Навигация
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
Старший воспитатель МДОУЦРР д/с № 5 «Гнездышко» г.о. Спасск-Дальний Приморского края Шевченко Н.А.
«Детская любознательность, если ее удается сохранить,
дает постоянный стимул к развитию способностей».
Н.С. Лейтес
Ребенок-дошкольник по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Именно оно создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире. Жаль, что эту особенность детской психологии редко учитывают в дошкольных учреждениях. Чаще обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Между тем неудовлетворенная потребность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже к психическим заболеваниям
Уровень развития исследовательских способностей дошкольника обусловлен и генотипом, и средой, в которой живет и развивается малыш. На каждом этапе развития формируется своеобразный фундамент будущих достижений ребенка. Естественно, то, что упущено в младшем дошкольном возрасте, может быть либо вообще невосполнимо в будущем, либо восполнено, но с существенными потерями. Это подтверждают исследования Дэвида Хьюбела и Торстена Визела, доказавшие, что мозг может функционировать в соответствии со своего рода философией «используй или потеряешь». Связи и проводящие пути в мозге, которые не используются, могут просто атрофироваться, тогда как используемые связи и пути часто буквально расцветают.
К сожалению, в общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск возможен лишь тогда, когда человек «обогатит свою память всеми знаниями, которое накопило человечество». Профессор кафедры психологии МПГУ, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад».
Как же разглядеть и поддержать первые ростки детского исследовательского поведения уже в младшем дошкольном возрасте?
В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка детском саду № 5 «Гнездышко» г.о. Спасск-Дальний Приморского края (заведующий - Рева А.В.) уже два года функционирует творческая группа по исследовательской деятельности дошкольников. Благодаря совместным усилиям педагогов, развивающая исследовательская среда в «Гнездышке» – это не только наличие в группах наборов металлических, пластмассовых, деревянных предметов, магнитов, ракушек, шишек, кусочков пенопласта, мерных стаканчиков, микроскопов. Это, в первую очередь, отсутствие искусственных ограничителей детской территории, многочисленных, часто нелепых запретов: «туда не ходи», «там не ползай», «руками не трогай», «сядь сейчас же на стульчик, а то испачкаешься», невнимания к детским вопросам: «отстань», «не приставай», подчеркнуто пренебрежительного отношения к детским выводам и умозаключениям. Педагоги ДОУ № 5 убеждены, что внешнее, насильственное ограничение поисковой активности приводит к ущемлению одной из наиболее значимых человеческих потребностей – потребности в исследовательском поиске.
Творческая группа по исследовательской деятельности дошкольников ДОУ № 5 «Гнездышко» советует воспитателям и родителям самых маленьких:
Неверно, что исследовательское поведение нужно развивать только у старших дошкольников: чем раньше, тем лучше! Были проведены сотни исследований (в т.ч. Роберта Фэнца), результаты которых подтверждают потрясающую интенсивность развития мыслительных способностей маленьких детей. Этот факт также косвенно подтверждают исследования Роджера Брауна, доказавшие, что дети быстрее усваивают более сложное.
Дети от природы – исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы. Задача взрослых – их от этого систематически не отучать. Это очень трудно – пересмотреть сложившийся у большинства людей стереотип о «любопытной Варваре», а между тем, стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно.
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо интересоваться мнением каждого малыша, уважительно относиться к первым детским выводам и умозаключениям.
Не огорчайтесь, если заметите, что некоторые дети не идут по общему пути. Есть дети, склонные к анализу и описанию мира (Кэтрин Нельсон назвала таких детей «соотносящими», так как они используют слова для соотнесения вещей и событий, происходящих в мире вокруг них). Другая группа детей больше заинтересована в самовыражении (Нельсон назвала их «экспрессивными»). Отсюда и различный уровень.
Развивая любознательность дошкольника, понаблюдайте за выражением его лица, ведь проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Умственно одаренные дети обычно получают удовольствие от умственного напряжения, так же как психомоторно одаренные дети получают удовольствие от повышенных физических нагрузок.
Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, разбирать игрушки, изучая их устройство. Взрослые! Будьте мудрыми и терпеливыми: многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных случайно – при расплескивании воды, рассыпании сахара. Поэтому если ваш малыш шлепает по лужам - не запрещайте и не ругайте. Лучше позаботьтесь о резиновых сапогах.
Уважая индивидуальность ребенка, не забывайте центральную идею Л. Выготского: люди могут добиваться большего, когда работают с другими людьми. Существует большая разница между тем, что дети делают самостоятельно, и тем, что они делают с чьей-то помощью. Этот интервал между их актуальным и потенциальным уровнями Выготский назвал зоной ближайшего развития. Чем шире эта зона у ребенка, тем лучше он подготовлен для перехода к более высоким уровням. «То, что сегодня является зоной ближайшего развития, завтра будет актуальным уровнем развития».
Также считаем нужным предостеречь от другой крайности: учить детей исследовать ВСЁ, что его окружает. В этой связи можно вспомнить известного английского математика У.Р. Эшби, задавшего, на первый взгляд, несерьезный, но очень глубокий вопрос о том, сколько антилоп погибло только потому, что им просто было любопытно посмотреть на шляпу охотника? Поэтому не следует рассматривать исследовательское поведение одномерно, оно имеет, по меньшей мере, две стороны. Максимально расширяя пространство для реализации исследовательской активности ребенка, взрослым следует стремиться к тому, чтобы его окружение было безопасным для здоровья и жизни. Важно также, чтобы и само окружение не очень страдало от деятельности начинающего исследователя.
Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска является важной задачей современных ДОУ и семьи.
Предоставьте детям свободу для экспериментирования, и они будут обладать любознательностью, гибким, продуктивным и оригинальным мышлением, высокой концентрацией внимания, легкостью ассоциирования, отличной памятью, здоровым чувством юмора – т.е. теми качествами, которыми обладают воспитанники нашего детского сада.
Также представляем вашему вниманию конспекты игр и занятий, разработанные воспитателями ДОУ № 5 для дошкольников первой и второй младшей, а также средней групп.
ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование(для детей первой и второй младшей групп)
ознакомление детей со свойствами воды(для детей второй младшей группы)
ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование(для детей средней группы)
Комментарии пользователей