Программа по взаимодействию учителя – логопеда с семьями воспитанников
Программа по взаимодействию учителя – логопеда с семьями воспитанников
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Программа по взаимодействию учителя – логопеда с семьями воспитанников
Составитель: учитель-логопед Тимофеенко Надежда Геннадьевна Киселевский городской округ 2014 год
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………. ……………..3
Основные формы взаимодействия с родителями…………………………......4
Перспективный план работы с родителями……………………………………5
Пояснительная записка
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Многие родители, не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Цель программы: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс; обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом; формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Основные задачи взаимодействия учителя-логопеда с семьей:
• приобщать родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;
• помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот;
• убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;
• убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Предполагаемый результат: повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений; установление доверительных отношений, выработка стратегии взаимосотрудничества.
Основные формы взаимодействия с родителями
Традиционные: родительские собрания – 1 раз в квартал
консультации (тематические и индивидуальные)
день открытых дверей
тестирование и анкетирование родителей по различным темам
родительские пятиминутки Инновационные:
Выпуск газеты детского сада.
Сайт детского сада.
Участие в конкурсах разного уровня
Вспомогательные наглядные средства:
- информационные стенды;
- тематические выставки книг;
- пособия, памятки.
Перспективный план работы с родителями
№ п/п Название мероприятий Месяц 1 Родительское собрание. 1.Задачи коррекционно – образовательного процесса. 2. Формы и методы коррекционно – образовательной работы.
Цель: в доступной форме познакомить родителей с причинами возникновения речевых расстройств; с необходимостью медицинской диагностики, наблюдения и лечения/
Сентябрь - октябрь
2 Индивидуальные консультации для родителей по итогам обследования детей. Консультация по работе с индивидуальной тетрадью ребенка. Сентябрь-октябрь
3 Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома».
Индивидуальные беседы «Первые успехи и трудности вашего малыша»
Октябрь -ноябрь
4 Консультация для родителей «Основные этапы работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи». Цель: формировать представления родителей об этапах речевого развития ребёнка декабрь 5 Индивидуальные консультации, беседы для родителей по развитию и совершенствованию мелкой моторики, проведению пальчиковой гимнастики.
Ноябрь-май 6 Родительское собрание. Подведение итогов коррекционно - образовательной работы за I полугодие. декабрь 7 Консультации для родителей «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму». Цель: формировать представления родителей о взаимосвязи развития мелкой моторики и речи детей. Предложить игры для развития мелкой моторики в домашних условиях февраль 8 Консультации для родителей: «Почему ребенок говорит неправильно» «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения» «Играем пальчиками, развиваем речь» «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Март -апрель 9 Наглядная агитация Папка-передвижка «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях» «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи» «Развитие правильной речи – важное условие умственного воспитания и подготовки к школе». «Речевые игры для детей 5-6 лет» «Как помочь ребенку запомнить буквы?» « Игры с пальчиками на кухне» «Игры со словами на кухне» «Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?» Цель: дать родителям общее представление о детской игре как ведущей деятельности дошкольника, рассказать о классификации игр; научить применять игры для закрепления материала, полученного на логопедических занятиях.
Сентябрь-май 10 Родительское собрание «Круглый стол». «Подведение итогов совместной работы». - Выступление родителей; - Выступление педагогов группы (воспитателей, учителя-логопеда); - рекомендации родителям по проведению занятий с детьми в летний период. май
Комментарии пользователей