Лопатина О.Г.,
старший научный сотрудник
Института дошкольного образования
и семейного воспитания РАО, Москва
К сожалению, многие взрослые не знают о юридических правах ребенка и не осознают меру своей ответственности за их обеспечение как перед ребенком, так и перед законом. Речь идет о Конвенции ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована СССР 13 июля 1990 г. В этом документе признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, обеспечение здоровья, защиту от посягательств на его честь и репутацию, вмешательства в личную жизнь, защиту от сексуального и других форм жестокого обращения с ребенком. Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены». Закон РФ «Об образовании» также утверждает право детей, обучающихся в образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства», предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
Понятие «жестокое обращение с ребенком» меняется в зависимости от характера вреда, который наносится детям. Одним из признаков определения этого понятия является активность действий взрослых по отношению к ребенку. Если взрослый наносит физические травмы, оскорбляет, совращает — это активное причинение вреда ребенку. Если взрослый ничего не делает для обеспечения безопасности ребенка, то эти действия также наносят вред и определяются как бездействие, игнорирование потребностей ребенка.
Итак, согласно Конвенции ООН, под жестоким обращением с ребенком понимаются любые действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей или других взрослых, в результате чего нарушаются здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его физическому и психическому развитию, ущемляются его права и свобода.
Различают четыре вида жестокого обращения: 1) физическое, 2) сексуальное, 3) психологическое (эмоциональное) и 4) пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).
Каков возраст детей, которые могут подвергнуться подобной опасности? Как это ни ужасно, — от 0 до совершеннолетия.
Как часто и где это может произойти с ребенком?
С разными видами жестокого обращения дети могут столкнуться:
1) По месту.
В кругу семьи — со стороны самых близких людей — матери, отца, старших членов семьи, братьев, сестер, знакомых семьи.
Вне семьи — во дворе, на улице, в компании, в образовательных учреждениях, спортивных и т.д. (от старшеклассников, взрослых, ровесников, незнакомых взрослых).
2) По времени: случайно, один раз, периодически, регулярно.
Работники дошкольного учреждения вполне реально могут столкнуться с последствиями всех форм физического и психологического насилия над ребенком. Тем не менее какие-то из них более типичны для семейного, школьного и так называемого «уличного» взаимодействия ребенка. Например, сексуальное и физическое насилие.
Многим педагогам известно интуитивное чувство, что с ребенком что-то не так, что его неблагополуч-ное эмоциональное состояние и поведение имеют под собой причины, находящиеся, как правило, в семье.
По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется психологическое и физическое насилие?
Иногда это сделать совсем не просто. Чаще всего такие дети ни с кем не делятся своими переживаниями, испытывают страх, боятся раздеваться (скрывая свои синяки), замыкаются в себе, реже — бывают агрессивны по отношению к сверстникам. Подчеркиваем, что важен не один признак, а их сочетание. Приведем общие и конкретные признаки психологического и физического давления для детей дошкольного возраста, которые должны насторожить педагогов.
Эмоции — низкая самооценка, страхи (боязнь темноты, энурез), подавленное состояние или беспокойство, тревожность, агрессивность, настороженность, эмоциональная незрелость, изменчивое настроение.
Поведение — гиперактивность, жестокость по отношению к сверстникам, животным, чрезмерная пассивность, уступчивость, чрезмерное стремление к одобрению, лживость, импульсивность, сексуализированное поведение (чрезмерное кокетство, рассказы о сексуальных домогательствах, якобы происшедших с другими детьми).
Интеллект — задержка развития речи, памяти, трудности при концентрации внимания, нестабильная успеваемость, в особо тяжелых случаях задержка психического развития.
Отношения со сверстниками — замкнутость, агрессивность или роль «козла отпущения», неумение строить игру с другими детьми.
Физическое состояние — при интенсивных физических наказаниях и пренебрежении ребенком нередко наблюдаются снижение веса, роста, неопрятный вид.
Кроме того, к этим общим нарушениям могут добавиться проблемы со сном, отрицательное отношение к своему телу, вплоть до причинения себе увечий, жалобы на боли в животе, головные боли, воспаление мочеполовых органов. Ребенок может испытывать отвращение к физическим контактам со взрослым, судорожно реагировать на поднятую руку, может испытывать чувство страха перед возможным порицанием. («А вы не будете меня ругать?» — спрашивает малыш, едва войдя в комнату психолога, которого он видит впервые.)
Когда такой ребенок приходит в группу детского сада, то опытный воспитатель сразу разделяет детей на слишком тихих, замкнутых и слишком шумных, даже агрессивных. «Тихони» чаще остаются в тени внимания воспитателя, хотя и имеют свои эмоциональные проблемы. Непослушные, шумные дети приковывают к себе большую долю внимания педагога.
Как показывает практика, в дошкольном учреждении существуют дети с определенными чертами характера, которые чаще остальных «вызывают огонь на себя», раздражая своим поведением то воспитателей, то сверстников. Конечно, это, прежде всего, дети импульсивные, непоседливые, агрессивные, которые чаще получают замечания от воспитателя, являются «неудобными». Кроме того, такие дети из-за несформированности игровых и коммуникативных навыков не могут найти взаимопонимания и со сверстниками.
Исследования показывают, что, если не принимать мер, подобное поведение ребенка почти наверняка сделает его изгоем в коллективе сверстников, что крайне нежелательно для развития эмоционально-личностной сферы. Воспитателей можно понять, когда агрессивный ребенок вызывает негативные чувства, но при этом педагог должен знать, что такой ребенок нуждается в ласке и внимании даже больше, чем более благополучные дети. Поэтому наказания таких детей (тем более публичные перед всей группой), навешивание ярлыков («хулиган», «чума», «драчун»), сделанное взрослым в сердцах необдуманное замечание еще больше отдаляют их как от детей, так и от педагогов.
Главное в этой ситуации — понять, что причины нежелательного поведения ребенка в группе детского сада также являются проблемой и для его семьи, и для самого ребенка. Просто такие дети не умеют адекватными, социально приемлемыми способами добиваться внимания и уважения со стороны взрослых и сверстников. Увы, такой опыт общения они приобрели в семье, до поступления в детский сад. Лучше постараться показать «трудному» ребенку примеры конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций, чем порицать и наказывать его. Необходима также консультация у психолога детского сада, который поможет воспитателю грамотно построить взаимодействие с таким ребенком.
В условиях группы детского сада дети очень редко могут причинить друг другу значительный физический вред. Даже агрессивные, драчливые дети понимают, что такое границы дозволенного поведения, за которым зорко следят взрослые. Но что касается негативных психологических переживаний, которые может испытать ребенок от общения со взрослыми и детьми детского сада, то такие явления совсем не редкость.
Например, ребенок может сильно переживать из-за того, что:
— воспитатель его часто наказывает, критикует за ошибки, поведение, особенно в присутствии других детей;
— воспитатель игнорирует, не замечает ребенка;
— дети не принимают его в игры («не хотят со мной дружить»);
— дети дразнят его, обзывают, подчеркивая его недостатки и физические изъяны.
Далеко не все взрослые (родители, педагоги) понимают, что психологическое насилие также вредно для ребенка, как и физическое. Это происходит потому, что многие взрослые свои негативные высказывания в адрес ребенка совсем не склонны расценивать как эмоциональное насилие над ребенком. Тем не менее специалисты выделяют пять видов психологического насилия:
игнорирование — отказ ребенку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности;
отвержение — чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичное унижение, подчеркивание недостатков;
угрозы, запугивание;
изолирование — установление ограничения контактов со значимыми для него людьми — бабушкой, отцом;
развращение — поощрение саморазрушающегося поведения, употребления алкоголя, наркотиков, асоциального поведения.
Например, из консультативной практики известны случаи, когда мама или бабушка угрожали ребенку трех лет, запирали его в темной ванне, били по рукам, отчего ребенок был очень замкнут и боязлив, у него не были развиты познавательный интерес, нормальное детское любопытство, непосредственность поведения. Другому мальчику шести лет мама запретила заходить к свекрови в комнату, лишив его тем самым общения с бабушкой. Мальчик тяжело переживал семейный конфликт, тем более что папа применял физические наказания. Рисунки семьи этим мальчиком были выполнены черным цветом, и воспитатели жаловались на его агрессию по отношению к сверстникам.
Применяя к ребенку наказание, следует помнить о некоторых разумных правилах:
наказание не должно вредить здоровью, физическому и психическому;
никаких наказаний для «профилактики», впрок;
наказание не должно производиться за счет любви, нельзя лишать ребенка заслуженной награды и похвалы;
лучше не наказывать, если наказание запоздало;
после наказания ребенок должен быть прощен, и упоминать его прежние грехи некорректно. Предвзятость отношения к ребенку недопустима;
наказание не должно унижать человеческое достоинство ребенка.
Нельзя наказывать из-за желания самоутверждения, превосходства над ребенком. Наказание должно быть понятно ребенку и приниматься им как справедливое, иначе результат будет обратным.
Причины физического и психологического насилия над детьми имеют глубокие корни и требуют очень серьезной психотерапевтической работы со всей семьей ребенка, что также входит в компетенцию психолога. Педагогам следует также учитывать, что родители обычно упорно отрицают факты насилия из-за нежелания осознавать происходящее в их семье, желания скрыть осуждаемые обществом поступки. Беседа с родителями требует такта и осторожности, так как в большинстве случаев семья, где ребенок подвергается физическому или психологическому давлению, сама переживает сильный стресс.
Приведем некоторые важные причины жестокого обращения с детьми:
Влияние особенностей семейных отношений, супружеских, родительско-детских; перенос родителями негативных способов воспитания, которым они подвергались в детстве (физическое наказание, психологическое давление, эмоциональное отвержение, пренебрежение), на процесс воспитания собственных детей.
Особенности личности родителей и детей, степень стрессоустойчивости взрослых, их желание изменить привычные способы воспитания на более эффективные.
Увеличение роста насилия над детьми в периоды резких потрясений в обществе.
Отсутствие своевременной профессиональной помощи (юридической, психологической, медицинской и т.д.) жертвам насилия и их семьям из-за нежелания обращаться или отсутствия информации о специализированных центрах помощи пострадавшим от насилия (а также о психологических службах, районных социальных и правоохранительных органах).
Уровень жизни семьи (хотя замечено, что сексуальное и психологическое насилие с одинаковой частотой встречается и в бедных и богатых семьях).
Если говорить о последствиях психологического и физического насилия, то главное — это нанесение ребенку глубокой психологической травмы, которая не заживает особенно долго, если нанесена близкими людьми. Ребенок, как правило, испытывает чувство беспомощности, униженности, собственной малоценности и беззащитности. Чувство вины за происходящее с ним он обращает на себя, а не на обидчика, нередки провалы в памяти из-за желания ребенка забыть о неприятном, различные эмоциональные реакции и нарушения поведения (вплоть до попытки самоубийства).
Неоднократное насилие свидетельствует о высокой вероятности его повторения. Особенно в тех семьях, где один из членов семьи страдает хроническими заболеваниями — алкоголизмом, наркоманией. В этой ситуации воспитатель может оказаться первым и нередко единственным лицом, которому ребенок доверит свою тайну. Что в этом случае должен предпринять педагог, чтобы насилие над ребенком было прекращено?
Посмотреть правде в глаза, завоевать доверие, внимательно выслушать ребенка (в таких случаях только 3% детей фантазируют), не упрекать его, что не сказал раньше.
Поговорить с членом семьи, который жестоко обращается с ребенком, обсудить с ним вместе более педагогичные методы воспитания, попытаться разрешить конфликты в семье (лучше обратиться за помощью к семейным психотерапевтам).
Если педагог испытывает затруднения, то лучше обратиться за консультацией к специалистам (психологи из кризисных центров, социальные службы).
В наиболее острых и тяжелых случаях принимать меры немедленно, ни в коем случае не надеяться, что насильник остановится и ситуация разрешится сама собой.
Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о перенесенном насилии, в том числе и сексуальном?
В этом случае взрослому, которому ребенок доверил свой секрет, следует помнить, что ребенку для этого потребовалось очень большое мужество. Нельзя дать почувствовать ребенку, что вы сомневаетесь в правдивости его слов. Следует похвалить ребенка, что он сказал об этом, заверить его, что вы никому не расскажете, если ребенок этого хочет. Нельзя также показывать ребенку свое отвращение, испуг, ругать взрослых членов семьи ребенка, так как он может быть к ним очень привязан. Нужно учитывать, что дети, как правило, в таких ситуациях возлагают вину за происшедшее с ними на себя, а не на обидчика. Следует спокойно объяснить ребенку, что вы готовы помочь прекратить причинение ему обид, что это нужно также и обидчику ребенка. Тайну ребенка нужно сохранять до тех пор, пока не станет ясно, что ему в таком положении оставаться дальше нельзя. В этом случае ребенку нужно сказать, какие меры вы собираетесь предпринять.
Если воспитатель видит, что ребенок рассказывает о неприятных событиях другим детям группы, то лучше реагировать на это внешне нейтрально, не давать оценок случившемуся. Похвалить ребенка, сказав ему, что его сообщение очень важное. Также нужно постараться уделить ребенку максимум внимания и оградить его от нежелательных реакций других детей («Давай эту проблему обсудим с тобой вдвоем»).
Если же ребенок стал жертвой насилия незнакомого взрослого, то педагогу нужно помнить, что родители тоже пребывают в шоке и им самим требуется экстренная помощь. Родители могут скрывать эту информацию от других людей из-за чувства стыда, вины перед ребенком, растерянности, неверия в получение квалифицированной помощи, отсутствия информации о специальных реабилитационных центрах и социальных службах, которые занимаются этими проблемами. Педагоги и психологи ДОУ не должны брать на себя ответственность, если требуется специальная медицинская экспертиза.
Работникам детского сада следует помнить, психологическое и физическое насилие (тайное или явное) совсем не редкость и нужно быть готовым распознавать эти случаи и уметь принимать адекватные меры для их разрешения. Очень важна готовность взрослых (родителей, педагогов, психологов, медработников ДОУ) идти на сотрудничество, соблюдая необходимую степень конфиденциальности информации.
Все эти необходимые меры помогут специалистам скорее и эффективнее сгладить негативные последствия жестокого обращения с ребенком, посещающим дошкольное учреждение.
Комментарии пользователей