Навигация
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Занятие "Осень. Деревья"
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью. Активизация словаря по темам "Осень", "Деревья". Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и чтения слов. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде и числе).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного выдоха, речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Мультипроэктор, экран, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Упражнение "Листочки". [Объявление темы занятия. Развитие тонкой моторики, чувства ритма, координации речи с движением.)
Воспитатель. Положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.
Упражнение выполняется три-четыре раза по команде воспитателя. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.
Ребята вы наверно догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить? Конечно же о деревьях.
2. Изучение нового материала. Воспитатель показывает через мультипроэктор картинки с изображением деревьев, обговаривая каждое из дерева по следующему плану:
- Как называется дерево?
- Какое оно по размеру?
- Какие листья?
- Из чего состоит?
- Какую пользу приносит?
Берёза - это лиственное дерево - высотой 30-45 м, Корневая система берёз мощная, Берёза растёт медленно только в первые годы. Потом, наоборот, начинает расти быстро. Кора у большей части берёз белая, с чёрными прожилками. Листья берёзы цельные, по краю зубчатые, гладкие, перед опаданием желтеют. Семена очень легкие. Большинство берёз очень морозостойки, не страдают от весенних заморозков. Берёзы растут на песках, влажных и сухих почвах. Она встречается на сырых берегах рек и морей, на болотах, в болотистых тундрах, на сухих каменистых склонах, в знойных сухих степях.
Большинство берёз светолюбивы, хотя есть и довольно теневыносливые .
Значение - Стройное белоствольное светлое дерево, даёт тень, украшение, листья дают краску для шерсти., огонь, сок, для бани ветки
Картинка 1
Дуб - огромное и сильное дерево. У одних он вечно зелёный, а у других листья желтеют и опадают. Дерево цветёт, после чего созревают плоды. У дуба очень сильная корневая система, которая распространяется в нутрии земли тем самым закрепляет себя в земле. Ствол и ветки очень толстые, могучие и сильные. Лист очень красивый, резной. Кора защищает дерево, но так же приносит пользу, её используют для косметики. Древесина дуба отличается прочностью, крепостью, плотностью, твёрдостью и тяжестью. Дубовая древесина - превосходный строительный и поделочный материал: она идёт на подводные и сухопутные постройки, устройство подводных и основных частей деревянных судов (
Картинка 2
Рябина - Красивое и стройное дерево, может быть как один так и два и три ствола, то есть как кустарник. Стол серо - коричневого цвета, высокий. На деревьях очень красивые листья от 11-23, продолговатых, остропильчатых. Рябина цветёт -белые многочисленные цветки собраны в густые соцветия, появляющиеся на концах ветвей. Соцветия издают сильный специфичный запах. В конце лета место цветков появляются плоды. кругло - овальные ярко-красные, сочные. Плоды содержат много витаминов. Плоды её идут в пищу, прочная древесина - для столярных изделий. Рябина имеет значение и как медонос. Плоды рябины потребляются в свежем виде, в виде варенья, джемов, киселей, настоек, пастилы, мармелада, желе, а также моченая и маринованная. Плоды рябины использовались в народной медицине. Свежие плоды рябины имеют горьковатый вкус, но первые заморозки приводят к разрушению горького вкуса, и горечь исчезает.
Картинка 3
Ель - хвойное дерево, стройное красивое, вечнозеленое. Корневая система поверхностная , стелиться в земле. Крона конусовидная или пирамидальная. Кора серая.
Листья игловидные (хвоя), зелёные, короткие, жёсткие и острые. Дерево имеет семя - которое образуется виде шишки. Шишки продолговато-цилиндрические, заострённые, не рассыпающиеся, опадают по созревании семян целыми в первый год по опылении, длиной до 15 см. Живёт в среднем до 250-300 лет (иногда до 600). Чистые еловые леса очень плотные, густые, тёмные - ельники.
Картинка 4
Сосна - вечнозелёные, богатые смолой деревья, обыкновенно очень крупные. Это большое дерево до 40 м высоты. Сосна принадлежит к числу весьма светолюбивых. Листья игольчатые, сидят пучками. Как и елка у сосны семена - шишки. продолговатые, состоят из маленьких щитков - чешуйки. Эти чешуи сначала плотно сомкнуты. Древесина сосны используется как: Пиловочное бревно для выработки пиломатериалов. Кроме древесины, сосна служит для добывания смол. В лечебной медицине. Для изготовления лаков.
Картинка 5
3. Физминутка "Листья". [Координация речи с движением. Совершенствование умения прыгать с продвижением на носках ног.]
Воспитатель приглашает детей на ковер, где лежит кольцо из веревки.
Воспитатель. Давайте представим, что вы превратились в осенние листья, и вспомним упражнение, которое выучили еще в прошлом году. Только на этот раз листья будут кружиться вокруг лужи, которую мы обозначим синей веревочкой, на опушке леса.
Дети выполняют упражнение.
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в сто-роны.
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят. Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках. П. Нищева
Воспитатель. А теперь представьте, что ветер по одному забрасы-вает листочки в лужу, а потом выносит их из лужи. Сейчас вы будете прыгать на носочках в круг из веревки, а потом из круга. Приземляйтесь на носочки, слегка согнув ноги. Посмотрите, как делаю это я.
4. Игра "Разноцветные листья".( Нищева Н. В. Играйка 1.) [Расширение и активизация словаря по теме "Деревья" (относительные прилагательные), Совершенствование грамматического строя речи (образование формы существительных в родительном падеже с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде и числе).] Картинка 6
Воспитатель через мультипроектор показывает деревья, а под картинкой изображение листьев клена, каштана, рябины, дуба, сосны, ели.
Воспитатель. Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Покажите и назовите их.
Дети по очереди показывают и называют деревья.
Воспитатель. А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, и нажать листок что бы оно было рядом с этим деревом в кружке и вспомнить, какой это листок.
Пример: Этот листок упал с клена. Кленовый листок.
Воспитатель. С какого же дерева упал последний листок? Дети. С каштана.
Воспитатель. Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить. А теперь представьте, какого цвета листья деревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. Это - зеленые еловые иголки.
5. Игра "Один - много" (с мячом).
Я буду называть один лист, а вы - много листьев, или дуб - дубы. Например, один берёзовый лист - много берёзовых листьев. Слова: клён, берёза, осина, рябина, кленовый лист, дубовый лист, рябиновый лист,.. .
6. Пальчиковая гимнастика "ОСЕНЬ"
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения
Ветер листики считал: ладонями.)
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на
Вот кленовый, обеих руках.)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони
Ветер бросил на тропинку. на стол.)
7. Игра с мячом "Скажи наоборот"
Сосна высокая, а рябина низкая.
У сосны иглы длинные, а у ели ....
У дуба ствол толстый, а у березы ....
У клена листья большие, а у березы ....
У березы ствол светлый, а у клена ....
8. Игра "Закончи предложение нужными словами"
Воспитатель через мультипроектор показывает картинку, а дети заканчивают предложение.
картинка 7
9. Игра "Что происходит с листьями" (расставь по порядку) картинка 8
Воспитатель обращает внимание детей о том что всё в жизни постепенно растет, созревает и умирает. Так происходит и листьями. Давайте вспомним что происходит с листьями весной?, летом?, осенью?, зимой?
10. Упражнение "Четвертый лишний". [Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.) Картинка 9
Зачеркни лишний предмет. Объясни, почему он лишний.
11. Игра "Лабиринт" картинка 10
Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзинку листья. Сначала проведи по каждой дорожке пальчиком, потом обведи дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел? {Белочка нашла зеленый дубовый лист. И т. д.)
12. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили на занятии? (о деревьях)
Какие деревья вы знаете? (Берёза, клён…).
Комментарии пользователей