ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Для того чтобы навыки работы на швейной машинке были более прочные, предусмотрена тема «Лоскутная пластика». Это предоставляет много возможностей для практического овладения техникой выполнения стачных швов, не требуя больших материальных затрат. Девочки знакомятся с творчеством народных умельцев Кубани, с историей создания изделий из лоскутков, что способствует привитию чувства уважения к людям труда, гордости за свой край.
В ходе изготовления декоративной прихватки у девочек, будущих хозяек, формируются умения по оформлению интерьера кухни, развивается эстетический вкус, воспитывается благоприятное отношение к дому и семье как основам индивидуального развития личности.
УРОК 1-2.
ТЕМА: Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутков. Материалы для лоскутной пластики, шаблоны. Инструменты.
ЦЕЛЬ: познакомить с историей создания изделий из лоскутков, отрабатывать технику безопасности при работе с инструментами. Воспитывать уважение к людям труда, местным народным умельцам.
ОБОРУДОВАНИЕ и НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: Работы мастеров (одеяло, прихватки); термины; лоскутки, иголки, булавки, ножницы, картон, линейки, цветные карандаши.
ХОД УРОКА.
I. Сообщение познавательных сведений.
«Мал лоскуток, а нужен!»
Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в картины, изысканные по цвету стеганые одеяла и другие сказочные по цвету и
красоте изделия достойные показу на всемирных выставках,
Лоскуты сшивают друг с другом ручными или машинными швами. Отсюда пошло название - лоскутное шитье.
Соединение мелких, разноцветных лоскутов ткани в единый орнамент часто называют лоскутной мозаикой.
- Где же, в какой стране возникло лоскутное шитье?
Вряд ли можно ответить на этот вопрос. Везде, где появлялась узорчатая ткань, бережливые хозяйки собирали разноцветные лоскутки и снова пускали их в дело. Так возникли лоскутные одеяла, коврики, дорожки.
Лоскутным шитьем вначале занимались в деревнях. В каждой семье имелись лоскутные одеяла. Они защищали от холода и в то же время радовали глаз разноцветьем лоскутков. В них было и другое тепло - они согревали душу. В лоскутном верхе одеял можно увидеть кусочки старой одежды, которые напоминали о близких людям. Бабушки шили и бережно хранили лучшие одеяла для детей и внуков. В них они передавали тепло своих рук, красоту души.
Лоскутные вставки, детали можно увидеть и в народном костюме. В некоторых областях России в женском крестьянском костюме присутствовала декоративная и одновременно полезная деталь - карман «лакомник». Это мешочек, который прикрепляли к поясу. Карман носили поверх сарафана, и туда можно было положить платочек, сладости, поэтому его и называли «лакомником». Лицевую сторону кармана украшал лоскутный рисунок. Рисунки были разнообразны, каждая мастерица придумывала свой.
Для лоскутной мозаики придумано много рисунков, орнаментов. Многие из них имеют названия. Иногда одни и те же рисунки в разных странах называются по-разному, хотя передают один и тот же образ. Например, в России это «Колодец» и «Изба», а в Америке
-«Американский квадрат» и «Бревенчатая хижина».
- Похоже на срубы колодца?
- Чем похожи и чем отличаются эти рисунки?
II. Сообщение темы урока.
Мы сегодня поучимся создавать свои рисунки, изготовим свои шаблоны, узнаем какие инструменты и приспособления нам понадобятся.
III. Объяснение с практическим закреплением.
1.Составим список всего необходимого для изготовления изделий из лоскутков.
Подготовленные сообщения девочек:
1) Какие лоскутки нам необходимы и как их подготовить.
2) Гармоничное сочетание цветов.
3) Инструменты, необходимые нам и техника безопасности при работе с ними.
4) Шаблоны.
2.Лоскутные рисунки.
Придумайте 3 лоскутных рисунка.
IV. Задание на дом: придумайте свои рисунки прихваток.
V. Подведение итогов, сравнение рисунков. Отметить наиболее удачные.
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ 3-12 С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ.
ТЕМА: «Изготовление декоративной прихватки»
ЦЕЛЬ УРОКОВ: Формировать навыки выполнения стачных швов. Развивать творческое начало каждой личности, эстетический вкус. Воспитывать трудолюбие, благоприятное отношение к дому и семье как основам индивидуального развития личности. Познакомить с профессией паркетчик.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ и ОБОРУДОВАНИЕ: образцы, рисунки прихваток, бумага в клетку, ножницы, булавки, иголки, нитки, утюг, швейная машина, лоскутки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Уроки проводятся в коррекционно-развивающем классе, что вносит свои особенности и трудности. Только единицы способны самостоятельно изготавливать изделия, со многими приходится работать индивидуально, разная скорость поэтапного изготовления салфетки. Поэтому на первых уроках составляется технологическая карта. Память и внимание у этих детей слабое, интерес к работе быстро угасает, поэтому многие этапы нужно проводить в игровой форме, например, чтобы повторить технику безопасности, можно использовать игру «Научи куклу Машу правильно гладить» или «Назови 7 опасностей, как их избежать».
В процессе поэтапного изготовления салфетки игра «Что напутал Незнайка» поможет правильно соединять детали прихватки.
Исходя из индивидуальных особенностей учениц, некоторые успевают изготовить только одну прихватку, некоторые - две.
ХОД УРОКА.
I. Вступительная беседа с элементами объяснения.
1. -Прием шитья из разноцветных полосок напоминает работу
умелого паркетчика, который, зная особенности рисунка разных пород
древесины, составляет многочисленные комбинации из деревянных дощечек.
Так и лоскутницы соединяют между собой нарезанную на узкие полоски
ткань, добиваясь разнообразного цветового эффекта: выстраивают полоски в «радужный» ряд, складывают как из бревнышек «колодец», а то и целую «избу» с теплым «очагом» внутри.
2. Анализ прихватки «Бревенчатая изба».
-Рассмотри рисунки прихваток. Что общего в них можно обнаружить? А чем они отличаются? Правильно. В центре маленький квадратик «очаг» - по традиции он красного и желтого цвета, символизирующего очаг в доме. Цвет полосок - «бревнышек» - тоже символичен: свет - освещенные углы избы, тень - темные углы.
3. Изготовление выкройки прихватки.
1. Приготовь квадрат размером 20 см на 20 см, расчерти его на полоски шириной 7/см (с учетом припусков на шов), составляем узор, нумеруя полоски. В центре квадратик. Каждая следующая полоска больше предыдущей. Разрезать полоски.
4. Раскрой прихватки.
1) Подбери хлопчатобумажные ткани. Сколько разных тканей надо приготовить? Подумай, какой расцветки будут детали?
2) Определи долевую нить в тканях. Выкраивай детали из тканей по выкройке - шаблону. Шаблоны располагай так, чтобы долевая нить проходила вдоль сторон квадрата или прямоугольника. Обводи шаблоны мягким карандашом. На лицевой или изнаночной стороне будешь делать разметку? Основа 20 см на 20 см любого цвета.
5. Инструкционная карта.
Соединение деталей между собой.
1) Загладьте на основе две диагональные линии, сложив основу в
двух направлениях, и в точке их пересечения приколите «очаг» лицевой
стороной вверх.
2) Первую (светлую) полоску лицевой стороной приложите к верхней части «очага», выровняйте срезы, пристрочите по припуску, приутюжьте шов на «ребро», отверните полоску, отутюжьте шов в направлении от центра изделия и обрежьте излишек вровень с «очагом».
3) Вторую (светлую) сторону приложите лицевой стороной к правой стороне «очага» и правому срезу первой полоски, прострочите, отверните, отгладьте и срежьте лишнее.
4) Аналогично пришейте третью (темную) полоску, совместив ее с нижней стороной квадратика и второй полоской.
5) Четвертую (темную) полоску притачайте сразу к трем деталям: левым срезам первой и третьей полосок и левой стороне «очага» - теперь он вокруг обшит первым рядом полосок.
6) Остальные полоски пришивайте ряд за рядом в той же цветовой последовательности по спирали вокруг «очага», пока основа полностью не закроется.
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
7. ИТОГ УРОКА.
Выставка работ.
Оценка качества готовых изделий.
- Достаточно изменить в узоре «изба» порядок настрачивания и цвет полосок - и получаются новые необычные узоры.
Комментарии пользователей