Воспитание уважительного отношения детей дошкольного возраста к семейным традициям
Воспитание уважительного отношения детей дошкольного возраста к семейным традициям
Опубликовано: 22 декабря 2024 Автор:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр Развития Ребенка детский сад «Россиянка»
ВОСПИТАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЕМЕЙНЫМ
ТРАДИЦИЯМ.
РЕФЕРАТ
Выполнила
воспитатель II квалификационной категории Москаленко С.Н.
Обнинск, 2011
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………..3
2. Что такое семейные традиции………………………………………..4
3. Какие бывают традиции…………………………………………...….6
4. Роль семейных традиций в жизни малышей……………………......9
5. Воспитание дошкольников на семейных традициях……………... 11
6. Заключение…………………………………………………………...12
7. Список литературы…………………………………………………..12
8. Приложения…………………………………………………………..14
Введение.
В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:
• Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;
• Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
• Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
Рассмотрим более подробно, что же такое семейные традиции, какими они бывают и зачем они нужны.
Что такое семейные традиции?
«Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура»
(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка).
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.
Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.
В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей, животных, литературных героев.
В традициях обычно отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности.
Какие бывают традиции?
Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей, другие, новые традиции отражают завоевания советского общества и являются общим достоянием. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни — давняя хорошая традиция.
В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего.
Очень полезна традиция ежевечерних чтений, обсуждений прочитанного, свободных высказываний и обмена мнениями, даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что ему читают, даже звук голоса матери будет ему полезен.
Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого.
День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения!
А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке. Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ребенку потом вспомнить свое детство. Для детей все праздники - необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, посещение мест памятных для предков и т.д.) Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи.
Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, национальные игры, спортивные развлечения и другое.
Главное, что бы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.
Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник – вторую. Можно придумать и специальные формы прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день.
Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи.
Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев.
Будет еще интереснее, если дать малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложить ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим и… очень вкусно пахнет!
Можете организовать и праздники "национальной" кухни – одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или… пить из блюдца.
Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник в первые выходные лета. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы.
Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению. К сожалению, очень немногие могут себе это позволить.
Но, разумеется, это не означает, что нужно отказываться от соблюдения каких-то общих правил в принципе. Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.
В последнее время возрос интерес к традициям семейного воспитания и к национальным традициям. Это связано не только с возрастание национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое его окружало с первого дня рождения.
Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь.
Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику.
Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остаётся их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.
Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребёнка идёт более успешно. Главное, чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей.
Роль семейных традиций в жизни малышей
• Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день – праздник".
• Дети гордятся своей семьёй.
• Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.
• Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение
Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.
• Традиция повторяется всегда, ведь она - традиция.
• Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным.
А еще семейные традиции и ритуалы:
• позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено;
• дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
• настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда "каждый день – праздник";
• создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
• позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
Родителям вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки!
Существует только три главных правила:
• повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
• традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
• можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы, – главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка.
Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.
Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее будет ребенок.
Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать малышу ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает.
Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них карапуз ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу.
Смысл ритуалов и домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что.
Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Та серьезность и уважение, с которыми взрослые относятся к привычкам ребенка, ими же созданными, способствует развитию у карапуза чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.
Воспитание дошкольников на семейных традициях.
Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т. к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.
Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.
К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно.
Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей.
Заключение.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. В семье формируется отношения ребёнка к внешнему миру. В основе семейных традиций всегда лежит какая-либо идея, норма, опыт семьи, которая направлена на упрочнение взаимоотношений и взаимопонимания между родителями и детьми.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Использованная литература:
1. А.В.Дронь, О.Л.Данилюк. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольнико. – СПБ.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011,
2. Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет, - М., «Творческий центр», 2008.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
4. Покровский Е.А. Детские игры, - СПб., 1994.
5. Учусь жить среди людей. Под ред.Заозёрской Н.И., Мулько И.Ф. «Пресс А», 2001.
6. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию, - «ВАКО», 2008.
7. Шапошникова С.В. Групповая традиция в детском саду, «Учитель», 2007.
8. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения, «Детство-Пресс» , 2001.
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Уважаемые дедушки и бабушки!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1. Что Вы понимаете под словом «досуг»____________________
_____________________________________________________
2. Как Вы проводите совместный семейный досуг:
• Совместный просмотр телепередач (обмен мнениями о просмотренных телепередачах),
• Семейное чтение вслух (обмен мнениями о прочитанном),
• Посещение театров, музеев (обмен мнениями о посещении),
• Посещение концертов (обмен мнениями о посещении),
• Посещение художественных выставок (обмен мнениями о посещении),
• Другое.
3. Есть ли у Вас общие занятия и увлечения?______________
4. Что, по-вашему, входит в понятие «семейные традиции»?
_______________________________________________________
5. Какие традиции есть в Вашей семье?_______________________
_______________________________________________________
6. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?____________________________________________
7. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
__________________________________________________________
Спасибо!
Приложение 2
Конспект занятия
Тема: «Семейные традиции»
Цель занятия:
Воспитывать в детях уважение к семейным традициям.
Задачи:
- Подвести детей к пониманию слова «традиция»,
- Побуждать их к рассказыванию
- Учить правильно строить простые и сложные предложения.
- Активизация словаря: семья, традиция;
прилагательные: музыкальная, спортивная, заботливая, многодетная, дружная.
- Учить делить слово на слоги; различать твёрдый и мягкий звук.
- Закрепить знание геометрических фигур: трапеция, овал, круг, квадрат, прямоугольник; геометрических форм: конус, куб, цилиндр. .
- Учить детей работать группой, работать в паре, анализировать, находить путь в решении поставленной задачи или проблемной ситуации, уметь договариваться.
Предварительная работа:
- Рассматривание семейных фотографий, беседа;
- Совместная работа с родителями и детьми.
Последующая работа:
Вывести в группе семейную традицию (коллективное издание книги).
Индивидуальная работа:
Уделить внимание развитию связной речи: с Маргаритой, Вадимом, Ильёй, Вовой.
Материал:
Материалы для моделирования (строим дом для семьи); кукла — бабушка Варварушка; карточки; картинки; рисунки детей; фотографии.
Методические приёмы: артикуляционная гимнастика, пальчиковые упражнения, загадка, игра, беседа, рассказ, поправка, подсказка, индивидуальная работа, совместная работа с родителями.
Ход занятия
1. Вводная часть.
• Приветствуем гостей, встаём в круг. Улыбаемся друг другу, желаем доброго утра.
• Загадка
Он шалун, говорун,
Он весёлый болтун.
В дом залез и молчок
Там живёт? …Язычок
• Упражнения для язычка:
язычок ''проснулся", "потянулся», поиграем с язычком:
«Уборка в домике» («Шарик»)
«Вкусное варенье» (облизываем губы)
«Зоопарк» («Слон», «Обезьяна», «Змея»)
«Качели» (вправо - влево)
• Поиграем с пальчиками!
Пальчиковое упражнение «Дом»
Па поляне дом стоит,
Ну, а к дому путь закрыт.
Мы ворога открываем,
В этом домик приглашаем!
2. Основная часть.
• - Кто же живёт в этом домике?
Отгадаете загадку - узнаете!
Картинка «семья»
7 Я
Почему вы решили, что это слово «семья»? (Ответы детей).
— У каждого из Вас есть своя семья.
1) В семье все заботятся друг о друге.
Какая семья? (ответы)
- Заботливая семья -
2) - В семье все дружат друг с другом.
Какая семья? (ответы) - Дружная семья -
3)-В семье все играют на музыкальных инструментах, слушают музыку. Какая семья? (ответы)
- Музыкальная семья -
4) - В семье все занимаются спортом.
Какая семья? (ответы)
-Спортивная семья,
5) - В семье много детей.
Какая семья? (ответы)
- Многодетная семья -
• Предлагаю детям младшего возраста построить дом для семьи. (Коллективная работа!)
-Кто строит дом? (ответы детей) - работают с воспитателем.
• СТАРШАЯ ГРУППА
• Пальчиковое упражнение «Дом»:
Молотком стучу, стучу
Сто гвоздей заколочу!
Будем строить дом, дом.
Будем жить в нём, в нём!
- Кто же будет в нём жить? (Семья)
• Пальчиковое упражнение «Семья»
Первый пальчик - дедушка,
Второй пальчик - бабушка,
Третий пальчик - папочка,
Четвёртый пальчик - мамочка,
Пятый пальчик - Я.
Вот и вся моя семья!»
• Беседа: В семье люди живут вместе, дружно в одной квартире или доме, под одной крышей. В каждой семье появляются свои ТРАДИЦИИ. - Какое слово вы услышали?
«Традиция»
ТРА-ДИ-ЦИ-Я (?? 4 слога)
"Т" - первый звук;
Твёрдый (стучат кулачки)
Сегодня в гости к нам пришла бабушка Варварушка. Она много лет прожила, у неё большая семья. Бабушка Варварушка знает много семейных традиций.
Пример: Все собираются за вечерним чаем, рассказывают...
-В моей семье есть такая традиция: каждый праздник мы печём пирожки или большой пирог. Месим тесто, делаем разные начинки: из капусты, из яблок...
Я думаю, что в вашей семье есть тоже свои традиции. Расскажите о них, а бабушка Варварушка послушает вас!
Постучим в её дверь! Тук-тук... (Сначала я, потом вы...)
• Рассказ Полины о том, как каждый праздник они всей семьёй (бывают) проводят в этномире.
(Полина вместе с мамой подготовила рассказ, а папа сделал фотографии)
- Полина! Если у тебя будет когда-то маленькая дочка, вы будете посещать этномир? Почему?
(Ответ, дети помогают)
Полина вместе с родителями делает поделки, которые они увидели в этномире.
• Рассказ Риты. Рита вместе с мамой и папой вместе нарисовали эти рисунки и подготовили рассказ.
Рассказ о том, как семья проводит свой выходной день. Ходят в лес, вместе обедают, смотрят мультфильмы.
-Рита, а если мама не сможет быть с вами, ей нужно обед приготовить?
(Ответы детей). Ты любишь так проводить этот день? Почему?
• Рассказ Димы по рисункам, как всей семьёй они проводят летний отпуск у бабушки в деревне.
• Рассказ Вани о том, как они всей семьёй проводят отпуск, путешествуют.(Рисунок, фотографии)
Если у тебя будет своя семья, ты будешь продолжать ли путешествия? Почему?
- Какие семейные традиции есть ещё у вас?(Ответы)
Благодарю детей - Бабушке Варварушке ваши рассказы очень понравились!
3.Заключительная часть.
• Сюрпризный момент:
- Подойдите к столу! Для вас есть сюрприз.
Как вы думаете, нашу группу можно назвать семьёй? (Ответы)
- Давайте для нашей семьи-группы придумаем свои традиции. Подумайте с мамой, папой дедушкой, бабушкой!
- А я для вас придумала традицию.
(Поднос с предметами)
- Что это? Краски.
- Кто ими рисует? Художник.
- Что это? Ручка.
- Кто ей пишет? Писатель, поэт.
Цветная бумага, клей, ножницы.
-Для чего листы бумаги (в виде книги)?
(Ответы детей) Мы с вами будем писателям, и художниками, и поэтами! Мы будем «издавать» книгу! Сочинять сказки, рассказы, стихи! Согласны! Нравится вам такая традиция?
• Предложить детям построить из геометрических фигур дома для своих семей.
• Подведение итога занятия:
- Понравилось вам занятие? О чем мы с вами говорили? Что больше всего понравилось?
• Поблагодарить детей за работу и пригласить посмотреть дом, который построили малыши.
• Пригласить детей на чай с пирогами.
Комментарии пользователей