Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Звук и буква ч».
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Звук и буква ч».
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Почтальон Печкин принес посылку.
Коррекционно-развивающие задачи:
Научить правильно произносить звук [Ч].
Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления.
Упражнять ребенка в словообразовании.
Учить производить самостоятельный звукослоговой анализ слов.
Учить преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки, читать и писать печатными буквами.
Материал. Посылка с набором предметов (перчатки, очки, ручка, ключ, часы, чашка, колечко, цепочка, чулки, лампочка и др.); картинки со звуком "Ч"; разрезная азбука.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: Что у меня в руках? (Посылка). Скажите это слово ласково. (Посылочка). Посылка тяжелая, ее не поднять. Покажите, как тяжело было ее нести. Дети имитируют напряжение.
А мою посылочку нести легко. Имитируется расслабление.
Логопед: Ребята, кто знает, где отправляют посылки? (на почте).
Кто разносит посылки по адресам? (почтальон)
Угадайте самого известного почтальона из мультфильма (почтальон Печкин).
2. Сообщение темы занятия
Логопед: Во всех словах есть похожий звук. Дети, вы догадались, какой звук мы будем изучать? (Звук "Ч"). Наша посылка от Почтальона Печкина, а в ней задания. Печкин просит помочь ему. Поможем?
3. Характеристика звука ч по артикуляционным и акустическим признакам
Логопед: Для начала давайте я расскажу о звуке "Ч". (При произношении звука губки в улыбке, зубки заборчиком, кончик языка поднят вверх и ударяется в бугорки.Звук произносится от быстрого произнесения звуков ТЬ и Ш. Звук глухой, горлышко молчит).
Характеристика звука - согласный, ВСЕГДА мягкий, обозначаем зеленым цветом. Запомните, звук ч всегда мягкий, у него нет братца - твердого звука.
4. Произношение звука ч в слогах. Звукослоговой анализ и синтез
Логопед: Дети, хотите посмотреть, что в посылке? Выкладываются предметы, и дети называют их.
Первое задание.
Логопед: Нужно найти предметы по первому и последнему звуку. Печкин загадал слова, а вы угадайте их.
В нем первый звук Ч, последний - Ы? (Часы).
А слово, в котором первый звук К, последний - Ч? (Ключ).
А в этом слове первый звук Ч, последний - А. (Чашка).
Логопед: Ребята, давайте сами придумаем слова. Какое слово задумали вы (2-3 ребенка). Дети придумывают слово, в котором есть звук Ч, а так же называют первый и последний звук.
Второе задание.
Логопед: Печкин просит вас собрать рассыпанные звуки: Р У Ч К А. Какое слово получилось? (Ручка.) Выложите это слово при помощи квадратиков.
Дети обозначают слово символами.
Логопед: Сколько согласных звуков в этом слове?
Между какими звуками слышится звук "Ч"?
Ответы детей.
Логопед: Вы хорошо выполнили задания, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слово на слоги. (на доске КАРТИНКИ). Деление слов на слоги с помощью хлопков. Я назову первый слог, а вы дополните слово: лам... (почка), це... (почка). Чем похожи эти слова? Ответы детей. Назовите слова, в которых последний слог - ки. (Оч-ки, чул-ки, пер-чат-ки).
Выделение ударного слога.
Третье задание.
Логопед: Печкин хотел придумать стихотворение, но у него не получилось подобрать рифмы. И он просит вас подобрать рифмы к словам? Давайте покажем ему как это сделать. Подбор рифм к слову почка.
(Дочка, кочка, мочка, точка, ночка, бочка).
Логопед: А теперь подберем рифмы к слову сверчок. (Каблучок, колпачок, бычок, бочок).
5. Физкультурная минутка
Чок-чок-чок, ручки на бочок,
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут.
Дети сопровождают стихи имитацией всех действий.
6. Развитие связной речи. Загадки - описания предметов.
Четвертое задание.
Логопед: Печкин приготовил для вас загадки.
- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела. Пейте чай, вода вскипела. (Чайник)
- Пять мальчиков, пять чуланчиков. Каждый мальчик - в свой чуланчик. (Перчатка).
- Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке. Ниточка в реке. (Удочка).
Повторите отгадки со звуком Ч.
Логопед: А сейчас придумайте свои загадки-описания со звуком Ч.
Дети придумывают загадки-описания об окружающих предметах. 2-3.
7. Знакомство с буквой Ч
Логопед: Вы умеете читать? Скажите: «Мы уже читаем! Первой букве в слове чтение - мое почтение!» На что похожа буква Ч?
Ч - вы правильно решили -
Пишут так же, как «4».
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя. /В. Степанов/
На что еще похожа буква Ч?
Детям предлагают найти букву Ч в буквенной кассе.
8. Чтение слов
Пятое задание.
Логопед: Последние задание от почтальона Печкина, нужно отгадать и прочитать слова.
На наборном полотне выставляется четыре слова из трех, четырех, пяти и шести букв: чай, часы, чашка, чайник, в которых закрыты первые буквы. Дети отгадывают, какие буквы закрыты, и прочитывают слова. Составление слов с буквой ч из разрезной азбуки.
9. Итог занятия. Оценка деятельности детей на занятии.
Логопед: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Будем еще ждать посылок от Печкина.
Комментарии пользователей