Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи
Кротова Т.В., старший преподаватель кафедры
дошкольной педагогики МПГУ, Москва
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Изучение состояния данной проблемы показывает, что во многих детских садах идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества. В основном же дошкольные учреждения по-прежнему испытывают трудности в работе с семьей: формальное общение, безразличие к интересам родителей, отказ от многих мероприятий и другие.
Причинами подобных трудностей, по мнению самих педагогов, являются:
низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;
недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;
недостаточная компетентность многих воспитателей;
неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду;
отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания;
стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами;
«закрытость» дошкольного учреждения.
Перед руководителями отделов образования, методистами окружных методических кабинетов и научно-методических центров, а также руководителями самих дошкольных учреждений встает вопрос об оценке состояния взаимодействия каждого детского сада с семьей. Подобная работа необходима прежде всего для выявления и распространения ценного опыта. Передовая практика способна помочь тем педагогическим коллективам, которые стремятся к организации сотрудничества с семьей, но не всегда владеют эффективными путями его достижения. Оценка общения педагогов и родителей способна также помочь руководителям дошкольных учреждений провести необходимую коррекцию, повысить уровень профессионального мастерства воспитателей в области сотрудничества с семьей.
Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы дошкольных учреждений позволили нам выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи.
Для проведения такой оценки мы предлагаем проанализировать ряд документов дошкольных учреждений, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей. Это годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы общих и групповых родительских собраний.
Критерии анализа годового плана:
планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;
разнообразие планируемых форм работы;
планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;
выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.
Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;
разнообразие планируемых форм работы с семьей;
наличие анализа результативности проведенных мероприятий.
Критерии анализа протоколов родительских собраний:
разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.
Предложенные нами критерии анализа документов позволяют определить, насколько неформально подходит коллектив дошкольного учреждения к работе с семьями воспитанников: учитывает их потребности, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями.
К сожалению, очень часто в ДОУ запланированные эффективные мероприятия по взаимодействию педагогов и семьи в практике работы не реализуются. Поэтому важно не только изучить содержание планирования работы с родителями, но и выяснить, насколько планы соотносятся с реальной работой педагогов.
Подтверждением того что планируемые мероприятия действительно реализуются, будет являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы.
Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи. Поэтому, проводя оценку работы дошкольного учреждения, необходимо определить, осуществляется ли индивидуальный подход к семьям. Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев:
проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях воспитанников;
изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;
использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы с родителями;
изучение запросов, нужд, интересов родителей;
выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;
изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения и взаимодействии с педагогическим коллективом.
Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы дошкольного учреждения, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты.
По нашему мнению, оценка состояния взаимодействия дошкольных учреждений с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий. Мы предлагаем следующие параметры.
Высокий уровень организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей:
w отсутствие формализма в организации работы с семьей;
w учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
w социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы;
w использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;
w систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала учреждения в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);
w стремление к диалогу при организации работы с родителями;
w выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
w «открытость» дошкольного учреждения для родителей;
w осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.
Средний уровень организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей:
w стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;
w минимальный учет в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей;
w изучение социального профиля семей воспитанников, однако, без активного использования полученных данных в работе;
w сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, при большем акценте на традиционные формы; использование нетрадиционных форм в основном при проведении совместных досугов детей и родителей, организации различных выставок;
w нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогического персонала в области взаимодействия с семьей;
w организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;
w отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;
w использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.
Низкий уровень организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей предполагает:
w формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;
w отсутствие учета в работе интересов, нужд, потребностей и запросов родителей;
w изучение социального профиля семей воспитанников, однако, без использования полученных данных в работе;
w бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;
w организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников (посещение детских праздников родителями);
w отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;
w отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;
w неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.
Определение уровня взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой — обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход, по нашему мнению, может способствовать повышению эффективности общения дошкольных учреждений и семьи.
Комментарии пользователей