Интеграция - как инструмент создания новой модели ДОУ
Интеграция - как инструмент создания новой модели ДОУ
Опубликовано: 23 декабря 2024 Автор:
Интеграция - как инструмент создания новой модели ДОУ
Белая К.Ю., канд. пед. наук, Заслуженный учитель РФ,
научный руководитель экспериментальной площадки;
Павленко И.Н., директор прогимназии № 1633;
Горохова Л.А., директор прогимназии № 1834;
Карачунская Т.Н., заведующая ГОУ № 1003,
МоскваТезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии
Проблемы качества дошкольного образования и связанные с этим вопросы его стандартизации обсуждаются на самых разных уровнях управления. При этом состояние практики в процессе реализации разных программ в системе дошкольного образования требует решения ряда задач, в том числе:
— определение объема содержания;
— соотношение программ и технологий;
— организация целостности педагогического процесса;
— преемственность между образовательными ступенями.
Мы уверены, что независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач: сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности и предоставление равных стартовых возможностей. Однако во многих ДОУ увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.
В сентябре 2001 года экспертный совет Департамента образования г. Москвы утвердил в рамках городской экспериментальной площадки работу трех педагогических коллективов Центрального окружного управления по теме «Личностное развитие детей дошкольного возраста средствами интегрированных занятий» (научный руководитель — Белая Ксения Юрьевна). В данном проекте предполагается реализовать принципы комплексного развития личности ребенка-дошкольника.
Благодаря реализации проекта по созданию системы интегрированных занятий возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.
Экспериментальная работа ведется в ГОУ «Начальная школа — детский сад» № 1633 — директор Павленко Ирина Николаевна, ГОУ «Начальная школа — детский сад» № 1834 — директор Горохова Любовь Анатольевна и ГОУ № 1003 — заведующая Карачунская Татьяна Николаевна. Научным консультантом является Комарова Тамара Семеновна, доктор педагогических наук, известный в науке и педагогической практике специалист по дошкольному образованию России.
В ходе экспериментальной деятельности мы планируем создать учебно-методический комплект, способствующий личностному развитию ребенка средствами интегрированных занятий и включающий:
— методические рекомендации по планированию и проведению интегрированных занятий;
— подбор тематических интегрированных занятий по следующим направлениям: речевое и художественно-эстетическое развитие детей;
— игры и пособия для детей.
Экспериментальная работа, как и любая инновационная деятельность, должна быть управляема, а это значит спланирована, организована, четко сверена с прогнозируемыми результатами.
Мы начали с создания Совета экспериментальной площадки, на котором определили его компетенции, состав, режим работы (один раз в полугодие) и малые советы в каждом учреждении.
На первом заседании четко обозначили направления деятельности каждого учреждения и ближайшие задачи. Таким образом, общая тема была разбита на три составляющие:
— ГОУ № 1633 — речевая деятельность дошкольника;
— ГОУ № 1834 — музыкальная и театрализованная деятельность;
— ГОУ № 1003 — изобразительная деятельность и музейная педагогика.
Такое разграничение позволяет рассматривать проблему в трех направлениях, выделять специфику интегрированных занятий в каждом и в то же время определять то общее, что позволит решить основные задачи данного эксперимента, а именно:
— создание методического обеспечения для реализации данного проекта;
— отбор содержания из дошкольных методик с целью их рационального комплексирования в единую образовательную технологию.
Следующим этапом была работа в каждом из трех учреждений:
— знакомство с педагогическим коллективом, организацией воспитательно-образовательного процесса и организующей средой;
— создание малых советов экспериментальной работы;
— конкретизация содержания эксперимента и составление плана работы.
Решение организационных задач эксперимента шло параллельно с содержательными задачами:
— определение основных ключевых слов и позиций;
— проведение семинаров с целью выработки единых понятий, значений всеми участниками эксперимента;
— активизация процессов самообразования педагогов в рамках темы исследования;
— анализ содержания, определенного программами, изучение педпроцесса с целью выделения моментов, из-за которых в основном происходит перегрузка;
— подборка диагностических методик, помогающих управлять педагогическим процессом;
— проведение воспитательно-образовательного процесса в каждом образовательном учреждении в соответствии с максимальной нагрузкой на ребенка.
Для решения поставленных задач использовался констатирующий эксперимент, спланированный и проведенный в два этапа в каждом из трех учреждений.
По завершении каждого этапа эксперимента в каждом учреждении анализируются полученные результаты, при необходимости вносится в учебный процесс коррекция, а общие результаты оформляются в виде отчета — аналитической справки.
Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами. Понимание успеха этой работы, ее результативности привело к необходимости рассмотрения вопроса о многовариантном решении данной проблемы. Многовариантность будет зависеть от направленности работы дошкольного учреждения, от выбора им той или иной программы и технологии работы с детьми, наконец, от личности воспитателя, его профессионализма. Однако при всем разнообразии подходов содержание нашего исследования предполагает выделение ключевых слов и основных понятий. Постараемся тезисно их изложить.
1. Личностно-ориентированная педагогическая технология, используемая нами в работе всех трех дошкольных учреждений, предполагает возможность такой организации процесса обучения ребенка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе. Личностно-ориентированная модель обучения обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативна.
2. На этапе дошкольного образования основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства. Этот тезис мы взяли за основу в своей экспериментальной деятельности.
3. Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную.
4. Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности (Т.С. Комарова).
Механизм интеграции — образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности:
1) в речевой — слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм);
2) в театрализованной — движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
3) в изобразительной — рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм);
4) в музыкальной — мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы.
Так складывается интеграция содержания изобразительного и речевого развития, изобразительного и музыкального, при этом связующим элементом выступает образ (художественный и речевой).
5. Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой.
Интеграция содержания как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности (художественной или речевой).
Мы опираемся на известные положения о том, что в основе любой деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации (художественная, коммуникативная, спортивная) лежат мотивы: желания, потребности, склонности, интересы, непосредственно связанные с содержанием деятельности.
Поэтому при отборе содержания комплексных занятий мы четко ориентируемся на интересы, склонности, желания и способности детей, т.е. выделяем основной мотив детской деятельности. Мотивированная таким образом детская деятельность более результативна, она способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка.
Направленность личности как одна из основных характеристик творческой личности должна формироваться и направляться воспитателем.
«Чем ты хочешь заняться?», «Что тебе интересно?», «Если ты это будешь делать — ты вырастешь, как ….», «У тебя получится, и ты сможешь…», «Давайте вместе попробуем, и вы увидите…» — такого типа вопросы, утверждения, беседы педагога с детьми способствуют формированию направленности личности, активной мотивации к деятельности дошкольника.
Мы заметили, что интегрированные занятия более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов — что в последующем может стать основой многообразного опыта.
Стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных ее сферах (рисовании, пении, театрализованной и художественно-речевой) — это и есть широта интересов ребенка, которую формирует педагог средствами интегрированных занятий.
Конкретное содержание и особенности работы в каждом из трех образовательных учреждений различны и имеют свои специфические отличия.
Так, задачи дошкольного учреждения № 1633 и семьи заключаются в том, чтобы с самого раннего возраста обогатить речь ребенка и представления об окружающем мире, научить грамотно строить свои высказывания, открыть всю красоту и богатство родного языка.
Интегрированное построение занятий, во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка; во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения — свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо; в-третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.
Цель таких интегрированных занятий — познавательное развитие детей, их коммуникативных способностей и реализация потребностей в самовыражении в творческих видах детской деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве, — а в результате — быстрое овладение чтением, богатая речь и грамотное письмо в школе, эффективная социализация детей в современном обществе.
Интеграция происходит по следующим направлениям.
1. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи.
2. Ознакомление с окружающим миром: систематизация и углубление знаний детей о предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность.
3. Подготовка к обучению грамоте: развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении.
4. Продуктивная деятельность: реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, в инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развитие сенсорных эталонов.
Интеграция этих направлений происходит по тематическому принципу. В качестве основных тем выступают времена года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», — на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы.
В младшей и средней группах содержание интегрированных занятий основывается на разделе ознакомления с окружающим, который интегрируется с развитием речи, включающим обогащение словаря, развитие грамматической стороны речи, фонематического слуха. В каждое интегрированное занятие включен какой-либо вид продуктивной деятельности: создание коллективной работы с использованием оригами, придумывание продолжения сказки по прослушанному фрагменту музыкального произведения, придумывание и изображение характеров героев через движение, атрибуты, создание конструкций из строительного и подручного материала и т.д.
В старшей группе тематическое и календарное планирование строится по сезонам, но основной раздел — подготовка к обучению грамоте, которая интегрируется с разделами по развитию речи, ознакомлению с окружающим и продуктивной деятельностью. Занятия включают задания с решением проблемных ситуаций, создание в подгруппах собственных проектов в рамках одной темы, что далее используется в сюжетно-ролевых играх. В данной группе создаются условия для формирования грамотного письма в школе: развивается фонематический слух и умение анализировать звуковую сторону речи, формируется мотивация к чтению, закладываются основы правильного чтения (все дети овладевают слоговым чтением, а некоторые начинают читать целыми словами) и грамотного письма, укрепляются мышцы кистей рук и совершенствуется мелкая моторика, продолжает формироваться произвольность, дошкольники получают первые навыки работы в тетради. При этом интегрированное занятие сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры.
В учреждении № 1834 проводятся два интегрированных занятия в неделю, которые ведут музыкальный руководитель и воспитатель по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Экспериментальной деятельности предшествовала работа творческой группы педагогов по освоению новых, здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, групповое творчество, драматизация, театрализованные игры), направленных на снятие эмоционального напряжения, регулирование нагрузок у детей. В результате освоения данных технологий было выбрано художественно-эстетическое направление работы, объединяющее театральную, музыкальную и изобразительную деятельность. Цель этого направления — развитие личности ребенка с учетом его творческого и интеллектуального потенциала, через воспитание духовности, эстетического вкуса и приобщение к культурным ценностям. Главное — развить у ребенка фантазию, любознательность, вырастить его физически развитым, эмоциональноустойчивым, социально адаптированным. Условием развития необходимых качеств является естественная деятельность ребенка — игра, объединенная одним сюжетом, наполняющим жизнь радостью, весельем, удовольствием.
Основные задачи экспериментальной работы:
— формирование нового теоретически обобщенного мышления педагога, способного построить взаимодействие с ребенком на принципах сотрудничества;
— оптимизация учебно-воспитательного процесса с целью освобождения времени для самостоятельной игровой деятельности;
— создание условий экстраполяции практического опыта, полученного ребенком на занятиях, в повседневную жизнь;
— создание цикла интегрированных занятий по каждой возрастной группе (с методическим обеспечением).
В основе работы с детьми в рамках интеграции находится модульный блок нового содержания «Звуки окружающего мира», состоящий из двух частей:
1 — немузыкальные звуки;
2 — музыкальные звуки.
В помощь педагогам для разработки интегрированных занятий, игровых сюжетов, для обогащения активного словаря составлены «Словарь эстетических эмоций», «Словарь театральной терминологии», комплекс основных движений, используемых в танце для проведения утренней гимнастики во всех возрастных группах, игровые пособия.
В учреждении № 1003 решаются важные задачи:
— приобщение ребенка к миру искусства через социокультурную среду музея;
— воспитание ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства;
— формирование «образа музея» как хранителя предметов культурного наследия нации;
— развитие художественного восприятия, образного мышления, культурного словаря ребенка.
Для решения этих задач в педагогическом коллективе проводилась работа по изучению основ музейной педагогики.
В сентябре 2001 года в детском саду открылся «мини-музей народного творчества». Его экспозицию составили произведения народных промыслов: дымка, гжель, хохлома, изделия из бересты; предметы домашней утвари и быта, куклы мастериц в костюмах губерний России. В помещении музея проводятся интегрированные занятия.
Возникли интересные формы занятий:
— игры-путешествия;
— «Машина времени»;
— «Семейная реликвия».
Педагоги разработали концепцию таких интегрированных занятий, основными задачами которой стали:
— сохранение русского языка и употребление старорусской лексики в речи детей для обогащения их словарного запаса и художественной выразительности;
— формирование интереса к экспонатам музеев, историческому прошлому своей страны, воспитание бережного отношения к предметам старины, определяющим эпоху и время. Сохранение семейных традиций;
— воспитание у детей стремления передать красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились. Пробуждать и развивать их созидательную активность, формируя творчество, используя умения и способы передачи росписи в декоративно-прикладном искусстве.
В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что интеграция разных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе эффективнее осуществляется в интегрированных циклах занятий, экскурсий, вечеров-развлечений, праздников, тематических концертов и др.
Ведь эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы стремимся, чтобы каждый цикл интегрированных занятий включал создание коллективных композиций в виде игр-драматизаций, театральных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций.
Важно, что педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (методист, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, педагог дополнительного образования и др.). Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.
Комментарии пользователей