Дидактические игры при составлении описательных рассказов
Дидактические игры при составлении описательных рассказов
Опубликовано: 31 октября 2024 Автор:
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей среды – неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т.д). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты-фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи);
развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирования произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции и т.д.)
В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте-выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой так же используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты – поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а так же в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр – все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесных), а так же использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, пословиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т.д.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).
Чтобы правильно организовать работу по формированию звукопроизношения, необходимо иметь четкое представление о том, в какой последовательности происходит усвоение детьми звуков; какие из них на ранних этапах речевого развития выступают в качестве субститутов (заменителей); каковы причины неправильного или несвоевременного их усвоения.
Воспитание у детей правильного произношения всех звуков родного языка является основной задачей воспитателей детского сада. К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок должен научиться произносить все звуки в разных позициях и сочетаниях, четко дифференцировать их в произношении и на слух, то есть отличать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие, При наличии недостатков звукопроизношения следует своевременно принять меры к их ликвидации.
Занятия по звуковой культуре речи в младших группах проводятся еженедельно, в средних и старших они включаются в содержание речевых и других занятий и проводятся не реже двух раз в месяц.(далее представлена таблица, указывающая последовательность формирования правильного звукопроизношения и дифференциации звуков у детей разных возрастных групп в течение учебного года.)
Организацию и методику проведения занятий см. в книге А.И. Максакова «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» (стр. 21 – 52). Дидактические игры на описание проводятся после нескольких занятий по обучению рассказыванию, так как важными условиями игры являются активное участие всех детей, определенный ритм, свободное владение материалом. В данных условиях игра протекает живо, увлекательно. Большинство игр на описание имеет четкие правила, с которыми предварительно знакомят детей. Соблюдение правил является обязательным. Например, в играх типа загадки правило состоит в следующем: описать предмет не называя его.
Распространенными приемами обучения рассказыванию в играх являются образец рассказа (особенно при объяснении новой игры) и план рассказа, так как часто рассказ-описание в игре включает в себя какие-то дополнительные элементы (вежливое обращение в рассказе-просьбе покупателя, указание адреса при получении письма). Покупая предмет в «магазине», ребенок должен не только его назвать, но и сказать, из какого он материала, какой величины, а так же в каком отделе и на какой полке он стоит (посуда, мебель и т.п.). Предметы или игрушки должны быть подобраны соответствующим образом. Например, ряд одинаковых игрушек с различными качествами (цвет, величина, материал).
Из ряда сборников дидактических игр можно выбрать интересные игры, в которых закрепляется умение описывать наглядный материал. К ним относятся игры типа загадок («Что за зверь?», «Отгадай кто это?», «Игра с Петрушкой», «Кто что купит?»,), игры типа путешествия «Кто на чем поедет?», «Где мы были, что видели?», «С чем корзинка?», игры с картинками и игрушками («Почта», «Магазин», «Больница»). Наиболее полезны игры с раздаточным материалом, так как в них каждый ребенок, зная, что его могут вызвать, старается составить рассказ «в уме», чтобы выиграть, Например, немного фантазии педагога - и традиционная сюжетная игра «Магазин» будет выглядеть иначе: «Устроим магазин», где у всех детей – разнородные натуральные предметы, а воспитатель – «директор» принимает их в еще не открытый магазин по отделам: посуда, головные уборы, белье. Дети «товароведы» должны умело рассказать о своем товаре и объяснить, в какой отдел его поместить. Игры, с которыми дошкольники познакомились на занятиях, должны практиковаться в их самостоятельной деятельности вне занятий.
Комментарии пользователей