В данной статье представлен мастер-класс, проведённый с родителями в начале учебного года с целью ознакомления основных упражнений и комплексов артикуляционной гимнастики. А так же затронут вопрос о работе по формированию речевого дыхания.
Цель: создать условия для повышения педагогической грамотности родителей
(законных представителей) в работе по использованию игровых приемов в
развитии речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
-познакомить родителей с актуальностью проблемы;
-познакомить с некоторыми методами и приемами работы;
-помочь овладеть игровыми приемами, способствующими речевому развитию детей;
-способствовать открытым и доверительным отношениям между родителями и детьми.
Участники: родители, дети, учитель-логопед.
Материал и оборудование: экран, проектор, компьютерная презентация по книге «Весёлая артикуляционная гимнастика» Н.В.Нищевой; столы, стулья; мячик; настольные зеркала и салфетки, листок бумаги с плодовым деревом, цветные карандаши на каждого участника; дидактическая игра «Сдуй бабочку с цветка» на каждого участника.
Ход мероприятия:
1. Приветствие
– Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня она организована в рамках мастер-класса.
Для продуктивного знакомства, чтобы снять напряжение и скованность, предлагаю познакомиться поближе. Каждый взрослый, называя свое имя и имя ребенка, передает мячик соседу.
А теперь поиграем в игру «Слушай внимательно – выполняй старательно».
-Поднять правую руку вверх, кто считает, что у его ребенка нет проблем в речевом развитии.
-Поднять левую руку вверх, кто считает, что у его ребенка есть проблемы в речевом развитии.
-Вытянуть правую руку вперед, кто считает речь своего ребенка эмоциональной, выразительной.
-Вытянуть левую руку вперед, кто считает речь своего ребенка чистой с четким произношением.
Это несложное упражнение показывает не только на сколько вы понимаете речевую проблему своего ребенка, но и то, насколько сложно слушать и выполнять задание одновременно. Теперь вы понимаете, как это трудно делать нашим детям.
2.Мини-лекция «Гимнастика для язычка»
-Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает гимнастика для языка.
Как вы думаете, что такое артикуляционная гимнастика? Нужна ли она нашим детям?
Действительно, артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения.
Бытует мнение, что арт. гимнастика – это не столь важное, несерьезное занятие, которым можно и не заниматься. Однако это не так. Систематичное выполнение упражнений позволяет:
– подготовить артикуляционный аппарат к произношению искаженных звуков;
– детям со сложными речевыми дефектами помогает быстрее их исправить.
Исходя из того, что мышление детей с ОВЗ носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Со всем этим материалом вы можете познакомиться в конце нашего мероприятия на мини-выставке.
3. Игровой практикум «Гимнастика для язычка» по методике Нищевой Н.В.
-А теперь я вам предлагаю познакомиться и выполнить вместе с детьми все виды упражнений, которые мы используем на наших занятиях. Сядьте по удобнее перед зеркалом, спина ровная, ноги вместе.
Идёт выполнение родителями и детьми артикуляционной гимнастики по показу презентации (иллюстраций из книги Нищевой Н.В. «Весёлая артикуляционная гимнастика»).
4.Мини-лекция «Речевое дыхание»
Как вы думаете, какую роль играет дыхание в речи человека?
Дыхание играет важную роль в жизни каждого человека. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию, развитие голоса и дикции. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Но правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Что же такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Деткам в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается.
Работа по формированию правильного дыхания – длительный и кропотливый процесс, который протекает в несколько этапов. На первом этапе логопед учит детей прислушиваться к собственному акту дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Ребенок должен научиться совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох.
5. Игровой практикум
А)Игра «Бабочка и цветок»
-Предлагаю вам поиграть в игру «Бабочка и цветок».
Держим цветок напротив рта и дуем на бабочку. При этом делаем вдох носом и не поднимаем плечи, а затем длительный плавный выдох, не раздувая щек. Вот так.
Родители вместе с детьми проделывают это упражнение несколько раз, логопед следить за правильностью выполнения.
Б)Упражнение «Пой со мной»
-Теперь я вам предлагаю следующее упражнение: Вы в паре со своим ребёнком должны пропеть гласный звук [А] на одном выдохе, не добирая воздух. Кто дольше пропоёт, тот и выигает. Итак, набираем глубокий вдох и поём: А-А-А.
В)Упражнение «Раз, два, три – слово, фразу повтори»
-И, наконец, познакомлю Вас с третьим упражнением.
На одном выдохе нужно произнести от 1 до 5 слов: (работа в парах)
делаем вдох - туча
делаем вдох - это туча
делаем вдох - это большая туча
делаем вдох - это большая, серая туча
делаем вдох - это большая, серая, дождливая туча
6.Оценка мероприятия родителями
Перед вами листок с изображением плодового дерева. Надо украсить яблоньку. Кому понравилось мероприятие, кто считает, что мастер-класс посетил с пользой, тот рисует красные яблоки.
Если мероприятие не понравилось, и вы считаете, что пришли зря и впустую потратили время, яблоки рисует зеленым цветом.
На этом наш мастер-класс закончен. Благодарю всех за внимание и участие!
Комментарии пользователей