Развитие выразительности речи старших дошкольников в процессе интеграции с театрализованной деятельностью
Развитие выразительности речи старших дошкольников в процессе интеграции с театрализованной деятельностью
Опубликовано: 13 ноября 2024 Автор:
Согласно программе «Детство», в развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развитие речевого творчества, выразительности речи; - развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности; - подготовка к обучению чтению. Все эти направления в своей работе я старалась охватить путем интегрирования разделов «Развитие речи» и «Театрализованная деятельность дошкольников».
В настоящее время в литературе можно найти большое количество практического материала (сценариев различных праздников и развлечений, описания игр), но недостаточно методической литературы, в которой бы содержались материалы о последовательной работе по интеграции речевой и театрализованной деятельности дошкольников, диагностические материалы по развитию творческих (в том числе речевых) способностей, по изучению детских интересов и предпочтений в театральных играх. Интегрированные занятия помогают в развитии творческих и речевых способностей детей.
Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает в себя также и неречевые средства: жесты, мимику, пантомимику, пластику. Многие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, я решила связать работу над развитием речи детей со средствами театрализованной деятельности, с ее атрибутами и элементами.
Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует развитию у них коллективных умений, чувства взаимопомощи, взаимопонимания. В своей работе я выделила следующие линии: - обучение детей умению задавать вопросы; - обучение детей умению составлять предложения; - обучение детей придумыванию загадок, сравнений, метафор; - обогащение словаря детей; - развитие речи – рассуждения (объяснительной, доказательной); - развитие интонационной выразительности речи. Работу по этим направлениям разделила на несколько этапов.
Первый этап – предварительный. Прежде чем начать учить детей задавать вопросы, проводила работу над дифференциацией интонации. Так, на самом первом этапе предложила ребятам послушать рассказ: - Вчера я ходила на рынок и купила там яблоки и груши. Это фрукты. Задаю детям вопрос: «Почему вы мне ничего не ответили? - выслушиваю ответы, - Ну хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи? Да, конечно. Как вы поняли, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй спросила?» С детьми пришли к выводу, что наш голос может изменяться – повышаться и понижаться. Таким образом мы передаем информацию.
Для развития восприятия мелодики использовала прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Выучила с детьми стихотворения о знаках препинания, использовала игру «Покажи знак» (дети поднимают нужный знак в течение всего рассказа воспитателя в зависимости от интонации), дидактическую игру «Звукорежиссер». После того, как дети научились определять интонацию вопроса, восклицания и повествования, перешла к следующему этапу: учила дошкольников задавать вопросы. В помощь взяла хорошо известную игру «ДА - НЕТ». Также создала подборку задач для этой игры на основе сказок, т.к. детям интереснее работать именно на материале сказок.
Такие задачи использовала перед инсценировками, драматизациями, игрой в настольный театр для определения темы.
Третий этап – составление предложений. Для составления достаточно длинного распространенного предложения также можно использовать сказки. Интересна игра «От каждого по словечку» (дети добавляют свое слово к вышесказанному): Воспитатель: Колобок. Настя: Колобок катится. Глеб: Веселый Колобок катится. Данила: Веселый и румяный Колобок катится. Эвелина: Веселый и румяный Колобок катится по дорожке. И т.д. Для игры использовала сказки «Красная Шапочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка» и др. Также широко использовала творческие игры со словами (например, «Предложение – чайнворд»).
Далее можно приступать к работе над обогащением словаря детей. На основе сказок придумывали с детьми красивые прилагательные для характеристики героев. Так, при обсуждении сказки «Заюшкина избушка», дети называли зайчика маленьким, хорошим, пушистым, грустным, удивленным, испуганным, трусливым, добрым. Без сказки и ее эмоциональной драматизации вряд ли дети сумели бы подобрать столько определений. Интересна в работе игра «Я еду…» Начало игры всегда слова «Я еду», а дальше идет детское словотворчество: в деревню, на Северный полюс, в гости, на море. Далее в зависимости от хода игры, воспитатель корректирует вопросы. Например: «Зачем?», «К кому?», «С кем?», «На чем?», «Беру с собой (что?)…» и т.д.
Чтобы было интересней, а также с целью раскрепощения детей, вводила элементы театрализации. Еще одна игра, способствующая обогащению словаря – «Цепочка слов», в которой активизируются существительные и определения. Вот один из ее вариантов: «Морковь – Морковь сладкая – Сладким бывает сахар – Сахар белый – Белый снег – Снег холодный – Холодное мороженое – Мороженое вкусное и т.д.» Очень любят дети игру с волшебными кругами «Что у нас такого цвета? Мы расскажем вам об этом!» (воспитатель показывает круг определенного цвета, дети придумывают, что это может быть. Например, желтый – одуванчик, солнце, дыня, цыпленок, платье и т.д.). С помощью цветных «волшебных кругов» можно придумывать небольшие рассказы и сказки.
Необходимо активизировать в речи детей глаголы. По словам профессора Волковой Г. А., глагольный словарь – основа мыслительной деятельности человека. Для обогащения словаря глаголами использовала игры с мячом «Кто как разговаривает?», «Подскажи словечко», «Что в природе происходит?», «Кто как передвигается?» и другие. Все действия старались изображать с помощью пантомимы, таким образом интегрируя работу над развитием речи детей с разделом «Театрализованная деятельность».
С помощью мяча развивала моторику руки, подвижность пальцев и кисти. Также широко использовала творческие игры со словами, способствующие обогащению словаря. Учила детей придумывать загадки на основе свойств или признаков предметов. Так, Лена придумала загадку о медведе: большой, неуклюжий, спит в берлоге в стужу. Способы придумывания сравнений позаимствовала из технологии ТРИЗ. Один из них такой; объект №1 + какой + объект №2. Вот что получилось у детей: облака легкие, как вата (пух); пантера быстрая, как ветер.
Хорошо понимая, что основное назначение речи – ее коммуникативная функция, а, в свою очередь, коммуникативная компетентность ребенка – необходимый фактор подготовки детей к школе, работала над развитием связной речи, основное внимание уделяя развитию доказательной, объяснительной речи, речи – рассуждения, речи – планирования. И снова на помощь приходят игры из ТРИЗ: «Хорошо – плохо» (о городе, прогулке в детском саду, дожде, временах года и т.д.).
Занятия по развитию речи старалась проводить на основе единого сюжета. Очень заинтересовали детей занятия «Волшебный чай», «Кино про красную Шапочку», «Как тигренок научился рычать» и другие. На всех занятиях использовала элементы театрализованной деятельности, небольшие этюды, драматизации. С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников, проводила занятия из цикла «Театр скороговорок», на которых разыгрываются инсценировки на материале скороговорок. Широко использовала дидактические игры «Расскажи сказку в лицах», Мои любимые сказки», различные виды театра (пальчиковые, настольные, Бибабо), а также настольные игры «Играем в театр» и «Кукольный театр», материал которых позволяет не только рассказывать известные сказки и режиссировать их, но и сочинять собственные разными способами (методом каталога, фокальных объектов, методом перемещения и др.)
Огромное внимание уделяла развитию интонационной выразительности речи. Я уже упоминала о коммуникативной компетентности ребенка. Коммуникативная компетентность представляет собой умения, позволяющие осуществлять обмен информацией: установление контакта, обмен информацией, поддержание обратной связи, ориентировка на партнера, учет его личностных особенностей. Одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности является интонационная выразительность речи, значительно облегчающая коммуникацию, способствующая успешному взаимодействию ребенка со сверстниками и педагогами, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей.
Интонационной выразительностью речи дети овладевают в процессе общения со взрослыми. Работу по развитию выразительности речи проводила в два этапа: - формирование навыков восприятия интонации (работа на этом этапе описана выше), - формирование навыков её использования в собственной речи.
В любом высказывании или его части (предложении) можно выделить следующие компоненты: логическое ударение, мелодику, темп, ритм, паузу, тембр. Очень важно научить детей понимать и правильно расставлять логическое ударение во фразах. Это необходимо для того, чтобы яснее и эмоциональнее донести смысл своих высказываний до других людей.
Логическое ударение – выделение наиболее важных по смыслу слов, поэтому я старалась привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы в инсценировках, стихотворениях, пословицах. При затруднении оказывала помощь в виде наводящих вопросов. Например, анализируя фразу «Куры клюют зерно», выделяла сначала первое слово. Вопрос детям: «Кто клюет зерно? Какое слово выделено голосом? Да, куры , а не другие птицы». Далее выделяла второе слово. «Что я теперь уточнила о курах? Да, что они клюют, а не летают, сидят и т.д.» Затем выделяла третье слово, снова задавая детям уточняющие вопросы.
Темп речи – это ускорение или замедление произносимых фраз. Для этого закрепляли с детьми понятия «быстро», «медленно», «умеренно». В качестве речевого материала использовала потешки, поговорки, скороговорки, предлагала детям выполнить серию прыжков, хлопков, взмахов рук в том темпе, в котором проговаривается текст (при ускорении речи ускоряются и движения).
Также использовала подвижные игры с изменением темпа речи и движений («Карусели», «Барабанщики»), заучивала стихотворения, в сюжете которых заложено изменение темпа речи. На каждом занятии стараюсь использовать речевые игры на развитие артикуляции и правильного дыхания. Тембр голоса передает эмоции человека, это эмоциональная окраска голоса, его повышение или понижение, усиление или ослабление звучания, поэтому основа работы над тембром – работа над развитием эмоций. С целью развития эмоций использовала игры «Мама и детеныши», «Большой – маленький», «Облака», «Школа зверей» и др.
Также понимать и проявлять определенные эмоциональные состояния помогали дидактические игры из серии «Азбука эмоций»: «Ребята с нашего двора» и «Зоопарк настроений», игры «Звукорежиссер», «Прочитай письмо». Заучивала с детьми пословицы и поговорки об эмоциях человека и стихотворения, в которых отражены полярные эмоции. В качестве наглядного материала использовала пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выраженных лиц.
Кроме того, использовала творческие игры на развитие выразительности движений, раскованности и произвольности, а также игры и упражнения на развитие пластики и жестов. Велика роль пальчиковых игр, «пальчикового театра», которые планирую ежедневно.
Все вышеперечисленные материалы оформила в виде картотек, что облегчало ежедневное планирование и работу с детьми. Составлены также перспективные планы по развитию творческих способностей (в том числе и речевых) через театрализованную деятельность для старшей и подготовительной групп.
Результатом работы в этом направлении является повышение познавательного интереса детей к играм – драматизациям, расширение речевого творчества воспитанников, в повышении уровня развития речи дошкольников, что выражается в ее интонационной выразительности, в умении произносить монологи и развернутые диалоги, составлять небольшие рассказы, сочинять сказки, подбирать рифмы, в обогащении словарного запаса детей, в умении детей раскрепощено держаться при выступлениях, выбирать средства выразительности (как одно из них – интонационную выразительность) для драматизаций и импровизаций, передавать с их помощью настроение, эмоциональное состояние, переживания персонажей.
В заключение хотелось бы привести цитату великого драматурга Б. Шоу: «Письменное искусство богато грамматически, но совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Есть 50 способов сказать «нет» и 50 способов сказать «да», в то время как написать слово можно только один раз». Более того, иногда с помощью интонации можно придать фразе совсем иной смысл, чем выражают слова.
Интонация очень важна, и в своей работе я всегда старалась помнить об этом: старалась, чтобы собственная речь была выразительной, эмоциональной, внятной.
Работа по развитию речи вообще, и по развитию интонационной выразительности в частности, очень трудна, но крайне необходима. И легче, интереснее ее проводить, интегрируя с театрализованной деятельностью. Именно интеграция позволяет развивать третье направление, обозначенное в программе «Детство» - развитие индивидуальных способностей и становление самостоятельной художественно – речевой деятельности детей, развитие их творческих способностей.
Комментарии пользователей