Навигация
Опубликовано: 03 декабря 2024 Автор:
ГОУ ЦРР — д/с № 2317 ЮВАО г. Москвы находится в новом микрорайоне «Жулебино». В статусе Центра развития ребенка учреждение работает с 1999 г. На базе ЦРР — д/с № 2317 функционирует психологическая служба семьи, родительства и детства. В штате имеются специалисты для психологического сопровождения ребенка и семьи. Создана открытая социально-педагогическая система: ДОУ — семья — школа — микрорайон. Квалифицированная помощь оказывается родителям микрорайона и, конечно, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение семьи при поступлении ребенка в детский сад. Вашему вниманию предлагается опыт работы Зубовой Г.Г. — руководителя структурного подразделения.
И вот все позади: и семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребенку в сад, и надо ли вообще ему туда идти, выбор детского сада, сбор документов, хождение по врачам, бесчисленные анализы, наконец, ребенок устроен.
Родителям в предвкушении новой жизни, новых возможностей, после пережитого напряжения так хочется верить, что все трудности позади.
Если бы это было так! Часто случается, что для многих родителей наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители? Предлагаемый вашему вниманию опыт решения проблемы адаптации — это результат совместной работы всего коллектива ЦРР ДОУ № 2317. С особой теплотой хотелось бы назвать имена Татьяны Петровны Бурлаковой, Ольги Владимировны Калякиной — воспитателей ясельной группы и Людмилы Павловны Лебедевой — младшего воспитателя. Хочется верить, что наш коллектив выстроил новую модель взаимодействия детского сада и семьи. Результатом такого взаимодействия является организация мягкого, с учетом возможностей семьи, перевода малыша с домашнего на общественное воспитание.
Цель работы психолога в решении данного вопроса — помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через:
w помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
w помощь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их родителями;
w помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада.
Психологи помогают в построении взаимоотношений через решение четырех задач:
прогноз вероятной степени адаптации ребенка;
разработка схемы введения ребенка в группу детского сада;
консультирование родителей;
консультирование персонала.
Динамика адаптации
Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.
Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того, чему он научился: он хуже говорит, становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное — это нескончаемые простуды. Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребенка только усугубляет ситуацию. Родители часто не могут помочь своему малышу потому, что сами нуждаются в помощи, поскольку не знают, как лучше поступить в новой ситуации. Взрослые оказываются втянутыми в экспериментирование, они пробуют по-разному влиять на ребенка. Требуется время, чтобы найти нужное решение. Родителям приходится перестраивать привычный образ жизни, подстраиваться под режим работы детского сада. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.
Легкая адаптация — около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям.
Адаптация средней тяжести — семья приспосабливается за два месяца.
Тяжелая адаптация — требуется три месяца.
Очень тяжелая адаптация — около полугода и более. Встает вопрос — стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он — «несадовский» ребенок.
После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он возвращает себе утерянные в острый период достижения. Это подострый период. Его сменяет очень приятное время и для ребенка, и для родителей, и для воспитателей — период компенсации. Темп развития малыша ускоряется. Он радует взрослых своими достижениями. В первую очередь, это возросшая самостоятельность, развитие речи, коммуникабельность. Малыш демонстрирует новые знания и умения. Ему нравится ходить в сад.
Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон. Мы разработали:
w процедуру диагностики уровня возможной адаптации;
w варианты введения ребенка в группу детского сада;
w стандартный пакет рекомендаций для всех родителей;
w план индивидуального консультирования.
Если позволяют материальные возможности детского сада, семьям будущих воспитанников можно раздать информационные буклеты, состоящие из описания динамики адаптации (см. текст выше), стандартных рекомендаций и вариантов введения ребенка в группу (см. текст ниже).
Диагностика возможного уровня адаптации ребенка проводится через:
w определение уровня социального развития ребенка;
w определение особенностей семейного воспитания.
Проблемой адаптации мы начинаем заниматься за 3—4 месяца до того, как ребенка приведут в детский сад. Это позволяет сделать специфика детского сада — большое количество желающих. Как правило, к концу учебного года новая группа полностью набрана, но дети приходят только с началом нового учебного года.
Получив в мае—июне от заведующей детским садом список вновь поступающих детей, психолог обзванивает семьи и приглашает родителей вместе с ребенком прийти на консультацию. О необходимости встречи с психологом родителей предупреждает заведующая. Проявляют ли родители инициативу и договариваются ли самостоятельно о времени консультации — это первый критерий прогноза. Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество, с такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду.
Встреча семьи с психологом может занять от 1 до 1,5 часов, о чем родителей предупреждают заранее. Мы стремимся к тому, чтобы на встрече присутствовали два специалиста психологической службы. Встреча проводится в кабинете, где есть удобные кресла для родителей и игровая зона для ребенка. Психологи за время встречи проводят не только диагностику, но и первую консультацию семьи.
Задачи первой встречи с семьей:
w провести предварительную диагностику ребенка;
w выявить особенности семейного воспитания;
w дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;
w прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду;
w дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада.
Поскольку мы имеем дело с ребенком 2—3-х лет и нашей задачей является помощь в адаптации, основное внимание мы направляем на исследование развития социальных навыков ребенка, таких как:
w уверенность в себе;
w самостоятельность, инициативность;
w способность устанавливать и поддерживать отношения с взрослым;
w эмоциональная чувствительность;
w усвоенные простейшие нормы и правила поведения.
Мы определяем особенности семейного воспитания, обращая внимание на следующие моменты:
w дают ли родители ребенку в первые минуты осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо, например, привлекая внимание к игрушкам или деталям интерьера;
w заботятся ли родители о самочувствии ребенка во время пребывания в кабинете;
w доверяют ли родители ребенку;
w сильно ли опекают;
w жестко ли контролируют;
w поддерживают детскую инициативу или подавляют;
w рассказывая о ребенке, говорят ли «мы» вместо «он», например: «Мы умеем самостоятельно одеваться»;
w доверяют ли родители ребенка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним;
w откровенны ли родители;
w легко ли вступают в контакт;
w насколько готовы к сотрудничеству;
w вступают ли родители в конкуренцию;
w соглашаются ли со всем или умеют отстаивать свои интересы, свою точку зрения.
Хорошим подспорьем при знакомстве с семьей является анкетирование. Как правило, мы предлагаем анкету, которая содержит общие вопросы о ребенке и семье. Анкету родители либо получают заранее, на родительском собрании, и приходят на встречу с уже заполненной анкетой, либо заполняют ее на первой встрече в кабинете психолога.
После знакомства с семьей один из психологов беседует с родителями, другой — занимается с ребенком. Если на встрече один психолог, то, как правило, он после непродолжительной беседы с родителями переключается на общение с ребенком. Родители могут участвовать в игре с малышом, а могут заполнять анкету или знакомиться с информацией по вопросу адаптации.
Беседа с родителями опирается на вопросы:
w о причинах помещения ребенка в детский сад;
w на исследование родительских ожиданий, связанных с этим;
w на осознание того, насколько высока вероятность реализации этих ожиданий и от кого это зависит;
w от кого зависит благополучие ребенка в детском саду;
w чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой;
w в чем может заключаться родительская помощь ребенку на начальном этапе вхождения в новую среду;
w ознакомление родителей с разными вариантами адаптации детей к детскому саду и, в соответствии с этим, различных вариантах введения детей в группу;
w прояснение возможностей родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду;
w советы родителям по подготовке их ребенка к детскому саду.
Психолог, общающийся с ребенком, наблюдает, как малыш адаптируется к новой ситуации. Мы предполагаем, что поведение ребенка в кабинете психолога продемонстрирует нам модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установлению отношений с новыми для малыша людьми. Сейчас ребенок всем своим поведением покажет то, как он будет осваиваться в группе детского сада, как будет устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Именно сейчас мы можем увидеть проблемы малыша. Специалисту важно быть хорошим наблюдателем, чтобы распознать все особенности данного ребенка, типичные механизмы его приспособления.
Как провести диагностику развития социальных навыков ребенка?
I этап — обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.
II этап — исследование развития социальных навыков.
Установление доверительных отношений
Знакомясь с родителями и ребенком, психолог предлагает каждому удобное место и просматривает заполненные родителями анкеты или просит заполнить их, если это не было сделано ранее. Таким образом, создается пауза, позволяющая и ребенку и взрослому осмотреться, освоиться в новом для себя пространстве. Психолог ненавязчиво наблюдает за ребенком. Если малыш внимательно рассматривает интерьер, игрушки, взрослых, если, устанавливая зрительный контакт, обращается с вопросом к психологу, тогда можно переходить ко второму этапу диагностики. Чаще всего такие дети легко привыкают к детскому саду.
Если ребенок жмется к родителям, не желает общаться со специалистом, мы не торопимся, даем малышу еще пару минут. Мы, в это время, занимаемся какой-нибудь привлекательной для малыша деятельностью. У нас в кабинете есть песочница и емкость с водой. Психолог достает игрушки, запускает в воду дельфинчика, переливает воду из одного сосуда в другой, комментирует свои действия, попутно объясняя правила игры с водой: «Я закатаю рукава, чтобы не замочить их, вода теплая, я играю аккуратно, не расплескиваю воду, а когда наиграюсь, то возьму вот это полотенце и вытру руки. Смотри, у меня руки сухие. Потрогай воду, тебе она какой кажется, теплой или холодной? Посмотри, какие здесь рыбки! Покажи, где большая улитка? Интересно, а ты найдешь в коробке с игрушками собачку?» Для того чтобы ребенок почувствовал себя спокойнее, мы направляем его внимание на телесные ощущения. Мы предлагаем: «Потрогай травку (в кабинете есть искусственная трава), какая она? Мягкая или жесткая? Смотри, у нас есть волшебный мячик. Он мягкий и вкусно пахнет. Погладь мячик, понюхай его! А это что? Пупырышки у мячика. Какие они? Твердые. А этот шарик, как ежик, у него колючки. Потрогай его. Давай, я покатаю его по твоей ладошке». Включение телесных ощущений снижает тревогу ребенка и позволяет установить контакт. Сначала это контакт через совместно переживаемые телесные ощущения (я чувствую то же, что и ты), а затем и через непосредственные телесные прикосновения, когда мы касаемся ручки ребенка, а он касается нашей ладони. Если ребенок прикоснулся к психологу, если нам удалось установить и удержать с ним зрительный контакт, можно считать, что первый этап установления отношений мы прошли. И только теперь имеет смысл заняться собственно диагностикой. Без установления отношений данные диагностики не будут достоверными.
Если нам не удается самостоятельно установить отношения с ребенком, мы попытаемся сделать это через родителей. Для этого, рассматривая привлекательный предмет, обращаемся к родителям малыша: «Смотрите, какой у нас мяч! Правда, приятный на ощупь? Давайте, я вам его брошу, а вы — Кирюше. Вот так, Кирюша, бросай мячик маме. Мама бросит мяч мне, а я — Кирюше. Кирюша, лови мяч!»
У детей, отношения с которыми удается установить только через родителей, высока вероятность тяжелой адаптации. Дальнейшее исследование позволяет составить более точный прогноз.
Иногда бывают напрасны все старания, а, иногда только к концу встречи, ребенок «оттаивает» и начинает интересоваться тем, что его окружает. В этих случаях стоит сосредоточиться на беседе с родителями, более подробно расспросив их об особенностях домашнего воспитания. Такие трудности с установлением контакта наблюдаются у детей, адаптация которых будет тяжелой или очень тяжелой.
Исследование развития социальных навыков ребенка
Уверенность. Первые минуты пребывания ребенка в кабинете дают самую важную информацию и о нем и о его родителях. Тут важны следующие моменты: как ребенок входит в кабинет, он заходит сам или его подталкивают в спину, либо тянут за собой родители? Как ребенок реагирует на незнакомого человека и на новое помещение? Проявляет ли активность, стремится ли исследовать окружающий мир?
Самостоятельность. Способен ли ребенок занять себя? Сумеет ли в данных обстоятельствах развернуть игровые действия? Уровень развития активной речи ребенка, частота обращения за поддержкой к родителям.
Сотрудничество. Придерживается ли ребенок общих правил и норм? Как реагирует на введение ограничений, на замечания и поощрения, на изменение тона речи собеседника? Проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или привлекая внимание взрослого к чему-либо? Обращается ли за помощью к взрослому? Внешний вид малыша, эмоциональная выразительность или скупость эмоций.
После установления контакта с ребенком психолог наблюдает, как малыш организует освоение нового пространства: надолго ли может сосредоточиться на одном предмете или переходит от предмета к предмету, ни на чем не задерживаясь. Давая поддержку малышу: «Какой ты молодец, что нашел зайчика! А мы думали, что потеряли его. Как осторожно и бережно ты обращаешься с куклой. Какой ты заботливый!», — мы обращаем внимание на то, как ребенок реагирует на поощрение. Можно встретиться с увеличением доверия со стороны малыша, что является оптимальной реакцией, или с повышением возбудимости, или с отсутствием какой-либо реакции. Вводя правила и
ограничения: «Старайся не высыпать песок из песочницы. Если нечаянно высыплешь — скажи мне. Я уберу. Машины у нас катают на ковре. На доске рисуют вот этим фломастером, а стирают губкой», — можно получить адекватную реакцию. Ребенок стремится выполнять наши правила. Можно столкнуться с тем, что ребенок начнет нарушать наши правила, как бы испытывая нас. В такой ситуации мы указываем ему на то, что заметили, что он специально делает это и, глядя ребенку в глаза, говорим, что запрещаем ему так себя вести: «Я вижу, ты специально бросаешь песок. Мне не нравится, когда у меня мусорят. Я прошу тебя не делать это. Лучше давай насыплем песок в грузовик». Как правило, серьезного тона бывает достаточно, чтобы приструнить ребенка. Такое поведение свидетельствует скорее в пользу ребенка. Он чувствует себя в достаточной степени в безопасности, если может позволить себе социальное экспериментирование, проверяя, что можно в обращении с взрослым, а что нельзя. Если ребенок никак не реагирует на замечания, удостоверяемся, что он нас
услышал и понял. Скорее всего увеличилась тревожность ребенка, и он таким образом стремится прервать общение. В таком случае мы обращаем внимание на родителей ребенка. Чаще тревогу испытывают дети, родители которых сами очень взволнованны, иногда до такой степени, что не замечают эмоционального состояния малыша и не могут его ободрить. Обычно мы проясняем родительские волнения: «Вас что-то сейчас беспокоит? Расскажите о своих опасениях». Снижение напряжения у родителей благотворно сказывается на ребенке.
По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складываются прогноз возможной адаптации его и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.
Прогноз вероятной степени адаптации ребенка
Легкая адаптация. Ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например, понарошку кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность.
Адаптация средней тяжести. Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания: «Не бери без спроса. Не разбрасывай игрушки. Веди себя хорошо». Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. Со специалистом они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации психолога принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.
Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии. Чаще в такой ситуации мы видим тревожного родителя, который воспринимает встречу с психологом, как экзамен. Такие родители нуждаются в дополнительных консультациях.
Очень тяжелая адаптация. С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах. Иногда родители образуют пару, например, авторитарный муж — зависимая жена или авторитарная бабушка ребенка — зависимая мать.
Во время первой встречи родители знакомятся с рекомендациями, как лучше подготовиться к детскому саду.
Стандартные рекомендации
Подготовка ребенка к детскому саду
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад.
Например: детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «радостную коробку», выучить имена воспитателей и выучить правила детского сада.
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад — с игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим ребенком.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»
Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.
Если вам нужна помощь, психологи детского сада ждут вас!
Варианты введения ребенка в группу детского сада
В нашем детском саду в сентябре ясельная группа работает с 7 до 13 часов, с двумя воспитателями и помощником. Семьи новых воспитанников имеют возможность, если не сделали этого раньше, побывать в группе, познакомиться с педагогами. Воспитатели показывают ребенку его шкафчик, знакомят семью с устройством группы, предоставляют ребенку возможность поиграть, говорят о том, что ждут малыша, приглашают приходить еще.
Легкая адаптация
Дети, которые, по прогнозу, легко привыкнут к детскому саду, могут приходить на все время работы группы, с 7 до 13 часов. Обычно родители приводят детей к 8 часам, а забирают в 12—12:30. Мы просим родителей ориентироваться на эмоциональное состояние ребенка. Если ребенок утром отказывается идти в сад, мама может сказать: «Да, так бывает, что иногда никуда не хочется идти. У меня как раз сегодня есть такая возможность — побыть с тобой, и ты можешь остаться дома, а завтра опять пойдешь в садик. Там ведь Мария Николаевна, Сережа — твой друг. Они будут скучать по тебе. Нам придется зайти в сад, предупредить Марию Николаевну, что ты только завтра придешь. А может, если ты захочешь, мы погуляем вместе с ребятами из твоей группы?» Для ребенка очень важен этот опыт. Родители его понимают, прислушиваются к его желаниям. Малышу очень важно увидеть в этот день воспитателя. Увидеть, что взрослый не обижается на него и с уважением относится к его желанию побыть дома, радуется даже короткой встрече с ним, говорит ему о том, что ждет его завтра. Родители могут ответить и так: «Я понимаю тебя. Ты скучаешь по дому и маме. Но сегодня я занята, иду на работу. Давай сделаем так, ты побудешь в саду, а я на работе договорюсь, чтобы завтра остаться с тобой дома». Воспитатель должен быть предупрежден о состоявшемся разговоре. Внимание! Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу. Хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора. Задача для воспитателей и психолога — помочь ребенку установить отношения с взрослыми и другими детьми.
Адаптация средней тяжести
Родителям, у детей которых прогнозируется адаптация средней тяжести, предлагается приводить ребенка на прогулку к 10 часам. Родитель гуляет вместе с ребенком. Такая ситуация привычна для малыша. За время прогулки и взрослые, и дети ближе знакомятся друг с другом. Если ребенок хорошо освоился на игровой площадке, если воспитателю удалось установить с ним доверительные отношения, то малыша зовут вместе со всеми детьми в группу покушать и говорят, что мама подождет ребенка на улице или в холле детского сада, или отлучится ненадолго в магазин. Если ребенок отказывается, воспитатель не настаивает. Он прощается с ребенком, приглашает его опять приходить погулять и выражает надежду на то, что может завтра он зайдет поиграть и покушать в группу. Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму. Задача для воспитателей и психолога установить доверительные отношения с ребенком. Если ребенок комфортно чувствует себя в группе во время обеда и в послеобеденное время, родителям предлагается приводить и оставлять ребенка в саду с утра. Если, в течение двух недель, ребенок не соглашается отпустить маму, мы продолжаем работать с семьей, отнеся ее к категории семей с тяжелой адаптацией.
Тяжелая адаптация
Дети с прогнозируемой тяжелой и очень тяжелой адаптацией также приходят в детский сад к 10 часам, на прогулку. Перед воспитателями и психологом ставится задача установить, в первую очередь, доверительные отношения с родителями. Ребенок, наблюдая такие отношения, начинает с большим доверием относиться к персоналу детского сада. Первые две недели такие дети приходят только на прогулку. Один — два раза в неделю после прогулки родитель вместе с ребенком идет на консультацию к психологу. После консультации мама с ребенком может поиграть в группе. К этому моменту другие дети в группе уже пообедали и их разбирают родители. Воспитатели освобождаются и могут больше времени уделить такому малышу. После того как воспитателям удастся установить доверительные отношения с родителем, а потом и с ребенком, малышу предлагается после прогулки вместе с детьми зайти в группу. Родители ожидают в холле. Далее работа с малышом строится по общему плану.
Очень тяжелая адаптация
По нашим наблюдениям, такая адаптация наблюдается у детей, родители которых не готовят ребенка к детскому саду, не выполняют рекомендаций, имеют серьезные личностные проблемы (часто, это депрессивные родители). Работа с такими семьями строится по плану работы с детьми тяжелой степени адаптации. Больше времени отводится на работу психолога с семьей.
Каждый год мы сталкиваемся с разными детьми. График, предложенный в качестве примера, демонстрирует основные тенденции: в группу приходит не более 1—2 новых детей в день, не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией в неделю. Желательно не назначать приход новых детей на понедельник, особенно детей с тяжелой адаптацией. Во вторую неделю работы, как правило, 1—2 ребенка из второй подгруппы переводятся в первую. На третьей неделе количество таких детей увеличивается вдвое. На четвертой — втрое.
Введение в группу практически всех детей в течение месяца становится возможным за счет большой предварительной работы как сотрудников детского сада, так и семьи.
Начиная с октября группа работает с 7 до 19 часов. Дети, которые комфортно себя чувствуют в первой половине дня, остаются на сон и вечернее время. Чаще всего это дети с легкой степенью адаптации и часть детей средней степени адаптации. Наибольшие трудности на этом этапе связаны с приучением ребенка к дневному сну в детском саду. Родители и воспитатели рассказывают, что ожидает малыша. Ему показывают кроватку, где он будет спать, объясняют, где он будет оставлять свою одежду, предлагают взять с собой любимую игрушку. Воспитатели переодевают ребенка в домашнюю пижаму. Взрослые всячески подчеркивают то, как хорошо теперь малышу. У него появилась еще одна своя кроватка. Желательно, чтобы родители в первую неделю, когда оставляют ребенка на дневной сон, приходили не позже 16 часов.
Наша практика работы с семьями, дети которых начинают посещать детский сад, свидетельствует, что большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества. Такие отношения предполагают равные, партнерские позиции, с прояснением желаний и возможностей каждой из сторон, с признанием собственного несовершенства и терпимым отношением к несовершенству другого. Если ребенок готовится к детскому саду, если и семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то количество сложностей адаптации детей к ДОУ будет сведено к минимуму.
Комментарии пользователей