Современные родители достаточно образованы. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из различных источников, но она не предполагает наличие «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи, испытываемых ее трудностей. Такая коммуникация носит опосредованный характер.
Несмотря на обилие разнообразных путей педагогического просвещения родителей, большая роль отводится педагогам детского сада. Им не следует бояться публичных выступлений перед родителями, так как лучше воспитателя никто не знает особенностей детей группы. Педагоги могут рассказать мамам и папам о том, как построены режимные процессы в детском саду, чем занимаются дети, показать их затруднения и достижения, индивидуальные особенности и многое другое. Специалисты ДОУ могут дать рекомендации по любым вопросам воспитания, связать их с приоритетным направлением ДОУ, действующей программой обучения. Однако педагогические знания для родителей - не самое главное. Педагоги должны акцентировать внимание родителей на эмоциональной стороне отношений. Рассказывать им о том, что подумал, почувствовал их ребенок, каковы мотивы его поступков, последствие методов воздействия на него.
Иногда сами родители отмечают, что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Поэтому термин «педагогическое просвещение» несколько устарел. Сейчас речь идет об умении родителей использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. На это направлены разнообразные формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Нецелесообразно в работе с родителями опираться на монолог. Новые формы взаимодействия воспитателя с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи», учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей. Однако знания навязывать нельзя. В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.
Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.
К коллективным формам относятся родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т.е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей, иметь четко обозначенный практический характер. Нельзя предавать гласности неудачи, просчеты родителей, нужно соблюдать такт, уважение к ним.
Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями – конференция. Ее задача пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференции включают обмен опытом родителей. Родители могут поделиться своим опытом проведения закаливания ребенка, организация семейных праздников, сюрпризов. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, выступление специалистов. Эта форма предполагает подведение итогов, своеобразный отчет, поэтому конференции проводятся в конце учебного года.
К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации. Беседы – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, систематическое общение с отцом и матерью ребенка, другими членами семьи. Цели педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи. Беседа предполагает диалог, но ведущая роль принадлежит воспитателю. Материалом для бесед служат наблюдения за ребенком. Беседа должна быть конкретной и содержательной, пробуждать интерес у родителей к педагогическим проблемам.
Беседы бывают и стихийные, т.е. возникающие по инициативе родителей. В этом случае педагогу следует задать нужное направление, сделать выводы, при этом быть доброжелательным, давать обоснованные оценки. Беседа строится на таких принципах, как конфиденциальность, нужно говорить с собеседником о значимом, делать комплименты.
Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы родителей. Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос. Она побуждает родителей присматриваться к детям, выявлять черты их характера, задумываться над своими методами воспитания, анализировать собственный опыт общения с ребенком. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами воспитания ребенка.
Консультации могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные, плановые и стихийные. Важно соблюдать принцип «обратной связи». Родителям приятно, когда они видят стенд, на котором написано «Консультации по вашей просьбе», «Спрашивали - отвечаем», они чувствуют, что к их пожеланиям прислушиваются, им реально помогают в воспитании детей. Стихийные консультации возникают по инициативе родителей. Таким образом, в ходе консультации родители конкретизируют свои знания, и у них возникает потребность в самообразовании.
Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей.
День открытых дверей проводится с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей. Воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно – игровой среды, видами детской деятельности.
Папки – передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки», «Как уложить ребенка спать?».
Ширмы содержат небольшой по объему текст, дополненный дорисовками, иллюстрациями, фото. Они располагаются на детских шкафчиках в раздевалке или на столе в родительском уголке.
Рекомендуется оформлять стенды для родителей: «Чем мы занимались; «Я умею, я могу, я люблю» - информация об умениях, достижениях, интересах ребенка; «Устами младенца».
Фотомонтажи: «Вот какие мы большие», «Про меня» - информационные листы с развернутой информацией о каждом ребенке.
Главное требование к оформлению наглядных материалов – текст должен быть доступным для чтения, эстетично оформлен, интересным по содержанию. Иногда в детских садах родители не интересуются предоставленным материалом. Причиной этого может быть, скучный текст, мелко напечатанный, неинтересные темы.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. К ним относятся информационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные формы.
Информационно – аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относится опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители помещают волнующие их вопросы. Из анкет педагоги узнают особенности детей, о том, что любит или не любит конкретный ребенок. Его предпочтения и т. д.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого – педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи: «Педагогическое поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Круглый стол», «Педагогические гостиные» и др.
Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка целесообразно проводить тренинги, практикумы, дискуссии. Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации родителей.
Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.
Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае, родители в качестве гостей посещают занятие, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в детском саду, профессии воспитателя. Они видят своих детей в необычной для себя обстановки, получают рекомендации об обучении детей в семье.
В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. они Отвечают на вопросы, совместно с детьми. Двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнеров воспитателя.
При просмотре видеоматериалов и слайд-шоу такой возможности у родителей нет. Но в «режиме реального времени» педагогу трудно показать открытое занятие с детьми, особенно с маленькими. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.
Используя возможности множительной техники, можно создавать газету для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками.
Комментарии пользователей