением порога аффективного дискомфорта.
Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза. На ранних этапах коррекционной работы важной задачей является развитие у родителей способности отслеживать и изменять привычные стереотипы общения с ребенком, ориентируясь на его состояние. Только в этом случае взаимодействие с ребенком будет иметь социально-развивающую направленность, а также способствовать повышению уверенности родителей в своей компетентности и состоятельности, снижению уровня тревожности и напряженности в общении с ребенком.
Во время общения с ребенком следует ориентироваться на следующие показатели:
1. Вербальную продукцию: речевые стереотипии, увеличения количества эхолалий, комментирование, снижение понимания.
2. Просодику (высота, тембр голоса, затухание, напряженность, скандированный темп речи).
3. Мышечный тонус.
4. Мимику.
5. Позу ребенка, его движение в пространстве (например увеличение двигательных стереотипий будет свидетельствовать о его повышенной тревожности).
6. Глазной контакт.
7. Частоту и характер аутостимуляционных проявлений.
Роль логопеда в развитие ребенка с диагнозом аутизм до сих пор активно обсуждается. У специалистов разных стран не существует единого мнения по данному вопросу.
Очевидно, что у всех детей с аутизмом существует ряд выраженных речевых нарушений.
1. Нарушение понимания обращенной речи. Снижение фонематического слуха. При аутизме бывает немедленная и отсроченная эхолалия, то есть автоматическое повторение услышанных слов и фраз. По сути, это способ ребенка сказать: я услышал тебя, пытаюсь осознать, что ты сказал.
2. Просодические компоненты часто отличаются своеобразием. Голос может быть монотонным, глухим, неопробированным. Очень высоким или неожиданно низким, ритм и темп - распевным или скандированным.
3. Трудности в актуализации словаря. Часто дети имеют достаточно высокий пассивный словарь, но испытывают затруднения в его использовании.
4. Нарушения в формировании грамматического строя. Дети с аутизмом долгое время затрудняются в правильном употреблении предлогов, личных местоимений, родовых понятий.
5. Нарушения связной речи. Многие мамы и специалисты обращают внимание на то, что при наличии развернутого высказывания ребенок не может построить рассказ по серии сюжетных картинок, практически не способен на монолог по заданной теме, в то же время, тема, интересующая ребенка, может спровоцировать его на хорошо и правильно построенное высказывание.
6. Нарушения звукопроизношения. У многих детей с РДА присутствуют различные нарушения звукопроизношения. Постановка звуков – сложный, неприятный и не всегда нужный процесс для ребенка с аутизмом.
Развитие речи ребенка с аутизмом – это не сосредоточение на обучении ребенка правильной артикуляции, а обеспечение его коммуникативными навыками. В связи с чем, развитие речи – как овладение средством коммуникации попадает не только в зону интересов логопедов, но и всех специалистов, работающих с данной группой детей.
Все более широкое распространение в последнее время получает поведенческая терапия, основанная на анализе индивидуального поведения с дальнейшей его модификацией. Принципы поведенческой терапии с успехом используются всеми специалистами, работающими с детьми, страдающими РДА.
Сторонники АВА терапии (прикладной анализ поведения) подчеркивают, что если реакции педагога на поведение ребенка предсказуемы и последовательны, то они понятны ребенку. Главное в работе с ребенком – постоянство, простота и отсутствие неопределенности. Родителям и педагогам необходимо помнить, что необходимо быть понятным и последовательным как в словах, так и в действиях. В результате уменьшается вероятность того, что ребенок будет добиваться контроля над ситуацией нежелательными способами. Наоборот, запутанное и непоследовательное поведение взрослого ведет к тому, что ребенок предпочтет все проводить все больше времени в своем придуманном мире.
Прежде чем начать обучение, нужно проанализировать все привычки и поведенческие реакции конкретного ребенка, определить желания ребенка, использовать значимые для него предметы, любимые игрушки и лакомства. Постепенно добавляя к списку этих предметов новые, можно постепенно увеличивать их значимость, отодвигая в конец списка менее важные для него. Создавая мотивацию можно продвигать ребенка в сторону приобретения нового навыка, который будет упрочиваться с помощью положительного подкрепления. Таким образом, наиболее эффективной является образовательная программа, составленная индивидуально на основании нужд и пристрастий ребенка, гибкая, использующая положительные поведенческие стимулы, предусматривающая изменения с учетом продвижения ребенка и появления новых возможностей развития.
На начальных этапах работы взрослый подключает ребенка к самым легким операциям, подчеркивая, как у него хорошо все получается, какой он сильный, как аккуратно ест, быстро одевается и т.п. В результате этого складывается положительный эмоциональный стереотип бытового повседневного поведения. Далее можно усложнять задачи, постепенно воздействуя и непосредственно на речевое развитие ребенка.
Уменьшению тревожности, упорядочиванию поведения ребенка способствует организация четкого распорядка жизни. Усвоить распорядок поможет, например, расписание в виде фотографий или рисунков, на которых изображено как ребенок ест, готовится ко сну, читает, занимается, гуляет и т. д. Подробное визуальное расписание позволяет, вместе с тем, легче вносить в привычный список что-то новое. Также с целью уменьшения тревожности и развития речи ежедневно используется эмоционально-смысловой комментарий (О.С. Никольская).
В работе необходимо помнить о том, что:
1. При обучении навыкам речь взрослого должна быть четкой и краткой, следует продумать фразы, которые необходимо повторять раз за разом, стереотипность ребенка можно использовать для формирования бытовых навыков; не допустимо применение длинных сложных инструкций.
2. Важно использование системного подхода.
3. В силу нарушения произвольного внимания и выполнения произвольных действий, ребенок способен оставаться в ситуации занятия непродолжительное время, первое время занятия могут быть очень короткими (3-5 минут).
4. Необходимо сразу создать ситуацию успеха, а также продемонстрировать немедленное вознаграждение, поощрение, похвалу.
5. Д ля обучения сложным навыкам применяется многократное повторение.
6. С целью уменьшения фрустрации в работу включаются подсказки правильного ответа, постепенно, с целью повышения сложности задачи, в работу включаются и неправильные ответы.
7. Закрепление положительным стимулом – необходимая процедура, которая используется для подкрепления и повторного вызывания необходимого поведения.
8. Наказаний следует избегать, вместо этого, с целью незакрепления нежелательного поведения лучше игнорировать негативные проявления со стороны ребенка, использовать гашение: отворачиваться, уходить, избегать в такие моменты взгляд глаза в глаза, одновременно с этим необходимо повторить свою инструкцию.
9. Ребенок должен знать, что взрослый контролирует ситуацию, все предметы, которые он хотел бы получить и как долго он с ними будет взаимодействовать.
Мотивация – необходимое условие работы с ребенком. Согласно методу АВА терапии, ребенок примет участие в занятии с вами, если будет убежден, что такой способ времяпрепровждения будет самым интересным и увлекательным в данный момент. Мотивация – это то, почему ребенок захочет проявить определенный навык в конкретной ситуации. Для того, чтобы ребенок захотел, можно использовать вознаграждение, но более естественным будет создание ситуации, интересной для ребенка. Естественная мотивация образуется вследствие побуждающих условий для ребенка, к которым можно отнести все факторы внешней среды, усиливающие ценность подкрепления. Когда ребенок испытывает давление, его естественная реакция – сопротивление. Лучший способ мотивировать ребенка – это дать ему понять, что он сможет быстро и легко получить желаемое, если будет выполнять требования взрослого, используя речевые и поведенческие навыки. Для этого сначала необходимо вызвать у ребенка устойчивую ассоциацию с приятными вещами или занятиями и внедрять их в процесс обучения. Выбор стимулирующих предметов осуществляется на основании предварительного наблюдения за тем, что интересно ребенку, а не исключительно по вашему желанию.
Однако всегда можно придумать простые способы поощрения: пощекотать, обнять и т. д.
Использовать подкрепление нужно каждый раз, как только ребенок выполняет вашу инструкцию. Постепенно ребенок учится понимать, что следовать вашим инструкциям – это необходимое условие награды и это в его интересах, а также поймет важность присутствия других людей. Со временем количество подкреплений сокращается, ваша положительная реакция будет наступать через 2-3 правильных ответа, затем через 5-6 и даже 10. Не забывайте искать новые подкрепления для ребенка, наблюдайте за появлением новых интересов и увлечений, чередуйте использование отдельных поощрений, чтобы ребенок не пресыщался и не терял к ним интерес. Наиболее привлекательные подкрепления используйте для работы над наиболее сложными навыками.
Таким образом, используя мотивацию, поощрение и закрепление положительным стимулом, можно влиять на поведение ребенка, моделировать его, легче внедрять, закреплять и использовать новые нужные поведенческие и речевые навыки и вытеснять неактуальные, с помощью подкрепления увеличить ценность обучения для ребенка.
Итоговая цель работы логопеда – развитие коммуникативной функции речи. Важность и сложность этого процесса переоценить невозможно. На ранних этапах коррекционной работы логопед ставит пред собой более простые задачи, которые являются кирпичиками того фундамента, с помощью которого и будет в дальнейшем осуществляться развитие вербальной коммуникации:
- привлечение слухового внимания ребенка;
- развитие слухового внимания и фонематического слуха, работа с неречевыми и речевыми шумами, их узнавание, дифференциация;
- развитие произвольности и целенаправленности;
- работа по преодолению страхов, которые ребенок может испытывать при возникновении звуков, шумов, звучащей речи, в том числе и собственной речи ребенка;
- вызывание эхолалий, возможность имитации;
- работа над пониманием простых инструкций, простых вопросов;
- обучение ребенка значению слова, в том числе их функциональному значению в зависимости от ситуации употребления.
В дальнейшем, по мере продвижения в развитии ребенка, работа по развитию речи усложняется. Уделяется внимание осознанию грамматических категорий, развитию фразовой речи.
Сегодня в арсенал приемов и методов работы современного логопеда можно смело добавить и элементы поведенческой терапии. Систематические логопедические занятия, основанные не только на предварительной диагностике речевого состояния ребенка и оценке его потенциальных возможностей, а также и на анализе его поведенческих особенностей, пристрастий, увлечений и страхов, помогут специалисту добиться более значительных результатов в развитии речевой коммуникации ребенка, страдающего аутизмом.
Фото>>>
Список литературы:
1. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Центр традиционного и современного образования «Теревинф», 1997.
2. Башина В. М., Симашкова Н. В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом. – М., 1993.
3. Башина В. М., Симашкова Н. В. Подходы к проблеме обучения детей с ранним детским аутизмом. – М., 1995.
4. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – М., 1989.
5. Лебединский И.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.
Комментарии пользователей