Логопедический досуг, как одна из форм совместной работы специалистов ДОУ по преодолению речевых нарушений
Логопедический досуг, как одна из форм совместной работы специалистов ДОУ по преодолению речевых нарушений
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
«Логопедический досуг, как одна из форм совместной работы специалистов ДОУ по преодолению речевых нарушений»
При работе с детьми в условиях логопедического пункта перед логопедом стоит задача быстрой и качественной коррекции недостатков речи. Поэтому мы должны использовать любую возможность, разные формы работы, привлекать всех специалистов ДОУ и выстраивать коррекционную работу так, что бы получит максимальный результат.
В данной статье так же предлагается практическое занятие, которое позволяет комплексно решать поставленные задачи.
Досуг – это комбинированная, достаточно сложная форма работы, включающая в себя отдых, развлечение, праздник, решающий образовательные и творческие задачи. Это одно из средств обучения, воспитания и социализации ребенка.
Задачи, стоящие перед учителем - логопедом:
1. Работа по преодолению нарушений речи.
2. Осуществление взаимодействия специалистов ГОУ:
- музыкальный руководитель (музыкальное сопровождение, формирование неречевых функций);
- воспитатель по физической культуре (развитие моторных навыков, все виды упражнений на сочетание речи и движения, развитие ритмико – интонационных компонентов речи, дыхательные упражнения);
- педагог – психолог (упражнения на релаксацию, ароматерапия, упражнения на зрительно – моторную координацию, на развитие межполушарных взаимодействий);
- воспитатель (отработка звуков в связной речи, работа над темпом и ритмом речи, развитие мелкой моторики);
- педагог по музейной педагогике (использование пальчиковых игр, обогащение словаря с помощью малых фольклорных форм, закрепление звукопроизношения в связной речи).
3. Совместная работа с родителями, вовлечение их в педагогический процесс.
Эта задача рассматривается в триаде: логопед – ребенок – родители. Активное вовлечение родителей в игру во время проведения досуга используется довольно широко.
И, естественно, логопедический досуг – это одна из форм отчетности о проделанной работе, т.к. в последнее время родители предъявляют очень высокие требования к качеству речи детей на момент поступления в школу.
4. Досуг это развлечение для детей, фактор повышающий интерес к логопедическим занятиям, делающий общение ребенка и логопеда более свободным. Позволяет увидеть педагога в другой, непривычной роли, среде, новом образе.
5. Применение здоровьесберегающих технологий.
Данная задача стоит перед педагогами в последнее время достаточно остро, ведь детей с речевой патологией трудно назвать здоровыми.
Досуг позволяет:
- использовать оздоровительные приемы (дыхательная, артикуляционная гимнастика, упражнения на укрепление осанки, глазной мышцы, профилактика плоскостопия);
- проводить физкультминутки и динамические паузы с помощью педагога по физической культуре;
- использовать упражнения на развитие мелкой моторики в сочетании с движением;
- упражняться в расслаблении и использовать психотерапевтические методы при помощи психолога.
Досуговая форма проведения занятий в полной мере позволяет обеспечить оптимальные условия физического и нервно – психического развития, что обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.
Формы проведения досуга:
- КВН
- досуг – путешествие
- досуг – ролевая сказка
- досуг – интегрированное занятие (например: экологическое воспитание и коррекция)
- викторина и др.
Тематика занятия:
Различная, может быть выделение одного из разделов логопедической работы (например: только словарная работа или работа над грамматическим строем речи) или комбинированное занятие, на котором показана работа по всем разделам.
Потенциал логопедического досуга в практике логопеда достаточно высок.
Это средство, которое:
- обеспечивает речевое развитие ребенка;
- позволяет решать в полном объеме все коррекционные задачи;
- помогает в осуществлении общения взрослого и ребенка, учитывая сложившийся в настоящее время дефицит последнего.
Приведем пример логопедического досуга – путешествия для детей подготовительной к школе группы с диагнозами ФНР и ФФНР.
«На веселых, на зеленых, Горизонтских островах»
Тема: «Звуки Р, РЬ и буква Р».
Цели занятия:
Автоматизация звука Р в связной и спонтанной речи.
Закрепление навыка слогового синтеза слов.
Работа с зашумленным изображением буквы Р.
Развитие фонематического восприятия.
Дифференциация звуков РРЬ и ЛЛЬ.
Развитие логического мышления.
Продолжение работы по фонетической ритмике.
Повторение и закрепление названий профессий.
Обучение детей методам релаксации, профилактика плоскостопия.
Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
Оборудование: шапочка вороны, медвежонка и сороконожки, ромашка с 10 лепестками, деревянные ложки, фишки, слова, поделенные на слоги ( таракан, барабан, карусель, кастрюля, горошек, паровоз, трамвай, прищепка), дорожка из букв для чтения, мыльные пузыри, картинки по теме «Профессии», массажные коврики, грамота для победителя.
Ход занятия:
Дети под веселую музыку входят в зал
Логопед:
Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать на наш праздник красивой речи и хорошего настроения! Сегодня мы с ребятами отправимся в веселое путешествие на острова, а на какие нам расскажет Владик (стихотворение «На веселых островах»).
На веселых, на зеленых, Горизонтских островах
По свидетельству ученых ходят все на головах.
Говорят, что там живет трехголовый кашалот
Сам играет на рояле, сам танцует, сам поет.
Дети там не ходят в школу! Вот такие, в двух словах,
Чудеса на тех веселых Горизонтских островах!
(Б. Заходер)
На эти острова мы с вами доберемся на волшебных мыльных пузырях. Полетели? (логопед пускает мыльные пузыри и дети их ловят).
Ребята, посмотрите как много островов и на каждом из них нам обязательно надо побывать и узнать много нового и интересного.
Логопед:
А вот и первый остров. Здесь живет Сороконожка и Медвежонок. Ей приятно встречать гостей, а еще приятнее ходить в гости! Но бывают разные случаи. Послушайте историю про то, как сороконожка собиралась в гости (стихотворение «Сороконожка»).
Как – то раз сороконожку пригласили на обед.
Ждут жуки, букашки, мошки, а ее все нет и нет.
Наконец сороконожка появилась у стола:
«Припозднилась я немножко, еле – еле приползла!
Ведь какое огорченье, как же мне не опоздать,
Ведь у входа объявленье, надо ноги вытирать!!!»
Логопед:
Следующему рассказчику – Медвежонку будет нужна ваша помощь - подскажите ему словечки!
Я захотел устроить бал, и я гостей к себе… (позвал)
Я взял муку, я взял творог, испек рассыпчатый… (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не …(идут)
Я ждал, пока хватило сил.
Потом кусочек… (откусил)
Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту… (съел)
Когда же гости подошли, то даже крошки не… (нашли).
(Д. Хармс)
Логопед:
Вот как бывает. Давайте, поиграем вместе с Сороконожкой и Медвежонком в игру « Правда или нет?». Если я скажу правду, поднимите руки вверх, а если нет, то присядьте на корточки и обязательно исправьте меня.
В марте стаял снег и лед, это к нам зима идет?
Любит кошка на обед виноград и винегрет.
Лебедь плавает в пруду, спит под яблоней в саду.
Хоть улитка и мала, целый домик унесла.
Закудахтал пес Барбос и в гнезде яичко снес.
Логопед:
Верно дети, молодцы. Ну что – же, нам пора прощаться с Сороконожкой и Медвежонком и отправляться на другой остров. Где наши волшебные пузыри?
Психолог: А я предлагаю вам полететь не на мыльных пузырях, а на волшебных шариках. И родителей с собой позвать, им тоже будет интересно.
Упражнение на расслабление мышц живота «Шарик»
Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох – выдох! Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко проходит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох)
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко…ровно…глубоко…
Психолог:
Вот вы и на месте! Быстро добрались. Продолжайте свое путешествие, до свидания!
Логопед:
А вот и второй остров. Это остров Мастеров. Как – то здесь пусто и грустно, никто не работает. Ребята, посмотрите - конверт (логопед открывает конверт), в нем письмо. (Логопед читает: Сос! Сос! Помогите! Мы, жители этого острова, трудолюбивые Работники. Злая волшебница Абра - Кадабра захватила наш остров. Она перепутала наши любимые ремесла. Помогите! Наш остров превратился в настоящий остров Невезения, у нас все валится из рук, мы не можем жить без нашего любимого дела).
Ребята! Поможем жителям острова Мастеров? Я буду читать предложение, а вы найдите неточность, исправьте ее и назовите правильные профессии.
Автомобилем управляет продавец.
Игрушки продает строитель.
На стройке работает шофер.
Пожарный готовит завтрак.
Следит за порядком парикмахер.
Пожар тушит доктор.
Делает прическу повар.
Машинист лечит мальчика.
Как же хорошо, что мы заглянули на этот остров и помогли Мастерам, так важно в жизни найти и заниматься именно своим делом. Попрощаемся с Мастерами и полетели дальше на наших мыльных пузырях.
Логопед:
А сейчас мы на острове «Встречь старых друзей». Посмотрите, кто это? (Дети рассматривают фотографии, где они со своим воспитателем и воспитателем по физической культуре). С кем вы здесь? Соскучились? Надежда Ивановна и Наталья Николаевна тоже очень соскучились и прилетели на этот остров. Встречайте их!
(Под веселую музыку входят педагоги.)
Воспитатель: Так скучали, так скучали,
Не утерпели, прилетели.
Тихо в садике без вас,
Возвращайтесь сей же час.
Логопед: Но у нас еще дела,
Нам обратно не пора.
Нужно мир нам посмотреть,
А потом домой лететь.
Чтоб без нас Вам не скучать
Предлагаю поиграть.
Вот берите ложки,
Поиграйте нам немножко.
(Дети и воспитатель берут ложки. Воспитатель говорит чистоговорку, дети ее повторяют, пристукивая на ложках слова по слогам).
Ро-ро-ро – Рома уронил ведро.
Ра-ра-ра – мы поймали комара.
Ра-ра-ра – вот так игра.
Ру-ру-ру – ноту верхнюю беру.
Ар-ар-ар – мы поставим самовар.
Ир-ир-ир – Ира купит сыр.
Воспитатель по физической культуре:
Как же вы без физкультуры,
Пострадает же фигура!
Дети! В круг ко мне, сюда
Поправимая беда!
(Дети становятся в круг. Маршируют, проговаривая стихотворение).
Левой, правой!
Левой, правой! (маршировать на месте, делая акцент на левую, затем на правую ногу)
На парад идет отряд.
На парад идет отряд (шагать по кругу и говорить под ритм шагов)
Барабанщик очень рад (делать движения руками, как бы ударяя в барабан)
Барабанит, барабанит (имитация ударов в барабан)
Полтора часа подряд (имитация ударов в барабан)
Левой, правой!
Левой, правой! (маршировать на месте, делая акцент на левую, затем на правую ногу)
Барабан (указательный жест рукой вперед)
уже дырявый! (руки развести в стороны, на лице изумление).
(А. Барто)
Спасибо Надежда Ивановна и Наталья Николаевна за то, что вы о нас беспокоитесь! Мы скоро вернемся домой! До свидания, мы полетели дальше!
Логопед: А это остров «Зоопарк» и нас встречает Ворона. Я знаю, что она очень взволнована. Расскажи, Ворона, что произошло?
(диалог логопеда и ребенка, стихотворение «Кража»)
Крра!!! Кричит Ворона.
Крража, карраул, прропажа!!!
Ворр прробррался утрром ррано
Бррошь укррал он из кармана
каррандаш, карртонку, прробку и кррасивую корробку!!!
Логопед:
Стой, Ворона, не кричи, не кричи и помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя же нет кармана!
Как!!! Воскликнула Ворона и моргнула удивленно.
Что ж вы рраньше не сказали?
Карраул, каррман, укррали!!!
(В. Орлов)
Логопед: На этом острове есть еще много разных животных. Подходите по – одному ко мне, я шепну на ушко название животного. Вы его покажите, но только ни слова не говорите, а остальные угадают.
( Фоном идет негромкая музыка. Дети по очереди показывают животных: цапля, крокодил, черепаха, сова, дятел, страус, жираф, лев, кролик. Другие ребята угадывают.)
Логопед: Молодцы! Нас ждет последний остров – «Остров будущих школьников». Вы ведь собираетесь в школу? (остров в виде круглого стола, на столе фишки, карандаши, зашумленные изображения буквы Р, комплекты слов, разрезанных на слоги по числу детей в конвертах, вокруг стоят стульчики, рядом магнитная доска).
Садитесь ребята! Будьте, как в школе, вы ученики, а я ваша учительница.
Для вас первое задание, я буду называть первые звуки слов, а вы по ним определите, какое слово я задумала. За каждое слово я буду давать вам фишку, в конце задания мы посчитаем у кого сколько фишек и определим «Самого лучшего знатока слов» ( ра…, ру…, ро…, гру…, гри…, бро…, при…).
(Вручить грамоту победителю)
Логопед:
А теперь я вам предлагаю отгадать загадки, в отгадках которых есть звук «Р» .
За Калиновым мостом
Девять глав с одним хвостом (Горыныч)
Гулял по Африке злодей
И кушал маленьких детей (Бармалей)
Он в телефонной будке поселился
И с добрым крокодилом подружился (Чебурашка)
Логопед:
Потерялась буква Р
Что же делать нам теперь
Вы ребята потрудитесь
С этим горем разберитесь
Нам без Р никуда
Поправимая беда?
( раздать зашумленные изображения Р)
Логопед: Возьмите карандаши, найдите и обведите букву Р в круг.
Логопед:
Перепутались слова
Идет кругом голова
Вы слова те соберите
Четко вслух произнесите (комплекты слов, разрезанных на слоги со звуками Р и РЬ)
Логопед:
Весна в этом году не спешит наступать, а у нас в саду всегда весело и тепло. И от нашего хорошего настроения расцвела ромашка. Но ромашка не простая, а с последним заданием. Оторвите по очереди лепесток только с тем изображением предмета, в котором есть звук Р или РЬ.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы у меня большие молодцы! Давайте вспомним наш девиз.
Занимались мы прилежно ( дети делают из пальцев пирамидку)
Получали только пять (вытягивают вперед правую руку,
показывая пять пальцев)
И теперь любое слово
Можем правильно сказать (руки вверх)
Логопед: Ой, ребята, как же мы вернемся, пузыри кончились! Посмотрите вокруг, нет ли дорожки? Ах, вот она. То дорожка не простая, а заколдованная. Это продолжаются проделки Абры – Кадабры.
По дорожке вы ступайте
и слова все прочитайте.
Дорожка не подведет
Домой нас приведет
(дети идут босиком по дорожке из массажных ковриков, читая слова:
Гора, дорога, ворона, рулон, крыло, игра и т.д.).
Логопед: Вот мы и дома. Дома всегда хорошо. Вам понравилось путешествие?
Вы у меня молодцы. Я всегда знала, что все вокруг могут рассчитывать на вашу помощь.
Комментарии пользователей