Дидактические игры и упражнения для развития просодических компонентов речи
Дидактические игры и упражнения для развития просодических компонентов речи
Опубликовано: 12 октября 2024 Автор:
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребёнка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирование полноценной личности.
В настоящее время в детском саду оказываются дети, чьё речевое развитие отстаёт от нормы: невнятная, невыразительная речь; плохая дикция, искажение и замена букв в сложных по слоговой структуре слов. У данной категории детей особенно страдает просодическая сторона т.е. сила голоса, его тембр, ритм, интонация, выразительность.
Значению просодической стороне речи уделяли внимание многие учёные (В.А. Гиляровский, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская). Они подчёркивали общепедагогическое влияние просодики на различные отклонения в сфере человека, а также то, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребёнка. Так авторы исследования предлагают различные пути формирования и коррекции просодической стороны речи.
1. Работа над интонацией: выразительностью повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений.
2. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием.
3. Работа по развитию голоса и речевого дыхания.
4. Работа над ритмом.
В педагогической литературе особое внимание уделяется театрализованной игре, как средство развития детей. Театрализованная игра положительно влияет на ЗКР, её интонационный строй, содействует обогащению активного словаря детей (М.Д. Маханева, Н.А. Резуцкая, Н.Ф. Сорокина и др.).
Кроме того, театрализованно-игровая деятельность, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств. Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление детей от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Всё это постепенно формирует и развивает: интонацию, силу голоса, тембр, ритм – т.е. просодические компоненты речи.
Комментарии пользователей