Использование логоритмических элементов на логопедических фронтальных и индивидуальных занятиях.
Использование логоритмических элементов на логопедических фронтальных и индивидуальных занятиях.
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического восприятия. [5, с. 3]
Элементы логоритмики можно использовать на логопедических занятиях, как фронтальных, так и индивидуальных. Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, отличаются рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, а следовательно перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией. В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения, формировать координацию движений. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность.
Конспект индивидуального занятия в старшей группе.
Тема: Автоматизация звука [ш].
Коррекционно – образовательные цели: Автоматизация звука [ш] в слогах, в словах; совершенствование знаний об артикуляции и характеристики звука [ш]; совершенствование грамматической стороны речи (употребление слов в винительном падеже, уменьшительно-ласкательной форме); обогащение и активизация словаря.
Коррекционно – развивающие цели: Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, координации речи с движением, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, связной речи, развитие мышления и воображения.
Оборудование: кукла Золушка, зеркало, артикуляционный профиль звука [ш], музыкальное сопровождение, предметные картинки, карточка с геометрическими фигурами, трафарет, тетрадь и карандаш.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Ты любишь сказки? Какие? (Ответы ребенка)
-Ты, наверное, знаешь и эту. Послушай ее начало.
«Давным-давно жил один человек. Жена у него умерла. И он остался со своей дочкой. Потом он женился еще раз. Вторая жена оказалась женщиной сварливой, властной. Было у нее две дочери – шумные да ленивые. Несладко пришлось дочке – работала она с утра и до самой ночи: штопала, мыла посуду, чистила печь – вся грязная работа была на ней. И поэтому ее звали …(Золушка)
(Показ куклы)
-Ты хочешь попасть в эту сказку? А кем ты хочешь быть? (Золушкой) И мне хотелось бы побывать в этой сказке. Я буду доброй феей. Можно? (Ответ ребенка)
-Золушка была добрая, а еще какая? (Логопед начинает слово, а ребенок досказывает.) Трудолю-(бивая). Как ты понимаешь это слово? Стара-(тельная), терпели-(ваяя), весе-(лая).
-Вот какая была эта девочка. Поэтому и работа у нее ладилась.
-А ты не боишься работы? (нет) Вот и хорошо, а я тебе буду во всем помогать, как добрая фея.
Посмотрела налево, направо. (Движения языка вправо-влево.)
Вверх посмотрела: светит ли солнышко?
Стала белить потолки. (Маляр)
Помыла пол, вытерла пыль. (Открывает рот. Кончиком языка, с внутренней стороны, «чистят» поочередно нижние и верхние зубы.)
Помыла окно. (Вкусное варение)
На крыше дома почистила трубу.(С напряжением вытягивает губы.)
Замесила тесто. (Наказать непослушный язычок)
Вымыла чашки. ( Чашечка)
-Молодец! Потрудилась!
3. Изолированное произношение звука [ш].
-Вот мачеха, специально, испачкала пол. И Золушке пришлось его опять мыть и чистить. (Движениями руки имитирует мытье полов и проговаривают звук [ш])
-ш – ш – ш – ш.
-Как мы произносим звук [ш]? (показ профиля)
-Какой это звук? (согласный, глухой, твердый)
4. Развитие фонематического восприятия.
-Мачеха приказала Золушке поймать звук [ш].
-Послушай внимательно и приготовь ладошки (предлагаются звуки и слоги: [к], [п], [ш], [х], [л], [в], [ш], [з], [м], [ш], [ч], [ш], ка, пу, ша, хо, лу, ва, шо, зо, ша, шу, ча. Ши и т. д.)
-Молодец! Ты справилась с заданием мачехи!
5. Автоматизация звука [ш] в слогах.
1) -Ты знаешь, что золушка очень любит петь? Давай мы сейчас пропоем слоги.
Ша – ша – ша ши – ши – ши
Шо – шо – шо ше – ше – ше
Шу – шу – шу ша – ша – ша
(звучит музыка)
2) -А теперь проговорим слоги. Проговори слог ша столько раз сколько здесь треугольников, слог шо – столько раз сколько прямоугольников, слог ши – столько раз сколько кругов и т. д.
6. Физкультминутка.
-Сестры Золушки испачкали свою одежду и велели ей все постирать.
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем,
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем,
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся. (звучит музыка)
-Молодец, Золушка! Постирала одежду сестер!
7. Автоматизация звука [ш] в словах.
-Мачеха отправила Золушку на базар.
1) Золушка шла, шла, шла и игрушки нашла:
(Ребенок проговаривает слова по картинкам).
Кошку, матрешку, шишку, мартышку, мышку, машинку, пушку, зайчишку, шар, неваляшку, катушку, лягушку. Кто потерял много игрушек?
2) По дороге Золушка встречала разные предметы, разных животных и птиц. Так как Золушка очень добрая и ласковая она все называла ласково. Назови все названия картинок ласково, чтобы в этих словах появился звук [ш].
Скворец…(скворушка)
Хлеб…(хлебушек)
Петух…(петушок)
Орехи…(орешки)
Солнце…(солнышко)
Гнездо…(гнездышко)
Заяц…(зайчишка)
Горох…(горошек)
Корова…(коровушка)
Воробей…(воробышек)
8. Пальчиковая гимнастика.
-Пришла Золушка на базар.
На базаре, не забыть,
Надо многое купить:
Лук, чеснок, укроп, картошку
Унесем домой в лукошке
Много овощей в корзинке
9. Развитие мелкой моторики.
-Посмотри на трафарет. Золушка купила много овощей. Выбери среди этих овощей, ту в названии которого слышится звук [ш]. Обведи и закрась.
10. Итог занятия.
-Ты побыла в роли Золушки. Тебе понравилось? Что делала Золушка? Ты хочешь побыть еще раз Золушкой? И узнать, что же случится с ней? Тогда не забывай все, что мы делали сегодня, не забывай четко и красиво проговаривать звук [ш]! Занятие окончено!
Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе.
Тема: Автоматизация звука [л]
Коррекционно – образовательные цели. Автоматизация звука [л] в словах и предложениях. Совершенствование слоговой структуры слова. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, склонение глаголов по лицам).
Коррекционно – развивающие цели. Развитие связной речи, фонематического восприятия, навыков фонематического анализа слов, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, память, мышление и воображение.
Коррекционно – воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности, взаимопонимания.
- Принцесса Лола заблудилась в лесу. Но у нее есть карта, по которой Лола может дойти до дома. По дороге ее ждут задания, которые нужно выполнить, но она не может. Поможем ей?
2. Артикуляционная гимнастика.
- Давай посмотрим, что же ждет ее в пути. Это замок зеркал. В этом замке мы должны сделать зарядку для губ и язычка.
Молодец! Мы выполнили это задание. Замок отпускает нас дальше. Пошли!
3. Развитие фонематического слуха.
- Мы попали на полянку звуков. На этой полянке мы поработаем над звуком [л]. Как мы произносим звук л? (показ профиля)
Какой это звук? (согласный, звонкий, твердый) Молодец!
1) Первое задание на этой полянке. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [л] в словах. (предлагаются слова: лапа, зеркало, лупа, стол, шкаф, бумага, книга, малыш, окно, стекло).
- Молодец! Дальше!
2) Найди место звука [л] в словах. (подобрать картинки)
3) Составить схему слова «лапа».
4. Автоматизация звука [л].
- Мы подошли к болоту, чтобы пройти это болото нужно прыгать по кочкам.
1) - И так, первая кочка и задание: составить словосочетания по картинкам, чтобы в каждом слове был звук [л].
Смелый силач
Веселый малыш
Ласковое солнце
Белые облака
Холодное молоко
Веселый клоун
Физкультурная минутка
На болоте живут лягушки, давай мы их представим!
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались. (звучит музыка)
2) - Молодец! Прыгаем дальше. На этой кочке мы пропоем чистоговорки. (звучит музыка)
Ла – ла – ла, у меня юла.
Ло – ло – ло, еду я в село.
Лу – лу – лу, газеты на полу.
Лы – лы – лы, забиваю я голы.
Ал – ал – ал, Вова на диване спал.
Ол – ол – ол, Дима забивает гол.
Ул – ул – ул, Петя две свечи задул.
Ил – ил – ил, маме я цветы купил.
3) - Следующая кочка: игра «Я, Он, Она» (с мячом)
Я мою пол. (Ты моешь пол. Он моет пол. Она моет пол и т.д.)
Я ласково целую малыша.
4) - Последняя кочка: придумать предложения по сюжетным картинкам.
- Вот мы и прошли болото! Молодец!
5.Пальчиковая гимнастика.
- А сейчас мы немного отдохнем. Проплывем речку на лодке.
Вот плывет тихонько
Лодочка по речке
На волнах от весел
Пузырьки – колечки.
6. Развитие мелкой моторики.
- Молодец! Вот мы почти дошли, до домика осталась пройти по тропинке, нужно довести карандашом по этим пунктирным линиям.
(Ребенок дорисовывает).
- Что получилось? (Башкирский орнамент)
8. Итог занятия.
- Молодец! Лола благодарит нас, мы помогли ей дойти до дома.
- Тебе занятие понравилось? Над каким звуком мы работали? - Занятие окончено!
Конспект фронтального занятия в старшей группе.
Тема: Звук [з].
Коррекционно – образовательные цели. Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [з]; упражнять детей в правильном произношении звука [з] изолированно, в слогах, словах, предложениях; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза прямых слогов; совершенствование навыков составления предложений с предлогом «за».
Коррекционно – развивающие цели. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, координации речи с движением, связной речи, воображения.
Коррекционно – воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии. Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, доброжелательности.
- К нам в гости хотел прийти зайчик, но волшебник Забияка заточил его в заколдованный лес. Нам нужно спасти зайчика, помочь ему. Для этого нам нужно выполнить задания волшебника, он прислал нам волшебный сундучок с заданиями.
- Поможем нашему зайчику? (Да)
2.Введение в тему.
- Тогда вот первое задание волшебника. Он прислал в сундучке вот такой волшебный мешочек. (В мешке картинки: замок, зонт, кукуруза, ваза, забор, зубы).
Дети достают по одной картинки называют вслух и ставят на наборное полотно.
- Ребята, какой звук повторяется в этих словах? (звук [з])
- Правильно! Сегодня мы будем учиться, правильно произносить звук [з].
3. Артикуляция звука [з] и характеристика.
- Ребята, волшебник Забияка, хочет посмотреть, правильно ли вы произносите звук [з]. Волшебник будет смотреть на нас. Возьмите зеркала.
- Посмотрите и произнесите звук [з].
Показ профиля. Губы в улыбке, зубы видны, широкий кончик языка лежит за нижними резцами, воздушная струя идет через рот.
- Что нам мешает произносить звук [з]? (зубы)
- Что имеется, когда мы произносим звук [з]? (преграду)
- Раз имеется преграда, какой это звук? (согласный)
- А еще какой он? (звонкий, твердый) Почему?
4. Изолированное произношение звука [з]
- Волшебник Забияка отправил к нам своего комарика. И мы с вами сейчас поиграем в игру «Комарики».
Детям предлагается закрыть глаза, логопед произносит звук [з] и касается пальцем любого ребенка. В этот момент логопед молчит, а ребенок произносит звук. Игра продолжается, пока «комариками» не станут все дети.
В протяжении игры звучит музыка, звук летящего комара.
5. Развитие фонематического восприятия.
1)- Следующее задание волшебника: игра «Поймай звук» (среди согласных звуков).
а) к, п, с, з, д, т, з. м, л, з, п, в, д, з, и т. д.
б) ка, па, со, за, да, ту, зы, му, ла, зо, па и т. д.
в) зайка, зубы, дом, зонт, самолет, краски, звезда, шуба, ваза и т. д.
6.Закрепление звука [з] в слогах.
- Волшебник придумал вам еще одну игру. Игра «Пропой слоги». Он хочет, чтобы вы пропели слоги:
За – за – за , за –за – за. Зы – зы – зы, зы –зы – зы.
Зу – зу – зу, зу – зу – зу. За – за – за, за – за –за.
( звучит музыка)
7. Закрепление звука [з] в словах.
- В нашем волшебном мешочке остались еще картинки, давайте посмотрим!
(в мешке картинки: заяц, змея, стрекоза, забор, розы, замок).
Дети берут по одной картинке, произносят слова вслух, определяют место звука в слове.
8. Закрепление звука [з] в предложениях.
Составляют по картинкам (задание 7) предложения.
9.Физкультурная минутка.
- Ребята, давайте претворимся, что мы зайчата, может тогда наш зайка сможет вернуться.
Мы, как серые зайчата
Прискакали на лужок
Прыг- скок, прыг- скок.
Ветер травушку качает
Влево, вправо наклоняет,
Вы не бойтесь ветра зайки
Веселитесь на лужайке
Прыг- скок, прыг- скок. (Звучит музыка)
10.Звуковой анализ слогов.
- Ребята посмотрите, кто это к нам пришел! Это зайка освободился! Мы его освободили из заколдованного леса! Волшебник проиграл, мы выполнили все его задания. Молодцы!
- А ведь зайка к нам пришел не просто так, он пришел поиграть с нами.
1) Игра «Живые звуки» (за, зу, зо)
Дети надевают шапочки-схемы
2) Выкладывание и анализ прямого слога: за.
11.Составление предложений с предлогом «за».
- Зайчик хочет пригласить нас на свою полянку. На эту полянку пришли звери и спрятались. Какие звери живут в наших лесах?
- Куда спрятался зайка? (за дерево)
- Где волк? Где мишка? Где лиса?
(ответы требуются полными предложениями)
Волк стоит за елкой. Лиса спряталась за кусты. Медведь сидит за деревом. Зайка спрятался за елочку.
12. Итог занятия.
Молодцы! Мы с вами спасли зайчика, он вам очень благодарен. Ему очень понравилось с вами играть, он хочет еще раз побывать на вашем занятии. Ну, а сейчас он прощается с вами! Попрощайтесь с нашим гостем!
Ребята вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось? Занятие окончено!
Список использованной и рекомендуемой литературы.
1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003.
2.Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Логопедическая энциклопедия дошкольника. СПб.,2004.
3.Л.С.Волкова Л. С. Логопедия. М.,2004.
4.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб.,2007.
5.Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие. СПб., 2005.
6.Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. СПб., 2002.
7.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. М., 2007.
Комментарии пользователей