Организация педагогической и методической практики в ДОУ
Организация педагогической и методической практики в ДОУ
Опубликовано: 13 ноября 2024 Автор:
Организация педагогической и методической практики в ДОУ
Л.И. Павлова,
канд. пед. наук, доцент кафедры методики дошкольного
воспитания и обучения МПГУ, Москва
Л.М. Волобуева,
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики МПГУ, Москва
Педагогическая практика является важным звеном в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования. В ходе обучения на факультете дошкольной педагогики и психологии организуются разные виды учебных и производственных практик, которые определены государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования РФ для специальностей «Дошкольная педагогика и психология» и «Педагогика и методика дошкольного образования». Каждый вид практики позволяет обеспечить поступательный профессиональный рост будущих специалистов. Студенты получают представление о разнообразии задач и направлений работы в дошкольном образовании, приобретают необходимые для этого профессионально-педагогические умения и навыки.
От характера подготовки и организации практики во многом зависит ее успех. На факультете дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, одного из старейших педагогических вузов России, сложились давние традиции организации и проведения практики, которые в настоящее время творчески развиваются и научно обосновываются.
Основные подходы в определении видов практики, ее содержания и организации были заложены выдающимися деятелями дошкольного образования, талантливыми преподавателями факультета: Е.А. Флериной, Н.А. Метловым, А.В. Кенеман, Ф.С. Левин-Щириной, Д.В. Менджерицкой, М.М. Кониной, В.И. Ядэшко, Е.И. Корзаковой, А.К. Бондаренко и др. Современное развитие научно-методических аспектов профессионально-практической подготовки студентов осуществляется ведущими преподавателями Л.В. Поздняк, И.М. Кононовой, Л.М. Волобуевой, Ю.А. Дмитриевым, Н.А. Моревой, Л.И. Павловой. Обобщением опыта работы в организации практической подготовки студентов является учебное пособие «Педагогическая практика студентов дошкольного образования» / Под ред. В.И. Ядэшко, Л.М. Волобуевой. М., 1999.
Всего на практическую подготовку студентов отводится 20 недель. Значительное место среди других видов практической подготовки занимают педагогическая и методическая практики в дошкольных учреждениях. Они направлены на формирование базовых профессионально-педагогических умений специалистов дошкольного образования и выполняют разнообразные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Эти практики являются производственными, так как основное время студенты участвуют в организации педагогического процесса с детьми и методической работе с воспитателями детского сада.
Педагогическая практика проводится после изучения студентами основных психолого-педагогических и методических дисциплин, что позволяет практикантам осознанно и творчески применить полученные знания, принимая участие в организации образовательного процесса в детском саду. Основной целью педагогической практики в дошкольных учреждениях является формирование у студентов профессионально-педагогических умений и профессионально значимых качеств личности воспитателя. В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости их постоянного совершенствования, возникает более устойчивый интерес к профессии.
Методическая практика организуется после того, как студенты изучат цикл управленческих дисциплин. В процессе методической практики у них должны сформироваться представления о функциях педагогических и руководящих работников разных уровней управления, развиться профессиональные умения и способности, раскрыться различные стороны личных качеств.
Основной целью методической практики является формирование практической готовности студентов к выполнению функций старшего воспитателя дошкольного учреждения. Задачи практики: пополнение знаний студентов об управлении дошкольным учреждением; закрепление, углубление и творческое применение теоретических знаний. Центральной задачей является формирование умений и навыков, необходимых для осуществления функций старшего воспитателя: организаторских, прогностических, исследовательских, оценочных, а также развитие у студентов педагогической рефлексии, потребности в духовном и профессиональном совершенствовании, стремление к творческому поиску решения профессиональных проблем.
В зависимости от вида практики меняются функции руководителей дошкольных учреждений, на базе которых проводится практика.
На факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ сложилась определенная система работы с руководителями базовых детских садов, отношения с которыми закреплены в договорах о сотрудничестве. Распределение студентов на практику в дошкольные учреждения проходит задолго до начала практики (за два-три месяца). Поэтому у студентов есть возможность заранее познакомиться с групповым руководителем и заведующим ДОУ.
Обычно в одно базовое учреждение направляются от 6 до 10 студентов на педагогическую практику (по 2 человека на группу) и 2—3 человека на методическую практику (каждый студент курирует 2—3 группы). Многолетний опыт показал, что эти виды практики целесообразно совмещать по срокам и в одно базовое учреждение направлять студентов и на педагогическую, и на методическую практику. В этом случае студенты старшего курса курируют тех, кто только включается в педагогическую деятельность, а студенты младших курсов могут увидеть другой, более высокий уровень работы, к которому им надо стремиться.
Традиционно за 1—2 недели до начала практики на факультете проходит совещание, на которое приглашаются заведующие, старшие воспитатели детских садов и преподаватели вуза — групповые руководители. На совещании выступают представитель деканата, курсовой руководитель, методисты-консультанты. В ходе совещания участников знакомят с задачами и содержанием практики, особенностями ее организации, с требованиями к оформлению документации. Раздаются необходимые материалы: планы практики, анкеты, практические задания и др. Происходит обмен опытом руководства практикой. Определяются обязанности всех участников практики.
Так, в обязанности заведующего дошкольным учреждением и старшего воспитателя входит создание условий для успешного решения задач практики. Они знакомят студентов с учреждением, сотрудниками, организацией воспитательно-образовательного процесса и административно-хозяйственной работы, с интересным опытом педагогической работы; организуют для студентов открытые занятия воспитателей детского сада, показ методических мероприятий. Старший воспитатель знакомит студентов с организацией работы методического кабинета и его оснащением, привлекает их к оформлению, классификации необходимых материалов, создает условия для проведения научно-исследовательской работы.
При организации методической практики заведующий и старший воспитатель подробно знакомят студентов со своей документацией и планом работы, консультируют студентов по вопросам организации педагогической и методической работы, помогают студентам выбрать и спланировать те формы методической работы, которые они будут организовывать самостоятельно.
В процессе практики руководители детского сада вместе с групповым руководителем наблюдают, анализируют и оценивают все виды деятельности студентов, их профессионально-педагогические умения и качества личности. Принимают участие в оценивании работы студентов и подготовке характеристик педагогической деятельности.
Есть свой круг обязанностей и у воспитателей детского сада, к которым прикрепляют студентов. Воспитатель знакомит с особенностями детского коллектива и отдельных детей, планом образовательной работы, со своей педагогической деятельностью, делится со студентами опытом педагогической работы. В ходе педагогической практики наблюдает и анализирует деятельность студентов в процессе их работы в качестве воспитателя, корректирует ее. Оказывает необходимую помощь в составлении календарного плана работы с детьми, конспектов занятий и других видов деятельности, в организации и проведении работы с родителями и т.д. Каждый воспитатель участвует в составлении характеристики и оценке деятельности прикрепленного к нему практиканта. Сотрудники базового детского сада помогают групповому руководителю практики контролировать деятельность студентов.
Студенты перед началом практики обязательно проходят медосмотр, необходимый для допуска к работе в дошкольном учреждении. Практикант подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка дошкольного учреждения, распоряжениям администрации и руководителей практики, соблюдает инструкции по охране труда, охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста. Студент-практикант выполняет все виды работ, предусмотренные программой практики, тщательно готовится к ним, проявляет организованность, дисциплинированность, вежливость, тактичность и др.
На период практики назначается староста группы, который обязан помогать групповому руководителю и администрации базового учреждения в организации работы студентов.
Перед началом практики заведующий, старший воспитатель, групповой руководитель (преподаватель вуза) проводят инструктивное совещание в дошкольном учреждении с коллективом детского сада и определяют наиболее опытных воспитателей для руководства студентами. На нем происходит знакомство с содержанием практики, определяется место и задачи каждого члена коллектива для успешной ее организации, степень и формы включения практикантов в решение задач педагогической деятельности детского сада. Таким образом, обеспечивается положительный настрой на будущий приход практикантов и четкое представление всех членов коллектива о предстоящем их участии в практике студентов.
В методическом кабинете оформляется «Стенд практиканта», содержащий план практики, образцы оформления документации, графики работы студентов, дни проведения открытых видов деятельности и другие материалы, отражающие работу студентов.
В дошкольном учреждении студент-практикант находится в течение 6 часов посменно, в соответствии с графиком, утвержденным групповым руководителем. Наиболее оптимальным вариантом для педагогической практики является следующий график работы: 1-я смена — с 8.00 до 14.00, 2-я смена — с 13.00 до 19.00. Такой вариант предусматривает встречный час, который заведующая, старший воспитатель, групповой руководитель посвящают встречам со всеми студентами, консультированию, обсуждению планов, конспектов, организации общих мероприятий, семинаров и т.п. Дни, пропущенные студентом по уважительной причине, должны быть подтверждены документально и отработаны в другое время.
В связи с тем что групповой руководитель не может присутствовать в базовом учреждении ежедневно, то работу студентов наблюдают воспитатели групп, и 1—3 раза в неделю, в зависимости от этапа практики, педагогическую деятельность практикантов изучают групповой руководитель, старший воспитатель, заведующий дошкольным учреждением. Результаты отражаются в «Дневнике наблюдений за студентами». В конце практики составляется таблица динамики развития профессионально-педагогических умений студентов, для чего используется «Лист самооценки педагогической деятельности практиканта».
Руководителям практики необходимо помнить, что студенты еще не являются кадровыми специалистами, и на практике их основная задача — приобрести профессионально-педагогические умения. Поэтому работу с практикантами следует поставить таким образом, чтобы сначала их научить, дать время овладеть необходимыми навыками, а затем уже требовать выполнения педагогических задач на определенном уровне.
Если педагогическая практика нацелена на овладение умениями и навыками работы с детьми, то методическая практика нацелена на формирование умений и навыков управленческой деятельности. Поэтому в данном случае важно активное участие руководителей базового учреждения, которые заранее продумывают, какие мероприятия с воспитателями необходимо запланировать на время практики студентов.
Так, заведующий и старший воспитатель организуют занятия семинара по управленческой деятельности ДОУ, куда входит знакомство с работой заведующего дошкольным учреждением (руководство воспитательно-образовательной работой, административно-хозяйственная деятельность, организация питания, ведение документации и др.); руководство методической работой в дошкольном учреждении (планирование, организация различных форм повышения квалификации, обобщение передового опыта и т.д.); работа методического кабинета (принципы подбора, хранения и оформления материалов методического кабинета, анализ студентами содержания выставок, стендов, каталогов и др.); организация контроля состояния учебно-воспитательного процесса (виды, методы контроля, отслеживание результатов и др.); формы работы с родителями; организация работы по связи со школой и т.д.
Важной частью прохождения практики для студентов является проведение открытых занятий и видов деятельности (игра, труд, прогулка и др.), которые проводятся и во время педагогической и методической практики. Во время педагогической практики студенты демонстрируют результаты своей практической деятельности, полученные умения и навыки, а во время методической — демонстрируют владение современными педагогическими технологиями воспитания и обучения дошкольников, способность к педагогическому творчеству. Поэтому старший воспитатель или сами студенты определяют наиболее трудные или незнакомые для коллектива разделы, методы работы с детьми и организуют коллективные просмотры, на которых обязательно присутствуют все студенты и свободные от работы педагоги.
В конце практики в дошкольном учреждении проводится заседание Совета педагогов, которое могут подготовить студенты, завершившие методическую практику, или итоговое совещание, на котором студенты дают самооценку своей деятельности, получают характеристику и предварительную оценку со стороны заведующего дошкольным учреждением, старшего воспитателя, воспитателя, группового руководителя.
От слаженности действий, заинтересованности всех участников практики зависит не только качество подготовки будущих специалистов, но и их желание посвятить себя педагогической работе.
Комментарии пользователей